7 класс ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Львунина Мария Николаевна

Урок в 7 классе (по учебнику Никишова, Шаровой) по теме "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Львунина Мария, 401 группа

Конспект урока к теме «Пресмыкающиеся».

Параграф 38. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. (Никишов, Шарова)

Цель урока: знакомство учащихся с совершенствованием органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся, с их функциями; отметить особенности размножения и развития пресмыкающихся в наземных условиях жизни.

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных. Сформировать понимание зависимости строения систем органов от среды обитания. Выявить черты сходства и различия у пресмыкающихся и земноводных во внутреннем строении тела.
  • Развивающие: формировать познавательный интерес к предмету, развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, развивать память и наблюдательность.
  • Воспитательные: осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Оборудование: компьютер, ноутбуки (один на микрогруппу, всего 5 микрогрупп), презентация, проектор, влажные препараты (при наличии), таблица с изображением вскрытой ящерицы; схемы строения легких и сердца; рисунки выхода из яиц потомства ужа, крокодила, ящерицы.

Основные термины и понятия: легочное дыхание, трехкамерное сердце (но в желудочке имеется неполная перегородка), у крокодилов сердце четырехкамерное, продукты выделения густые (для сохранения жидкости внутри организма), непостоянная температура тела, впадают в спячку при неблагоприятных условиях, полушария переднего мозга имеют кору, внутреннее оплодотворение, крупные яйца с большим содержанием желтка, живородящие виды.

Тип урока – комбинированный.

Этапы:

Действия учителя:

Действия учащихся:

1.Организационный момент (1-2 мин)

Устанавливает дисциплину в классе, приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на урок, приветствуют учителя, готовят все необходимые принадлежности к уроку.

2.Проверка домашнего задания (5-7 мин)

Фронтальный опрос. (1. Каких позвоночных животных и почему относят к пресмыкающимся? 2. Каких пресмыкающихся можно встретить в средней полосе нашей страны, где они обитают и чем питаются? 3. По каким признакам внешнего строения пресмыкающиеся отличаются от земноводных? 4. Каковы особенности скелета и мышечной системы пресмыкающихся?)

Активно отвечают на вопросы, кто-то выходит к доске к схемам строения скелета пресмыкающихся и показывает, что и где находится.

3.Изучение нового материала (15 мин)

1.Учитель подходит к схеме строения пищеварительной системе у лягушки и просит кого-нибудь назвать, что где расположено. Обращает внимание на то, что пищеварительная система такая же как и у земноводных, но пищ.с-ма пресмыкающихся имеет более развитую мускулатуру желудка и кишечника, способствующую лучшему продвижению перевариваемой пищи.

2.Учитель переходит к дыхательной системе и задает классу вопрос: «Какие изменения могли произойти у изучаемых животных в развитии легких в связи с исчезновением газообмена через ороговевшую кожу?». Далее учитель рассказывает, что пресмыкающиеся, перейдя к полностью наземному образу жизни дышат только легкими, которые разделены сетью перегородок, образующих множество мелких ячеек (показывает на экране строение легких). Воздух проходит в легкие благодаря работе межреберных мышц. (объясняет как этот механизм работает).

3. Учитель показывает на слайде строение сердца земноводного и пресмыкающегося, просит найти сходства и различия. Учитель поясняет, что в кровеносные сосуды, связанные с жизненно важными органами, поступает от желудочка наиболее богатая кислородом кровь. У крокодилов сердце четерехкамерное, но все также остается смешанная кровь.

4. Учитель рассказывает, показывая на слайдах и схемах, о выделительной системе пресмыкающихся. (Выделительная система у пресмыкающихся, как и

у земноводных, представлена почками, от которых отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Но их продукты выделения не жидкие, как у земноводных, а густые — пресмыкающиеся экономят воду в организме, что является приспособлением к жизни на суше.)

5. Рассмотрев органы полости тела пресмыкающихся, учитель объясняет, что уровень обмена веществ у изучаемых животных еще невысок, и учащимся предлагается объяснить, с чем связано такое явление и как оно отражается на их образе жизни. Учитель говорит о том, что при неблагоприятных условиях (слишком жарко или слишком холодно) пресмыкающиеся впадают в спячку.

