Близорукость: причины и профилактика развития близорукости у детей и подростков.
классный час по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Близорукость - актуальная проблема нашего времени. Большой процент развития близорукости, а также увеличения ее степени, приходится на школьный возраст. Поэтому очень важно в школе классным руководителям проводить занятия по профилактике развития близорукости.
В данном документе представлен план занятия по профилактике близорукости, ориентированный на обучающихся 5-9 классов. Также прикреплены все необходимые для его проведения материалы (гимнастические тренажеры, схемы анатомического строения глаза, тест на выявлению предрасположенности а развитию миопии). Здесь же расположен буклет "Профилактика близорукости", где затронуты самые важные вопросы данной темы.
Занятие носит не только образовательный, но и развлекательный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика развития близорукости у детей и подростков

Цель: Информирование о причинах развития близорукости, способах ее профилактики у детей школьного возраста.

Задачи:

  1. Выявить предрасположенность школьников к развитию миопии. Провести анкетирование.
  2. Провести беседу со школьниками по анатомии глаза и причинам возникновения близорукости.
  3. Показать школьникам важность и значимость проблемы развития миопии в наше время.
  4. Рассказать школьникам о мерах профилактики близорукости.
  5. Доказать простоту гимнастических упражнений для глаз, а также потребность в малом количестве времени при их выполнении.

Оборудование: Компьютер, проектор либо телевизор, стереокартинки, черно-белая схема анатомического строения глаза, буклеты по профилактике развития близорукости, бланки анкетирования по выявлению расположенности к развитию близорукости.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим на одну очень важную в наше время тему. Но для начала предлагаем вам пройти небольшой тест.

Провести анкетирование на тему: «Выявление предрасположенности к развитию близорукости» (см. приложение)

Ведущий: Мы думаем, по вопросам анкеты вы уже догадались, на какую тему будет сегодняшняя наша беседа. (близорукость) Да, это близорукость, или как ее называют в медицине – миопия.

В настоящее время очень часто можно встретить людей в очках, с плохим зрением, и, к сожалению, это касается также детей и подростков. Близорукость – это дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. А ведь отличное зрение – это очень важная составляющая часть нашего здоровья. Всем необходимо заботиться о нем с детства, тем более в наш век компьютерных технологий. А тем, кто собирается связать свою дальнейшую жизнь с профессией, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И, конечно же, не следует ждать, когда чувствуете, что зрение стало ухудшаться. Нужно срочно идти к врачу! Ведь очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Все же знают, как называется врач, который занимается нашими глазами? (офтальмолог) Да, правильно, это врач-офтальмолог.

Вы прошли тестирование на выявление предрасположенности к ухудшению зрения у вас. Сейчас мы вместе обсудим результаты.

Обсуждение результатов пройденного тестирования «Выявление предрасположенности к развитию близорукости» (см. приложение)

Ведущий: Существует огромное количество причин развития близорукости. Сейчас мы с вами разберем основные.

  1. Наследственный фактор. Если ребенок, имеющий предрасположенность к близорукости попадает в неблагоприятные условия, то миопия у него разовьется быстрее.
  2. Неполноценное питание. Известно, что привычка школьников насыщаться углеводами – булочками, бутербродами пиццей - приводит к снижению инсулина – связывающего белка, который способствует гармоничному развитию внутренних структур глаза.
  3. Отрицательное влияние географической среды. Установлено, что на Севере, где организм меньше получает солнечных лучей, близорукость более распространена, чем в южных районах.
  4. Длительные болезни. Близорукость чаще развивается у тех, кто часто болеет ОРЗ (простудными заболеваниями), гриппом, пневмонией, страдает аллергией.
  5. Перенапряжение глазных мышц. Это недостаточное освещение, неправильная посадка при чтении, письме, злоупотребление просмотром телевизора и работой на компьютере.
  6. Недостаточная физическая нагрузка. Доказано, что у ребят с недостаточным физическим развитием мышцы глаз ослаблены.

Ведущий: Мы с вами проделали уже важную работу. Надеюсь, каждый сделал какие-либо выводы. Теперь мы предлагаем вам заняться одним очень увлекательным занятием! Мы думаем, большинство из вас встречались со стереокартинками. Знаете, что это такое? (ответы детей) Стереокартинки, которые иначе называют стереограммами, представляют собой плоские картинки с повторяющимися узорами, в которых при определенной фокусировке зрения можно рассмотреть объемное изображение. Сейчас мы вам выдадим различные стереокартинки, а вы попробуете.

