Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Михайлютенко Наталья Викторовна

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioloiya_7_klass_vneurochnaya_deyatelnost.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яготинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

Рассмотрено   Методическим объединением руководитель МО       _____________________               Протокол № __________

от «    » _________ 2021г.

Согласовано                          Заместитель директора

по УВР _______________  О. В. Зрюева

«     »____________ 2021 г.

Утверждаю

Директор школы

_________________

Г. И. Фридель

Приказ № ____________

от «  » _________ 2021г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по биологии

7 класс

«Экология животных»

основное общее образование,

 

                                                                   

                                                                                                  Составитель: Михайлютенко Н.В

                                                                                                                                                                            учитель биологии

Яготино

2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности  составлена на основе:

  1. Федерального государственного  образовательного       стандарта основного  (общего) образования  от  17.12 2010 г № 1897
  2. Федерального базисного учебного  плана  
  3. Примерной  основной образовательной программой основного общего образования 2011г

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации  внеурочной  деятельности по  предмету  биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Внеурочная  деятельность  по биологии организуется для учащихся 7-х классов, которые уже знакомы по урокам  курса  биологии  5-6   классов с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия  позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии  и  экологии, так как  программа  предусматривает участие школьников  в  предметных  олимпиадах и  конкурсах.

Курс, рассчитанный на 35  часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология  животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю в 7 классе.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности».  

           Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.  В связи  с   медицинским  направлением  школы  по  профильному  образованию  поможет  осознанно  школьникам  сделать  свой  выбор,  связанный с обучением в медицинских классах.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: формирование  у  учащихся  интереса к изучению   животных, так как  много  интересной информации   о   животных остается  за страницами учебника

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 1 учебных час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс  «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Результаты освоения курса экологии

        Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии  в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных  в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных  к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
  • овладение методами экологической  науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)

В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)

В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)

проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного  организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Учебно-тематический  план

Раздел

Кол-во часов

1

Среды жизни и  их обитатели

2

2

Гиганты  моря и карлики в мире животных

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел

4

4

Ядовитые  животные

6

5

Животные -рекордсмены

2

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители

3

8

Язык животных

4

9

Животные – понятливые ученики

2

10

Герои песен,  сказок и легенд

2

11

Животные - символы

2

12

Бионика –перспективы развития

2

Итого

35

Содержание программы.

1. Среды  жизни и их обитатели (2 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

2.Гиганты моря  и карлики в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши  (слоны, жирафы,  бегемоты, носороги, медведи).

3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).

 Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы.  Защитные покровы животных.  Надежность и уязвимость  защиты.

4.Ядовитые животные (6 ч).

Яды для  защиты  и нападения.  Расположение  ядовитых желез.  Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные,  змеи.  Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

5.Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард.  Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

6.Животные -строители (2 ч).

Пауки,  пчелы, птицы,  бобры.

7.Заботливые родители(3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан,  волки.  Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего  большинства птиц и млекопитающих.

           8.Язык животных (4 ч).

Танец  пчел,  ультразвуки  летучих мышей,  дельфинов,  пение птиц, общение млекопитающих.  Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

10.Герои  песен, сказок и легенд(2 ч).

11.Животные – символы (2 часа)

12.Бионика  - перспективы  развития (2 часа).

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Наименование темы

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

1

Среды  жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к  этим средам

Беседа

конспект

2

Характеристика  почвенной среды  и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к  этим средам

Беседа

Конспект

3

Гиганты  моря.   Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.    Отряд Акулы  и Скаты.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Конспект

4

Гиганты  моря.  Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Активная лекция

Конспект

5

Гиганты  суши.  Класс Млекопитающие. Отряд  хоботные. Отряд  Хищные. Семейство медвежьи.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

6

Гиганты  суши. Класс  Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.  Жирафы  и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Презентация

Проект

7

Защитные покровы животных.  Простейшие фораминиферы.

Активная лекция

Конспект

8

Раковины моллюсков.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

9

Панцири  броненосцев и черепах.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект. Результаты

10

Покровы рыб. Надежность и уязвимость  защитных покровов животных.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.Презентация

Проект

11

Яды  для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

12

Тип  Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы.  Морская  оса.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

13

Тип Членистоногие.  Класс Насекомые. Пчелы.  Осы.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

14

Тип Членистоногие.  Класс Паукообразные.  Пауки и клещи.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации Презентация

Проект

15

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации

Проект

16

Тип  Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.

Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

17

Рекорды  беспозвоночных  животных  - кузнечика и муравья.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

18

 Сокол сапсан – рекордсмен полета.   Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард  рекордсмен по бегу. Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

19

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки.  

Рассказ с элементами беседы.

презентация

20

Строители среди позвоночных животных.  Гнездование для птиц,  хатки бобров.

Исследовательская работа  Презентация

Оформление и представление результатов работы.

21

Забота о потомстве у беспозвоночных  - осьминоги,  перепончатокрылые.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

22

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.  

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

23

Забота о потомстве у позвоночных среди  пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

24

Язык животных.  Танец пчел, муравьев,

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

25

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Лекция с элементами беседы

Конспект

26

Значение пения птиц, общение млекопитающих.  

Работа в группах

Проект

27

Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

28

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

29

Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

Работа  в группах

Проект

30

Животные – герои  песен и сказок.

Работа  в группах

Проект

31

Животные – герои  легенд.

Работа  в группах

Проект

32

Животные символы  стран  Египет  (кошка),  Индия (корова)  и др.

Работа  в группах

Проект

33

Животные символы.

Работа  в группах

Проект

34

Бионика как наука.

Работа  в группах

Проект

35

Перспективы развития бионики.

Конференция

Всего: 35 ч

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002
  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006
  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
  5. «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990
  7. Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.
  8. Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.
  9. Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г. .
  10. «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") 8 класс

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»

Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для 7 класса "Экология животных"

Программа разработана на основе       Авторской программы по биологии  5-9 кл  системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф&raq...