Технологическая карта урока биологии "Зрительный анализатор" 8 класс
учебно-методическое пособие по биологии (8 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Технологическая карта по биологии в 8 классе "Зрительный анализатор" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ФГОС169.2 КБ

Предварительный просмотр:

                            Технологическая карта урока

ФИО педагога: Наговицына Наталья Вячеславовна

Предмет: биология

Тема урока: «Зрительный анализатор»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

 Образовательные:

- определить , что такое анализатор;

- особенности строения анализатора на примере зрительного;

-  строение и функции глаза, его частей;

- особенности восприятия глазами окружающего мира;

Развивающие:

- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены зрения);

- развитие логического мышления, внимания;

- успешное формирование навыков контроля и самоконтроля.; гигиену зрения. Формировать умения: выделять главное, сравнивать; самостоятельно работать с учебником.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

- формирование основ гигиены (правила гигиены зрения)

Прогнозируемые результаты

1.        Личностные учебные действия

1.1        Осознавать неполноту знаний

1.2        Проявлять интерес к новому содержанию

1.3        Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

1.4        Оценивать знания

1.5        Оценить собственный вклад в работу группы.

1.2        Метапредметные результаты обучения

2.1        Регулятивные учебные действия

2.1        Определять цели и формулировать задачи

2.2        Искать пути решения проблемы и средства достижения цели

2.3        Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы)

2.4        Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия

2.5        Ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно. Осуществляют выбор пути задания и способы выполнения

2.2        Коммуникативные учебные действия

2.2.1        Культура общения

2.2.2        Обсуждать в классе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение

2.2.3        Строить монологическое высказывание, выражать свои мысли и идеи.

2.2.4        Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения

2.2.5        Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты

2.3        Познавательные логические действия

2.3.1        Давать определения понятиям, подводить под понятие

2.3.2        Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания

2.3.3        Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,

2.3.4        Ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию

2.3.5        Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

2.3.6        Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

2.3.7        Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач

2.3.8        Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки)

2.3.9        Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

2.3.10        Поиск информации в Интернете. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях.

2.3.11        Создание презентации (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

2. 3.12 Передача сообщений с использованием ИКТ

3.        Предметные результаты обучения

3.1  Продолжить формирование систематизированных знаний об анализаторах человека;

3.2  Расширить представление о значении отдельных долей коры больших полушарий;

3.3  Ознакомить с оболочками глаза, вспомогательной системе глаза.

3.4  Раскрыть состав и значение компонентов оптической системы глаза;

3.5  Раскрыть механизм четкого видения предметов.

Дидактические средства: таблица «Зрительный анализатор»; разборная модель глаза.

Оборудование:  компьютер,  учебники, два стакана, две стеклянные палочки, листы бумаги для изготовления бумажных трубочек.

Этап урока/

время

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1 мин

Фронтальная беседа

Приветствие. Проверка организации рабочих мест.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Надеюсь, все готовы и мы начинаем наш урок биологии.

организация рабочих мест, приветствие.

2.2.1

Настроить на урок

Проверка степени усвоения содержания учебного материала

12 мин

фронтальный и индивидуальный контроль

Предлагает задание на повторение пройденного материала по вариантам

Выполните тестового задания

Выполняют тестовое задание.

Все учащиеся выполняют взаимопроверку результатов работы (соседи по парте).

1.4

3.2

2.4

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

 Актуализация знаний обучающихся

1 мин

 беседа

 Уважаемые коллеги – биологи – исследователи.

Прислушаемся к совету Аристотеля: «Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью».

 отвечают на вопрос

      3.2

 Акцентировать внимание учащихся на изучении новой темы

Создание проблемной ситуации

3 мин

беседа

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

1. как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?
- как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.

Проводит подводящий диалог:

- Выяснить значение зрения .

-Изучение какого анализатора поможет нам ответить на этот вопрос .

-Рассмотреть принципы работы анализатора.

  Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость

Ответы учащихся…….. -головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств.

Ребята строят свои предположения по этому поводу, но дать грамотный ответ им не удается. Обучающиеся формулируют гипотезу.