Выдать стереограммы каждому школьнику.

Ведущий: Для того, чтобы увидеть объемное изображение, смотря на эти узоры, нужно правильно «всмотреться» в картинку. Нужно взять распечатанный стереорисунок и поднести близко к глазам. Взгляд должен быть направлен как будто за плоскость картинки, которую вы рассматриваете, что дает эффект расфокусировки зрения. Удерживая такое состояние, медленно отодвигайте от себя рисунок. Если все действия выполнены правильно и вам удалось сохранить нужную степень расфокусировки, то на определенном расстоянии от глаз из плоской картинки появится объемная фигура. У новичков не всегда с первой попытки получается увидеть желаемый объемный объект, поэтому нужно просто повторить тот же алгоритм действий еще раз.

Выполнение школьниками упражнения со стереокартинками.

Ведущий: Ну как успехи? Получилось увидеть объемные картинки? (ответы детей) Мы очень рады! А те, у кого не совсем получилось, не расстраивайтесь! Попробуете еще несколько раз после занятия, дома, и все получится.

Ведущий: Ну что ж, мы с вами отдохнули, развлеклись. Теперь время перейти к рассказу о строении глаза. Также вы узнаете о том, какие изменения происходят в нашем глазе, когда нарушается зрение.

Показать схему «Строение глаза», выдать каждому чёрно-белый неподписанный вариант схемы. Задача школьника – раскрасить и подписать части анатомического строения глаза.

Ведущий: Больше всего информации об окружающем мире нам дает зрение.  Зрение позволяет нам читать, смотреть фильмы, наблюдать за явлениями природы. Глаз – очень важный орган, и поэтому заботливо оберегается организмом. А вы знаете, что защищает наш глаз? (Брови, ресницы, веки, слезы) Брови защищают его от пота и дождя, снега. Ресницы и веки задерживают пыль. Слезные железы, расположенные около глаза, выделяют секрет – слезы, которые постоянно смачивают наши глаза и не позволяют им пересыхать. Глаза у людей бывают разные: большие, узкие, голубые, зеленые, карие, но их строение у всех одинаковое.  

В медицинской терминологии наш орган зрения – это глазное яблоко. У него есть 3 оболочки. Первая (внешняя) – белочная оболочка, или склера. Спереди глаза она образует прозрачную тонкую пленку – «роговицу». Вторая оболочка – сосудистая, спереди образует цветное колечко - «радужку». От неё зависит цвет наших глаз. В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света, которое попадает внутрь глаза. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик – лупу глаза, расположенную за зрачком, и собираются на третьей внутренней оболочке глаза (задней стенке) – «сетчатке». Интересно, что изображение на сетчатке оказывается в перевернутом виде, то есть «вверх ногами». Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит предмет, на который смотрит, уже не в перевернутом виде. Так работает глаз у здорового человека.

Показать схему «Фокус световых лучей при миопии».

 

Ведущий: Но в наше время частой проблемой стала болезнь, под названием близорукость. Люди, страдающие близорукостью, видят предметы, расположенные вдали, размытыми. Это происходит из-за того, что глазное яблоко увеличивается в длину и получается, что задняя стенка, которая должна получать изображения, находится немного дальше. Поэтому луч от предмета не может дойти до нее. Еще одной причиной миопии может быть то, что хрусталик и роговица работают больше, чем нужно, и направляют лучи не на сетчатку, а перед ней.

Если с помощью специальных приборов посмотреть внутрь глаза через зрачок, то простой осмотр глазного дна позволяет врачу диагностировать многие заболевания.

Ведущий: Мы считаем, что вы узнали много нового и интересного для себя. Поэтому теперь время немножечко отвлечься и отдохнуть. Мы предлагаем вашему вниманию таблицу Шульте.

Показать изображение «Таблица Шульте».

