Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием средств ИКТ по теме: «Обмен веществ и энергии»
методическая разработка по биологии (8 класс)

Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_obmen_veshchestv_i_energii_8_klass.doc883 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика

Ожиганова Л.И»

Методическая разработка

открытого урока в 8 классе

с использованием средств ИКТ

по теме:

«Обмен веществ и энергии»

                                                                                         Учитель биологии

                                                                                  Султанбратова М.Н.

с.Орша

Цель:        

Образовательные: создание условий для 

Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма.

Воспитательные: создание условий для  

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
  • развития умений анализировать, делать выводы.

Задачи:        1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ

                2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме

                3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и                 расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма

                4. продолжить формировать умение работать с различными                                 источниками информации.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал, компьютор

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЕ

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Обмен веществ.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

        Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ.

        Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

  1. Виды и стадии обмена веществ.

        Организм живет и человек получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется как вы знаете, в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода, есть лишь подготовительная стадия обмена веществ.

Задание. Объясните схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ»  

  1. Превращение энергии в организме

Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Электрическая – передача информации по нервным волокнам с помощью импульса.

Химическая – биосинтез АТФ, белков, жиров, углеводов.

Механическая – сокращение скелетных мышц, сердца, диафрагмы.

Тепловая – поддержка постоянной температуры тела, выделение избытка тепла в окружающую среду.

  1. Расход энергии.

Для жизнедеятельности организма минимальная суточная норма энергии составляет 10500 кДж.

  1. Взаимное превращение веществ в организме

Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени.

Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада.

При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии.

Схема «Обмен углеводов»

Схема «Обмен белков»

Схема «Обмен жиров»

Задание. Превращение веществ идут на ферментных системах клетках печени. Отсюда, объясните схему «Превращение веществ»

  1. Регуляция обмена веществ в организме

Обмен веществ регулируют определенные системы организма – это нервная и гуморальная.

III. Закрепление изученного материала.

 

Задание. Можно ли судить об изменении интенсивности энергетического обмена по количеству углекислого газа, выделяемого человеком или животным?

Задание составить 5 предложений с усвоенными понятиями, чтобы они в этих предложениях ни разу не повторялись

Ответы учащихся.

IV. Домашнее задание. 

Учебник п.36

        

Список литературы:

  1. Биология: 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений/  А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.-М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Школа XXI век.»

Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Изучение биологии помогает развитию познавательных интересов учащихся, обеспечивает формирование у школьников ценностных представлений о человеке и окружающем его мире. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий  в форме мультимедиа-презентаций,  Smart – технологии. Презентации призваны помочь учащимся получить наглядную информацию о том, что изучается на уроке, повторить пройденный материал. Учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует графические возможности приложения к уроку. На экране последовательно создаются все этапы урока, во время демонстрации которого учитель кратко комментирует происходящее на экране, при этом затрачивается меньше времени, которое увеличивается на решение проблемных или творческих заданий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Методическая разработка открытого урока 8 класс.

Методическая разработка открытого урока 8 класс....

Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Презентация Методическая разработка "Открытый урок по классу вокала. Ансамблевое (дуэтное) музицирование"

Методическая разработка с кратким описанием основных важных этапах работы с вокальным дуэтом  на примере нескольких высокохудожественных произведений....

Методическая разработка открытого урока "Трансформатор. Производство, использование и передача электрической энергии", 2020

Изучить устройство и принцип действия трансформатора, процесс передачи электрической энергии на большие расстояния в связи с необходимостью получения и применения энергии на практике....