Гипотеза: «Изучив строение зрительного анализатора и органа зрения, мы сможем понять механизм их работы, а также предположить, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование».

Слушают высказывания, зачитываемые учителем или одноклассников, предлагают свои варианты;

Предлагают свои варианты темы урока. отвечают на вопросы.

1.1

2.3.9

2.3.5

3.2

Создать условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно озвучили тему урока и вопросы, которые рассматриваются на данном уроке

Целеполагание

3 мин

беседа

Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать?

Пожалуйста, сформулируем тему урока

Тема урока "Зрительный анализатор"

Всё ли вы знаете о строении зрительного анализатора?

В тетрадях запишите число и тему исследования.

Зачитывается цель и задачи урока 

Итак, по разным источникам, человек получает от 70 % до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Глаза, по подсчетам, дают человеку до тысячи ощущений  в минуту.

отвечают

формулируют тему урока

работают в тетрадях

2.2.2

2.1

3.1

3.2 2.2.1

2.3.8

Учащиеся самостоятельно формулируют  тему урока и определяют задачи на текущий урок

Планирование

2 мин

беседа,

работа в тетради,

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания

- Каким образом мы можем изучить зрительный анализатор? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; модель глаза)  

Организует работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные части анализатора, дать определение понятию «анализатор»).

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

- Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске.). Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.  Высказывают свои предположения (гипотезы)

- Каким образом мы можем изучить зрительный анализатор? (изучить материал учебника)

  Высказывают свои предположения.  

Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.             Высказывают свои предположения

2.2

2.3

Составляют план работы на текущий урок

Физкультминутка

2 мин

Предлагает выполнить зрительную гимнастику

https://skorohod-nn.ru/wp-content/uploads/6/7/8/678d6227d902cd4c340c6cd279b73fce.jpe

Выполняют задания, повторяют упражнения

Познакомить учащихся с гимнастикой для глаз с целью дальнейшего её использования как на уроках, так и в домашних условиях.

«Открытие» нового знания.

18 мин

Рассказ учителя.

Работа в тетради.

Работа по учебнику

Беседа по теме урока.

На уроке мы исследуем особенности строения и работы зрительного анализатора. Итак, в добрый путь!

Перечислите  из каких составных частей состоит зрительный анализатор «Устройство зрительного анализатора» 

отвечают на вопрос

изучают разборную модель глаза.

Заполняют таблицу:

Элементы органа зрения

строение

функции

Фиброзная оболочка

Сосудистая оболочка

Хрусталик

Сетчатка

Стекловидное тело

1.1

2.3.4

2.3.8

Фиброзная оболочка: из каких частей состоит фиброзная оболочка?

Какую функцию эти части выполняют?

Работают с учебником, заполняют таблицу

1.2

3.3

3.4

2.3.8

2.3.4

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией.

Сосудистая оболочка: из каких составных частей она состоит?

Какую функцию эти части выполняют?

Эксперимент №1 . Работа в парах

Цель работы: обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход эксперимента: работа проводится в парах. Учащимся предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка. При этом учитель включает и выключает несколько раз свет в кабинете.

После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме?

Итог. Расширяется зрачок под влиянием темноты, а суживается под влиянием света. Величина зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.
Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.
Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Почему у человека зрачки круглые?

подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

Минута на обдумывание.

Проверим ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.

Участвуют в эксперименте № 1,

работают с учебником, заполняют таблицу , отвечают на вопросы.

1.2

1.5

2.2

2.2.2

2.3.4

2.3.9

2.3.8

3.4

3.3

Хрусталик: из каких составных частей он состоит?

Какую функцию эти части выполняют?

Работают с учебником, заполняют таблицу

1.2

3.3

3.4

2.3.8

2.3.4

Сетчатка: из каких составных частей она состоит?

Какую функцию эти части выполняют?

Эксперимент № 2.