Ведущий: На данной таблице вы видите сетку 5х5. В каждом квадратике находятся цифры: от 1 до 25. Ваша задача заключается в том, что нужно зафиксировать свой взгляд только на центральном квадратике и искать боковым зрением цифры от 1 до 25 по порядку. Пока вы выполняете это упражнение, нужно стараться чаще дышать и моргать. Главное, не убирать фокус с центрального квадратика, даже если вы не можете найти какую-либо цифру. В таком случае рекомендуется просто пропустить ее и искать следующие цифры. Сейчас мы засекаем 20 секунд, а вы приступайте к выполнению своей задачи. Каждый должен постараться найти как можно больше цифр.

Проводим игру по таблице Шульте.

Ведущий: Ну что, какие результаты? Кто сколько успел найти цифр? (ответы детей) Вы все молодцы, все справились с заданием! Кстати, данное упражнение носит не только развлекательных характер, но и улучшает навык скорочтения, так как мы развиваем наше периферическое зрение.

Ведущий: Давайте еще немножечко поиграем. Мы будем читать стихи, а вы выполнять те движения глазами, о которых говорится в стихах.

  1. «Маляры» (движения глаз вверх – вниз плавно 8 раз)

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры. (Дети садятся прямо и настраиваются)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два. (Продолжаем до 8 раз)

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии. (Легко моргают).

  1. «Ходики» (движения глаз вправо – влево плавно 8 раз)

Тик-так! Ходики

Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются)

Влево – вправо – раз,

Влево – вправо – два. (Продолжаем до 8 раз)

Полезно и забавно! (Легко моргают)

  1. «Восьмерка» (Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку: сначала вертикальную, затем горизонтальную). Упражнение начинаем от носа. Между восьмерками закрываем глаза на несколько секунд).
  1. Рисуй восьмерку вертикально

       И головою не крути,

       А лишь глазами осторожно

       Ты вдоль по линиям води.

  1. Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!

Только что мы с вами в игровой форме выполнили зарядку для глаз! Как вы заметили, она очень простая и занимает совсем немного времени.

Ведущий: Мы поговорили о строении глаза, о причинах возникновения близорукости, но так и не упомянули самое важное. Какая же существует профилактика развития миопии? Уверены, что вы много раз слышали от своих родителей такие фразы, как «Не сиди долго за компьютером!», «Выпрями спину!», «Не читай в темноте!» и т.д. Конечно же, они это говорят не просто так, а заботятся о вашем зрении.

Каким образом можно испортить зрение? (ответы детей) Правильно! Чтение лежа или в движущемся транспорте, плохое освещение, долгий просмотр телевизора или работа за компьютером, засорение или травма глаз могут ухудшить ваше зрение. К сожалению, ухудшить зрение, а то и вовсе потерять его можно не только во время чтения или работы с компьютером. Зрение можно потерять и в результате травмы, полученной во время игры или работы. Неудачное падение, удар головой, ранение глаза – вот причины, вызывающие потерю зрения.

В связи с этим мы должны обязательно соблюдать правила сохранения зрения.

Выдать буклеты «Профилактика близорукости»

Ведущий: Мы вам выдали памятки по профилактике развития близорукости. Давайте посмотрим, какие же правила нужно соблюдать, чтобы сохранить зрение.

  1. Читай и пиши только за столом с хорошим освещением;
  2. Расстояние до книги или тетради должно быть 30-35 см от глаз;
  3. Через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть;
  4. Смотри телевизор не больше полутора часов в день;
  5. Смотри телевизор на расстоянии не меньше 2-3 метров от экрана;
  6. За компьютером работай не более 20 минут, затем обязательно перерыв;
  7. Не три глаза грязными руками -  в них может попасть инфекция;
  8. Будь осторожен с острыми предметами.

Как вы уже, наверно, заметили, в этой памятке можно найти и другие рекомендации по сохранению зрения хорошим. Профилактика близорукости обязательно включает в себя правильное питание. Оно должно быть обогащено продуктами, содержащими полезные для зрения вещества:

  1. Белок: мясо (говядина, индейка), рыба, морепродукты и яйца;
  2. Овощи: капуста, морковь, тыква, помидоры, болгарский перец;
  3. Фрукты и ягоды: цитрусовые, хурма, дыня, абрикосы, черника, смородина;
  4. Зелень: салат, зеленый лук, шпинат;
  5. Молочные и кисломолочные продукты, особенно творог.

