Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, митоз, мейоз, амитоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кроссинговер, конъюгация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitoz_i_meyoz.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по биологии в 11 классе на тему
«Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз »

Руководитель урока: учитель биологии.

Участники урока:  1) активные участники – учитель координирует и направляет       деятельность учащихся, осуществляет взаимодействие между участниками проекта;

                                   2) активные участники – обучающиеся активно участвуют творческой исследовательской деятельности на уроке.

Возраст обучающихся: учащиеся 11 классов.

Особенности урока:

  1. по количеству участников – групповой;
  2. по продолжительности – кратковременный;
  3.  по содержанию – информационный;
  4. по характеру координации – открытая со стороны учителя.

Цель урока:

 Предметные :

  • формирование умений и навыков самостоятельной работы с использованием материалов учебника и дополнительных источников информации;
  • развитие умения анализировать информацию, сравнивать предложенные объекты;
  • углубить и расширить знания о важнейшей роли деления клетки в процессах формирования многоклеточных организмов.

Метапредметные:

  • коммуникативные – умение согласовано  работать в группе, умение представлять и отстаивать свою точку зрения;
  • социальные – формирование навыков адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.

Личностные:

  • развитие ответственности, самостоятельности, универсального мышления;
  • развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  • воспитание нравственного отношения к жизни как наивысшей ценности.

Задачи урока:

  1. воспитание у учащихся ценностного отношения к разнообразному проявлению жизни;
  2. формирование предметных знаний;
  3. формирование коммуникативных и социальных навыков.

Ресурсы урока:

  1. информационные  (учебная и справочная литература, интернет-ресурсы);
  2. материальные  (компьютер, приборы для исследования);
  3. методические (консультации методиста, педагогов-коллег).

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеофрагменты

« Митоз», «Мейоз», динамическое пособие «Деление клетки»

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, митоз, мейоз, амитоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кроссинговер, конъюгация

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный; частично – поисковый; объяснительно – иллюстративный (репродуктивный).

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята!

  1. Повторение изученного материала.

Учитель: Ребята, давайте повторим ранее пройденный материал- органоиды клетки(включает слайды, учащиеся работают с интерактивной доской, учитель проверяет правильно ли выполнены задания)

  1. Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.

Учитель: Какие признаки живого вы знаете?
Что лежит в основе роста и развития живых организмов?

Почему размножение это важное проявление жизни?

Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( формулируют тему, записывают в тетрадь, учитель на доске )

Учитель: Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)

- Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)

- А вот что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)

Верно , как сказал немецкий ученый Рудольф Вирхов ( он один из основоположников клеточной теории) : «Все клетки происходят только от другой клетки».

  1. Формирование новых знаний.

Учитель: Все клетки организма можно разделить на две группы : соматические и половые. Для каждой из них характерен свой тип деления .

Митоз, амитоз и мейоз.

Но жизнь клетки не может состоять только из одного деления. Различают 2 понятия :

Под жизненным (клеточным) циклом. понимают существование клетки от момента ее появления в результате деления до другого деления или до гибели клетки.

Митотический цикл — это жизнедеятельность клетки от деления до следующего деления. Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случае цикл состоит из интерфазы и митоза.

Между митотическими циклами у многоклеточных организмов может происходить гибель клетки (апоптоз и некроз) (Задает на дом приготовить сообщения)

1) - апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).

2) некроз – случайная гибель клетки.

Учитель: Посмотрите на слайд и скажите : здесь представлена схема … какого цикла? Жизненного или митотического?

Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки.

Он состоит из фазы ложного покоя ИНТЕРФАЗЫ и процесса деления клетки.

Интерфаза состоит из трех фаз, эти фазы я распечатала и мы их вклеим в тетрадь (чтобы не терять время, проговорить фазы)

Интерфаза

Период

Процессы

Пресинтетический период (G1)

синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов

Синтетический период (S)

удвоение ДНК (хромосомы состоят из 2-х хроматид), синтез белков

Постсинтетический период (G2)

синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра.

Деления клетки - митоз.

Митоз ~ способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке.

Митоз разделён на фазы в которые последовательно вступают сначала ядро клетки – кариокинез, а потом и сама клетка – цитокинез.

  • Профаза (2n4с) — спирализация хромосом, уменьшение их функциональной активности; репликация практически не идёт; разрушение оболочки ядра; образование веретена деления.