«Обнаружение слепого пятна» на стр. 308 учебника рассмотрите рис. 136. Смотрите на черную точку правым глазом так, чтобы точка была напротив него. Левый глаз закрыт. Если приблизить к глазам примерно на 25 см, фигура справа «потеряет голову».

Решение экспериментальной задачи

– Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы днем видите все предметы в цвете. Наступил вечер. Освещения нет. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? (сумеречное). Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? (цветное). Попробуйте ответить на вопрос: Почему в сумерки мы не различаем окраску предметов? Почему справедлива поговорка «В темноте все кошки серы?»

Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.
Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. В сетчатке одного глаза разветвляется примерно 1 млн. волокон зрительного нерва. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Интересно! Профессионалы текстильщики различают до 100 оттенков черного цвета.

Опытный шлифовальщик способен увидеть просвет в 0,5 микрона. Человек может различать цвета до 130 оттенков спектра. В космическом полете глаз может воспринять даже отдельные ядерные частицы, которые вызывают вспышки фосфены.

Участвуют в эксперименте № 2,

работают с учебником, заполняют таблицу , отвечают на вопросы.

1.2

1.5

2.2

2.2.2

2.3.4

2.3.9

2.3.8

3.4

3.3

Стекловидное тело: из каких составных частей оно состоит?

Какую функцию эти части выполняют?

Демонстрационный опыт

На столе учителя  стоит два стакана. Один стакан пустой, а в другом – вода. В оба стакана помещены стеклянные палочки. Учащиеся видят как в стакане, в котором находится вода происходит преломление изображения стеклянной палочки. Стекловидное тело, которое состоит из 98,5% воды тоже преломляет солнечные лучи, отраженные от предметов.
Зрачок регулирует его интенсивность солнечного света. Зрачок то сужается, то расширяется. Зрачковый рефлекс – это безусловный рефлекс. В этом процессе активно участвует вегетативная нервная система. Парасимпатический отдел сужает зрачок, а симпатический – расширяет.
Изображение на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное. Но человек воспринимает предметы правильно, потому что деятельность одних анализаторов корректируется другими.

Работают с учебником, заполняют таблицу,

слушают учителя

1.2

3.3

3.4

2.3.8

2.3.9

2.3.4

Механизм работы зрительного анализатора

Эксперимент № 3

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» на стр. 310 учебника.

Оборудование: трубка свернутая из листа бумаги.

Ход работы: Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия – «дырка в ладони».

Участвуют в эксперименте № 2,

работают с учебником, заполняют таблицу

2.2.2

2.3.4

2.3.5

2.3.6

3.5

Выполните практическую работу «Изучение строения и работы органа зрения».

Цель работы: познакомиться с особенностями строения и принципами работы органа зрения.

Ход работы:

  1. Используя полученные знания и материал учебника, заполните пробелы.

Выполняют практическую работу

1.3

2.2

2.3.8

3.4

Рефлексивные задания

3 мин.

Фронтальная работа,

работа в тетрадях

Предлагает определить достигнута ли цель урока, какие этапы урока удались или не удались, что мешало получить больше информации на уроке, кто работал наиболее активно, кто мешал работе. Определить удался ли урок в целом. Используется видеофрагмент «Рефлексия. Картинная галерея».

Дают оценку проведенному уроку, работе себя и одноклассников устно в целом, затем, используя видеофрагмент «Рефлексия. Картинная галерея» оценивают себя и свою работу на уроке.

1.4

1.5

2.4

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Домашнее задание

1 мин.

Домашнее задание 1 уровня

1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 49 (стр. 309-310)

2. Составьте 10 утверждений по теме «Строение глаза» (ответ указать)

3. Научить гимнастике для глаз  свою семью

Домашнее задание 2 уровня

1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 49 (стр.309-310)

2. Создать презентацию по теме «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Информацию найти в интернете

3. Научить гимнастике для глаз  свою семью

Домашнее задание 3 уровня:

1. Прочитать § 49 , ответить устно на вопросы (стр. 309-310)

2. составьте схему «Эволюция глаз у животных» с примерами.

3. Научить гимнастике для глаз  свою семью

выбор уровня домашнего задания

2.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...