Для поддержания здоровья глаз также рекомендуется принимать витамины, поскольку их не всегда хватает растущему организму. Важнейшими для зрения являются витамины А, С и группы В.

Также в выданном нами буклете описаны гимнастические упражнения для глаз. На самом деле, их очень много, и вы попробуете проделать их дома. Ведь эти упражнения очень полезны для нашего зрения. Выполняя их, мы укрепляем глазные мышцы, тем самым предотвращаем развитие патологий и сохраняем зрение на прежнем уровне. Как вы могли заметить, в комплекс этих упражнений входят и стереокартинки, и таблица Шульте, уже выполненные нами в ходе занятия. Да, стереокартинки несут не только развлекательный характер, но и положительно влияют на наше зрение: улучшают его четкость и снимают напряжение глазных мышц, избавляют от усталости глаз. А таблица Шульте, как мы уже говорили, развивает наше периферическое зрение, то есть боковое, а также способствует расслаблению глазных мышц.

Показать изображение «Тренажер Базарного»

Ведущий: Теперь мы с вами выполним последнее предложенное нами гимнастическое упражнение для глаз. А задание очень простое, но, в то же время, очень эффективное.  Вам предстоит в течение 2-х минут водить глазами по кругам тренажера, как показано стрелочками. В это время голова остается неподвижной, плавно двигаются только глаза. В результате снимается зрительное напряжение, а также активизируется работа мозга.

Проведение гимнастического упражнения

Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие! Мы надеемся, что оно прошло продуктивно и было полезным для вас! Что вы узнали нового и какой вынесли урок для себя из нашей беседы? (ответы детей) Мы рады, что вам все понравилось! Благодарим за внимание! И напоминаем: обязательно следите за своим зрением, делайте ежедневно гимнастику для глаз!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   Тестирование

«Выявление предрасположенности к развитию близорукости»

1.Носят ли твои родители очки или линзы?

1) Да 2) Нет

2.Чем вас кормят в школе?

1) Острая пища, копченое мясо, кофе 2) Не жирное мясо, овощи, фрукты, молочные продукты

3.Сколько времени проводите на улице?

1) Меньше 1-2 часов 2) Больше 2 часов

4.Соблюдаете ли правильную осанку за партой?

1) Нет, я сижу криво 2) Да

5.Удобно ли вам сидеть за вашими партами?

1) Нет (парты слишком низкие или высокие) 2) Да, удобно

6.Сколько времени проводите за компьютером?

1) Больше 2 часов без перерыва 2) Меньше 2 часов и каждые 20 минут делаю перерыв

7.На каком расстоянии вы смотрите телевизор?

1) Меньше 1,5 м 2) 2-3 м

8.Хорошее ли у вас освещение в классе?

1) Нет, мне плохо видно рабочее место 2) Да, мое рабочее место хорошо освещено

9.За последний год вы часто болели?

1) Да, более 2 раз  2) Не болел (а) или 1 раз

10. Занимайтесь ли вы какой-либо физической активностью?

1)Нет, я очень мало времени уделяю физическим нагрузкам   2) Да, я стабильно занимаюсь спортом

11.У вас наблюдается пониженный иммунитет?

1)Да, я часто чувствую слабость 2) Нет, я достаточно здоров

12.Как часто вы делайте разминку и упражнения для зрения?

1)Не делаю или делаю редко 2) Делаю каждый день

13. Чувствуете ли в последнее время ухудшение зрения?

1) Да 2) Нет

14. Напрягаете ли Вы глаза (щуритесь) при разглядывании объектов, расположенных вдали от Вас?

1) Да 2) Нет

15. Как часто Вы употребляете в пищу морковь, зелень, чернику?

1) Очень редко 2) Довольно часто

Результаты тестирования «Выявление предрасположенности к развитию близорукости»  

  1. Обучающийся находится в группа риска развития миопии: ответом на 7 и более вопросов является вариант под №1.
  2. С меньшей вероятностью возможно развитие миопии: ответом на 3-6 вопросов является вариант под №1.
  3. Обучающийся не находится в группе риска развития миопии: ответом на 2 и менее вопроса является вариант под №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Профилактика развития близорукости у школьников

В статье рассказывается о развитии близорукости у детей и даются полезные советы и рекомендации по профилактике заболевания....

"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...