Конспект урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс".
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Паничкина Антонина Геннадиевна

Разработка урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_pk_uroka_vliyanie.docx991.18 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Урок № ___        Дата_______

Тема: Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.

Цель урока: узнать о природе, механизмах и значении стресса.

Задачи урока: а) Образовательные: сформировать общее представление о психическом здоровье человека; б) Воспитательные: показать, что нервное напряжение и отрицательные эмоции могут приводить к нарушению всех органов и систем; в) Развивающие: показать, что психическое состояние и здоровье человека тесно связаны между собой.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают сущность понятия «стресс», механизмы развития стрессовой реакции, факторов, вызывающих стрессовые реакции, влияние стресса на организм человека, пути профилактики стресса.

Регулятивные УУД: владение умениями совместной деятельности; согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Познавательные УУД: понимание сути методов изучения природы, расширения знаний, учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы. Коммуникативные УУД: использование для решения задач различных источников информации; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Формируют ответственное отношение к обучению; -развивают познавательный интерес; формируют ценностное отношение к своему здоровью.

 

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: психические процессы, страх, стресс, неврозы, неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, психастения.

Связь с ранее изученным материалом: работа высшей нервной деятельности.

Методы: объяснение, беседа, наглядный.

Формы работы: фронтальная, в парах.

Оборудование и материалы: ЭОР, презентация.

Структура и содержание урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся:

  1. Что такое сон?
  2. Какие изменения в организме происходят во время медленного и быстрого сна?
  3. Какое значение имеет медленный и быстрый сон?
  4. Что является основой сновидений?
  5. Какие правила гигиены сна необходимо соблюдать и для чего?
  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Ежедневно наш организм подвергается действию факторов окружающей среды.

Вопросы к учащимся:

  1. Как называются крайние, весьма жесткие факторы, действующие на организм?
  2. Оказывают ли они влияние на здоровье человека?
  3. Какая тема сегодняшнего урока?
  4. Какова цель нашего урока?
  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Стресс.
  2. Стадии стресса.
  3. Профилактика стресса.

Рассказ учителя с частичными записями в тетради.

Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды.

Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители (Слайд 2).

В 1936 г Ганс Селье ввёл понятие «стресс» и сформулировал концепцию стресса (Слайд 3).

Какие виды стресса выделяют? Выделяют:

  • Эмоциональный стресс (возникает при переживаниях унижения, вины, гнева и обиды и т.д.);
  • Физический стресс (жара, холод, воздействие шума, вибраций и т.д.);
  • Психологический стресс (информационная перегрузка, конфликты с родителями, одноклассниками и т.д.);
  • Профессиональный (перегрузка работой, отсутствие четких обязанностей, некорректное поведение коллег и т.д.);
  • Операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию, роды);
  • Посттравматический стресс (после перенесения травмы, тяжелого заболевания) (Слайд 4).

Выделяют полезный и вредный стресс (дистресс). Полезный стресс мобилизирует возможности организма, повышает устойчивость к различным заболеваниям. Например, закаливание. Дистресс в свою очередь снижает сопротивляемость организма, вызывает ухудшение здоровья.

ФИЗМИНУТКА 

Как развивается дистресс? Дистресс развивается в три стадии:

Тревога - состояние настороженности и напряженности (Слайд 6).

Сопротивление - сбалансированное расходование адаптационных возможностей организма (Слайд 7).

Истощение - организм не способен к сопротивлению и взывает о помощи (Слайд 8).

Можно ли защитить свой организм от стресса? Существует ряд рекомендаций для профилактики стресса:

  • Успешная деятельность;
  • Любимая музыка;
  • Общение с природой;
  • Общение с близкими людьми;
  • Общение с домашними животными;
  • Режим дня; полноценный сон;
  • Юмор, смех;
  • Вкусная еда;
  • Массаж;
  • Баня;
  • Танцы;
  • Йога.
  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Вопросы к учащимся (Слайды 9 – 16):

  1. Теорию стресса создал ученый а) Грегор Мендель; б) Ганс Селье; в) Гюго де Фриз; г) томас Морган.
  2. Верны ли следующие суждения о стрессе: А. Стрессы бывают вредные и полезные. Б. Дистресс может повышать адаптационные возможности организма. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
  3. Вторая стадия дистресса называется а) мобилизация; б) тревога; в) сопротивление; г) истощение.
  4. Что из перечисленного относят к эмоциональному стрессу а) сильный холод; б) конфликты с родителями; в) чувство обиды; г) перегрузка на работе.
  5. Что из перечисленного относят к психологическому стрессу а) послеродовой стресс; б) жара; в) тревога перед контрольной; г) конфликт с родителями.
  6. Что не относится к профилактике стресса а) апатия; б) занятия спортом; в) активный отдых; г) танцы.
  7. Что будет способствовать противостоянию стресса а) высокая раздражительность; б) успешная деятельность; в) повышенное сердцебиение; г) гнев.

Взаимопроверка и самопроверка.

  1. Домашнее задание: § 14, записи в тетради выучить. Индивидуальное задание: подготовить социальную рекламу «Стресс в жизни подростка, его профилактика».

Выставление отметок.

Рефлексия: Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я затруднялся…

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин.

Изучение нового материала.

30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

8 мин.

Домашнее задание.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное воздействие факторов среды на организм человека

Как любые живые организмы, человек живет в окружающей его среде. Вся совокупность экологических факторов прямо или косвенно воздействуют на него.  Но человек – уникальный вид живого мира, п...

АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФАКТОРАМ СРЕДЫ.

Презентация по естествознанию в 11 классе....

Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека

Проблема повышения безопасности жизнедеятельности человека занимает главное место в стратегии выживания человечества. Для устранения и снижения влияния на организм человека детально рассматриваю...

конспект урока "Влияние спиртов на организм человека"

конспект урока с использованием сингапурских методик...

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....