6.Учитель на слайде показывает головной мозг земноводного и пресмыкающегося (схемы), чтобы учащиеся попробовали увидеть изменения. Далее объясняет: «Нервная система и органы чувств у пресмыкающихся более развиты, чем у земноводных. Полушария переднего мозга имеют кору, образованную телами нервных клеток. (объясняет в чем значение появления коры). Хорошо развит у них и мозжечок, обеспечивающий координацию сложных движений. Хорошо развиты органы зрения, слуха, обоняния.»

7. Учитель: «Оплодотворение у пресмыкающихся

внутреннее. У некоторых современных пресмыкающихся, например у живородящей ящерицы, обыкновенной гадюки, развитие зародышей в яйцах происходит в яйцеводах самки. Детеныши освобождаются от оболочек яиц сразу же после их откладывания.» Указав, что более высокий уровень развития пресмыкающихся заметен при рассмотрении размножения и развития, учитель поясняет, что в связи с приспособлением к жизни на суше для животных этого класса стало характерным внутреннее оплодотворение и откладывание самками крупных яиц, богатых питательными веществами и имеющих оболочки, защищающие их от иссушения. Учитель рассказывает о том, что самец вводит семенную жидкость со сперматозоидами в клоаку самки, что сперматозоиды передвигаются в ее яйцеводы и сливаются с созревшими яйцами.

Также учитель задает классу вопрос: «Как можно объяснить развитие у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения? В связи с чем у пресмыкающихся развилась способность к образованию и откладке яиц, богатых питательными веществами? Какие особенности строения яиц способствуют их защите от высыхания?»

1.Ученик называет органы пищ.с-мы у земноводного и видит схожесть с пресмыкающимися. Учащиеся записывают важные моменты в свою тетрадь.

2.Учащиеся пытаются ответить на вопрос, внимательно слушают и записывают объяснение учителя.

3.Учащиеся отвечают, что сердце пресмыкающихся тоже трехкамерное, но имеется неполная перегородка в желудочке. Учащиеся зарисовывают строение сердца пресмыкающихся (схематично).

4.Внимательно слушают и записывают в тетрадь про ВС пресмыкающихся.

5.Учащиеся пробуют ответить на поставленный вопрос учителя про обмен веществ у пресмыкающихся.

6.Учащиеся пытаются найти отличия в строении головного мозга пресмыкающихся, говорят свои догадки.

7.Учащиеся конспектируют рассказ учителя в свои тетради, пытаются ответить правильно на вопросы учителя.

4.Закрепление новых знаний (15-18 мин)

Учитель дает задание в гугл-форме, где учащимся необходимо к рисункам подобрать подписи (название отделов головного мозга, строение пищеварительной, выделительной, дыхательной систем). А также каждой микрогруппе дает подготовить мини-сообщения об интересных фактах про каких-то интересных пресмыкающихся, их особенности.

В микрогруппе по 5 человек, используя ноутбук и учебник, выполняют задание в гугл-форме. Находят с помощью интернета какого-нибудь интересного представителя пресмыкающихся и рассказывают о нем, приводят интересные особенности.

5.Объяснение домашнего задания (2 мин)

Пар.38; ответить на вопросы в конце параграфа; сделать сравнительную таблицу по внешнему и внутреннему строению земноводных и пресмыкающихся.

Внимательно слушают объяснение домашнего задания, записывают его в тетрадь или в дневник; задают вопросы, если что-то непонятно.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин)

Подводятся итоги урока, выставляются отметки. Делятся впечатлениями.

Делятся впечатлениями от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 7 классе - "Особенности строения дождевого червя"

Урок с использованием ИКТ. В ходе занятия учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу по инструкции....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Мастер-класс"Особенности строения растений разных экологических групп п. Рощино"

Мастер-класс 1."Особенности строения растений разных экологических групп п. Рощино"(урок 6 класс)2. Практическая работа "Определение названий растений"...

Методическая разработка урока для 6 класса "Особенности строения жизнедеятельности мхов"

Методическая разработка урока "Особенности строения жизнедеятельности мхов"Цель урока - Создать условия для раскрытия и усвоения учащимися особенностей организации моховидных на примере представителей...

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...