Технологическая карта урока по теме "Вирусы"
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Бочаров Александр Станиславович

Технологическая карта урока по теме "Вирусы". Может быть использована для проведения урока биологии в 9 или 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy_tehnol._karta_bocharov_a.s.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема: Вирусы

9-А класс

Учитель: Бочаров Александр Станиславович,

                                                                                                                                               учитель биологии МБОУ

«СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского»

                                                                                                                                  г. Курска, высшая категория,

                                                                                                                                педагогический стаж 28 лет

15.11.2016 г.

Предмет: биология

Класс: 9-А

Тип урока: урок освоения новых знаний

Тема: Вирусы.

Цель: деятельностная цель: формировать познавательные УУД, умения реализации новых способов действий - работы

в группах, парах, создания презентаций, развивать навыки работы с разными источниками информации;

предметно-дидактическая цель: сформировать биологические понятия «вирусы», «вирусные болезни», «бактериофаги»; рассмотреть строение, вред, особенности вирусов как особых неклеточных форм жизни; расширить понятия «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК».

Задачи: образовательные: выявить значение знаний о вирусах в биологии и медицине, показать связь этих знаний с

генетикой, цитологией и микробиологией;

развивающие: развивать умения обучающихся работать в группах, парах, готовить краткие сообщения, создавать

презентации, составлять и задавать вопросы, проводить контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ;

воспитательные: воспитывать культуру общения во время блиц-беседы, обсуждения и диспута, уважения к

мнению сверстников, учителя; личностное самоопределение и смыслообразование.

Планируемые результаты:

1. Метапредметные:

а) познавательные: уметь находить, использовать и анализировать нужную информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить высказывания, структурировать изучаемый материал;

б) коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах и в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли правильно и доступно.

в) регулятивные: уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять коррекцию, самоконтроль, рефлексию и самоанализ.

        2. Предметные:

сформировать понятие «вирусы», расширить знания по клеточной теории; формировать понятие «вирусные болезни», «бактериофаги», познакомить с самыми распространенными вирусными болезнями, путями заражения ВИЧ и мерами профилактики.

        3. Личностные: 

воспитывать и совершенствовать культуру общения с учителем и одноклассниками; выстраивать собственное целостное мировоззрение, развивать санитарно-гигиеническое мышление; воспитывать сочувствие и участие к больным людям.

Основные понятия:

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика;

небиологические дисциплины: история, статистика.

Ресурсы:

Литература:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
  4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004
  6. Рувинский А.О. Общая биология.Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. www.bio.nature.ru/
  2. http://bio.1september.ru 

Технологическая карта на основе формирования УУД

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности

Приветствие учеников и всех присутствующих;

Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке.

Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Коммуникативные:

 учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

2. Актуализация знаний обучающихся

Выявление уровня знаний по изученому ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты.

Постановка правильных вопросов, поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

3. Усвоение новых знаний

Активизация знаний.

Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, конференции учёных выслушивания выступлений участников, просмотра презентаций, заполнения бортового журнала.

Работа в группах с использованием различных источников информации; Выступление участников конференции «Вирусы»; заслушивание сообщений, ознакомление с презентациями.

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, создание прзентаций; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи.

4. Релаксация

Организация краткого отдыха для обучающихся – упражнений для шеи и для глаз.

Выполнение по команде учителя упражнений для шеи и глаз.

5. Первичное закрепление

Организация просмотра отрывка фильма «Империя вирусов», затем обсуждения отрывка в парах, тестового контроля обучающихся; установление осознанности восприятия и первичного обобщения.

Просмотр отрывка научно-популярного фильма «Империя вирусов»; обсуждение в парах просмотренного отрывка из фильма, высказывание собственного мнения; выполнение тестовых заданий по изученной теме.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

6. Домашнее задание

Комментарий домашнего задания, ознакомление с дифференцированным подходом; заполнение 2-й и 3-й граф бортового журнала, выполнение самоподготовки по теме «Фотосинтез и хемосинтез». § 2.11; творческой работы – сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.

Запись домашнего задания на основе дифференцированного подхода; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения.

Регулятивные: постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации.

Коммуникативные: организация планирования и прогнозирования.

7. Рефлексия

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...