  • Метафаза (2n4с) — прикрепление хромосом к нитям веретена деления; спирализация хромосом достигает максимума; хромосомы утрачивают свою функциональную активность, образуют экваториальную (метафазную) пластинку. 
  • Анафаза (4n4c) — деление центромер; расхождение по нитям веретена сестринских хромосом. Анафаза заканчивается, когда центромеры достигают полюсов клетки.

  • Телофаза (2n2c) — деспирализация хромосом; образование ядерной оболочки; деление цитоплазмы; между дочерними клетками на экваторе образуется перетяжка. В растительных и грибных клетках в этом месте начинает закладываться клеточная стенка. 

 «Биологическое значение митоза»

Учитель: Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого :

1. образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.


2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.


3. Митоз лежит в основе роста. 


4. Митоз лежит в основе бесполого размножения . 


5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.

6. Обеспечивает эмбриональное развитие.

Физкультминутка для глаз на слайде

Теперь рассмотрим половое размножение организмов мейоз.

Мейоз - особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого хромосомный набор уменьшается вдвое.

Мейоз включает в себя 2 последовательных деления. Интерфаза между ними либо очень короткая либо отсутствует вообще. Каждое из двух делений ( I и II ) состоит из 4-х фаз (как и митоз). Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент «Мейоз» и вы также, как в предыдущий раз по мере просмотра постараетесь заполнить таблицу(таблица «Мейоз»)

Мейоз I подразделяется на четыре фазы, аналогичные фазам митоза:

  • Профаза I (2n4c) — занимает 90% времени. Происходит скручивание молекул ДНК и образование хромосом. Каждая хромосома состоит из двух гомологичных хроматид — 2n4c. Происходит конъюгация хромосом: гомологичные (парные) хромосомы сближаются и скручиваются, образуя структуры из двух соединённых хромосом — такие структуры называют тетрады, или биваленты. Затем гомологичные хромосомы начинают расходиться. При этом происходит кроссинговер — обмен участками между гомологичными хромосомами. В результате этого процесса создаются новые комбинации генов в потомстве. Растворяется ядерная оболочка. Разрушаются ядрышки. Формируется веретено деления.
  • Метафаза I (2n4c) — биваленты выстраиваются на экваторе веретена деления, при этом ориентация центромер к полюсам абсолютно случайная.
  • Анафаза I (хромосомный набор к концу анафазы: у полюсов — 1n2c, в клетке — 2n4c) — гомологичные хромосомы отходят к разным полюсам, при этом сестринские хроматиды всё ещё соединены центромерой. За счёт случайной ориентации центромер распределение хромосом к полюсам также случайно, так как нити веретена прикрепляются произвольно. 
  • Телофаза I (1n2c) — происходит деспирализация хромосом. Если интерфаза между делениями длительна, может образоваться новая ядерная оболочка.

Интерфаза короткая или почти отсутствует. Удвоение ДНК не происходит!

Мейоз II подразделяется на четыре такие же фазы: 

  • Профаза II (1n2c) — восстанавливается новое веретено деления, ядерная мембрана растворяется, если образовывалась в телофазе I.
  • Метафаза II (1n2c) — хромосомы выстраиваются в экваториальной части веретена, а нити веретена прикрепляются к центромерам.
  • Анафаза II (хромосомный набор у каждого полюса — 1n1c, в клетке — 2n2c) — центромеры расщепляются, двухроматидные хромосомы разделяются, и теперь к каждому полюсу движется однохроматидная хромосома. 
  • Телофаза II (1n1c) — происходит деспирализация хромосом, формирование ядерных оболочек и разделение цитоплазмы; в результате двух делений из диплоидной материнской клетки получается четыре гаплоидных дочерних клетки. 

Биологическое значение мейоза:

  1. Образуются клетки с одинарным набором хромосом.
  2. Обеспечивает наследственную изменчивость организмов благодаря конъюгации и кроссинговеру.
  3. Восстановление диплоидного набора хромосом при образовании зиготы.
  4. Образование нового организма с уникальным набором хромосом.

  1. Закрепление изученного.

Перед вами динамическое пособие «Деление клетки», попробуйте на доске отразить правильный порядок митоза и мейоза.

  1. Итог урока, домашнее задание.

П.52-53, вопросы в конце п., написать в чем отличие митоза от мейоза, приготовить сообщение про гибель клеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жизненный цикл клетки"

тест для 9 класса по теме "Жизненый цикл клетки"...

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....

Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27

В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...