Рабочая программа по биологии 9 класс (надомное обучение)
рабочая программа по биологии (9 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Планирование адаптировано для обучения учащихся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа N 6 № г. Сасово Рязанской области.

Рассмотрено

на ГМО учителей биологии

Протокол № __1___

от «28»__08._ 2021г.

Руководитель ГМО __________/Филатова Г.Ю./

Согласовано

на МС школы

Протокол  №_____

от «__»_________2021г.

Председатель МС

____________/Чельманова И.Е../

 «_____» ______________ 2021г

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сасово»

____________/Габидулина Е.П./

Приказ № ____142_______

«___01» __сентября__ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Биология»

9 класс

(планирование адаптировано для обучения уч-ся с ослабленным здоровьем для индивидуального обучения)

Год разработки 2021г.

 Срок реализации 2021-2022уч.год        

Рабочая программа по биологии составлена на основе приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», на основе примерной программы по биологии для основной школы. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2017.)

Программу составила: Филатова ГалинаЮрьевна

Педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                   

 Рабочая программа составлена  на основе рабочей программы для 5-9 классов

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко , А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012 г.)

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., переработанное. – М.: Вентана – Граф, 2015.

        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для детей с ослабленным здоровьем в 9 классе предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю 34 часа в год.  

         

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

                    

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

 

Задачи раздела:

Обучения

1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

2. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и комму-никативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспи-танию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии   через учебный материал уроков  и КСО

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

- осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов;

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

-осознание уникальности животных, представление о многообразии мира животных.

 -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  - формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения

Регулятивные: УУД:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы, классифицировать, распределять животных по типам, классам, отрядам, семействам в зависимости от их общих признаков.

 - Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 

Коммуникативные УУД:

 

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем:    находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.

-проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки, умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

- постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

-описывать особенности внешнего и внутреннего строения животных, места их обитания, различать на рисунках и таблицах основные части тела и системы органов животных.

-демонстрировать знания основных принципов классификации животных.

 

Содержание курса биологии

 Общие биологические закономерности

   Отличительные признаки живых организмов.

   Особенности химического состава живых организмов:

   неорганические и органические вещества, их роль в организме.

   Клеточное строение организмов.  Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

 Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия Изучение и описание экосистемы своей местности.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных, рибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • Особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде;
  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Календарно-тематическое планирование

п/п

 Тема урока

Кол-во часов

     Вид контроля

Сроки проведения, даты

Д/З

план

факт

 

Общие закономерности жизни 1 час

1

Биология наука о живом мире

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1 нед.сент

Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов

1

Устный контроль знаний

2 нед сент

П.1-3

Закономерности жизни на клеточном уровне 8 ч.

2

Многообразие клеток эукариот

1

Лабораторная работа №1

3 нед.сент

 

П.5

3

Химические вещества в клетке.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4 нед.сент

П.6

4

Строение клетки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1 нед окт

П.7

5

Органоиды клетки и их функции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 нед окт

П.8

6

Обмен веществ и биосинтез белка в клетке.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3 нед окт

П.9-10

7

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4 нед окт

П.11

8

Обеспечение клетки энергией

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 нед ноября

П.12

9

Размножение клетки и её жизненный цикл

1

3 нед.ноября

П.13

Закономерности жизни на организменном уровне 10 ч.

10

Организм – открытая живая система. Примитивные организмы

1

4 нед.ноября

П.14-15

11

Растительный организм и его особенности. Многообразие растений.

    1

5 нед.ноября

П.16-17

12

Организмы царства грибов и лишайников

1

1 нед.дек

П.18

13

Животный организм и его особенности. Разнообразие животных

1

2нед.дек

П.19-20

14

Сравнение свойств организма человека и животных

1

3 нед дек

П.21

15

Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие

1

4 нед.дек

П.22-23

16

Образование половых клеток. Мейоз

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 нед янв

П.24

17

Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов

1

3 нед янв

 

П.25-26

18

Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость

1

 Л.Р. «Изучение изменчивости у организмов»

4 нед янв

П.27-28

19

Основы селекции организмов

1

1нед февр

П.29

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле 10 ч.

20

Представления о возникновении жизни на Земле

1

2 нед февр

П.30-31

21

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

3нед февр

П.32

22

Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии

1

4 нед февр

П.33-34

23

Ч.Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления.

1

1нед марта

П.35-36

24

Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов

1

 

2нед марта

П.37

25

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп. Основные направления эволюции организмов.  

1

3 нед марта

П.39-40

26

Основные направления эволюции

1

 4 нед марта

 

27

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

Л.Р. «Приспособленность организмов к среде обитания»

1 нед апр

П.41-42

28

Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение и этапы эволюции человека

1

2 нед апр

П.44-45

29

Человеческие расы. Влияние человека на природу Земли

1

3нед апр

П.46-47

 Закономерности взаимоотношений организмов и среды 5 ч. 

 30

Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы

1

4 нед апр

П.48-49

31

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе

1

1нед мая

П.50-51

32

Популяции. Функционирование популяции в природе

1

2 нед мая

П.52-53

33

Сообщества.

1

3 нед мая

п.54

34

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов

1

4 нед мая

П.55-56

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс...

Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....

Рабочая программа по русскому языку надомного обучения. 8 класс

Рабочая программапо  русскому языкудля 8  класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...

Рабочая программа по английскому языку (надомное обучение) УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева 6 класс

Данная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа дает ус...

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение...

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...