«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»
методическая разработка по биологии

Одной из главных задач в преподавании биологии на сегодняшний день является, достижение высоких результатов в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, путем их заинтересованности в изучаемом материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_biologii.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»

Специфика урока биологии определяется не только его логическими связями в содержании, но и новым методическим подходом к его организации и проведению. Традиционная методика преподавания была направлена на поиск путей эффективной передачи знаний учащимся, в результате которых происходит накопление определенного объема фактических сведений, усваиваемых учащимися преимущественно на репродуктивном уровне мыслительной деятельности. Учитель, определяя структурно-логическую схему урока, ориентировался на объяснение сущности раскрываемых понятий, закономерностей, явлений. Современная методика обучения должна ориентировать учителя на поиск путей развивающего и воспитывающего обучения биологии. При выборе методов и методических приемов в традиционной методике учитель анализировал их эффективность, часто учитывая лишь внешнюю сторону воздействия на учащихся, не вдаваясь в анализ специфики восприятия учеников и не задумываясь над логической и психологической стороной метода. Современный учитель биологии должен уметь реализовывать в своей практике все образовательные и воспитательные возможности курса биологии, управления познавательной деятельностью учеников.

При построении методической модели урока биологии учителю необходимо помнить об условиях, определяющих его эффективность:

  1. содержание изучаемого на уроке материала должно соответствовать современному уровню развития науки;
  2. комплекс средств наглядности, включая живых животных, должен способствовать глубокому и полному раскрытию ведущих понятий урока;
  3. методы и методические приемы – носить активный развивающий характер, обеспечивать активацию познавательной деятельности учащихся, переводу ее с репродуктивной на продуктивно-поисковый уровень, возбуждать стойкий интерес к самому процессу и методам познания живой природы.

Современный урок биологии выполняет образовательные функции в единстве с воспитательными. Поэтому в содержании урока учителю необходимо, опираясь на структурно-логическую схему урока, анализ курса и учебной темы, выделить тот понятийный материал, который способствует формированию у учащихся научной картины мира. Общие правила, выделенные в дидактике, позволяют определить этапы построения учителем методической модели урока биологии.

  1. Определение учебно-воспитательных задач урока (познавательно-образовательных, развивающих, воспитательных) они формируются учителем исходя из содержания урока, его места в учебной теме и общей учебно-воспитательной цели этой темы.
  2. Определение типа урока и типа обучения на уроке:

а) объяснительно-иллюстративные – традиционные, в основе лежит репродуктивная деятельность учащихся, направленные на усвоение материала;

б) проблемно-развивающие, ориентирующие учащихся на творческий поиск путей решения учебных проблем и развития мыслительной активности, направленные на применение знаний при усвоении нового материала формирование умений;

в) повторительно-обобщающие, направленные на систематизацию знаний; формирование мировоззренческих выводов с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей, на развитие умений и навыков учащихся и т.д.

3. Определение объема и отбор содержания учебного материала урока, конкретных видов внутрипредметных и межпредметных связей, ведущих к соподчинению понятий, терминологии, сведений и фактов, раскрывающих научный и практический характер изучаемого материала с опорой на внеклассную и общественно-полезную работу учащихся.

4. Определение комплекса средств наглядности, необходимого для полного и глубокого раскрытия системы понятий урока. При этом следует предусмотреть наиболее эффективные сочетания средств наглядности – натуральной, искусственной, ТСО – определить порядок их введения и структуру урока.

5. Определение наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения на уроке способствующих развитию мыслительной активности учащихся, возбуждающих интерес и активизирующих познавательную деятельность.

6. Определение характера деятельности учителя и учащихся на уроке, объем и содержание умений и навыков, развиваемых у учащихся путем решения конкретных познавательных задач.

7. Построение структурно-логической схемы урока. Каждый тип и вид урока имеет свою методическую структуру, раскрывающую взаимосвязи всех его внешних и внутренних элементов. Структура включает этапы урока, характеризующиеся определенными дидактическими задачами; конкретными видами деятельности учителя и учащихся; содержанием части материала урока, отражающего логическую последовательность его изучения; приемами применения контроля и обобщения знаний и умений; методами и методическими приемами, средствами наглядности, наиболее эффективными для решения дидактических задач каждого этапа урока.

Конкретизация названных этапов и общей методической модели построения современного урока биологии составляет важнейшие методические умения учителя, творчески реализующего рекомендации усовершенствованной программы по биологии.

Овладение умением составлять методическую модель современного урока биологии, поможет учителю в практической работе учесть все сложнейшие логические взаимосвязи отдельных структурных элементов и строить урок как единое целое, композиционно законченный этап учебно-воспитательного процесса. Структура урока, его проведение определяется учебным содержанием и методами его изложения. Содержание урока зависит от состава знаний и соответствующих методов работы, определяемых темой программой и времени, отведенным на ее изучение.

Урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Структура урока не может быть аморфной, безликой и случайной. Урок должен быть четким в соответствии с закономерностями процесса обучения. Каждый урок обеспечивает получение учащимися глубоких и прочных знаний. На уроке осуществляется не только усвоение уже добытых человеческих знаний, но и ознакомление учащихся с актуальными проблемами развития нашего общества. Учитель, его интеллектуальный, нравственный и культурный облик является основой предпосылкой реализации требований к уроку, условий его эффективности.

Формирование у будущего учителя профессионального умения построения модели современного урока биологии является важнейшей задачей современной методики преподавания биологии.

Технология нестандартного урока

Технология нестандартного обучения связана и интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельностью.

Основное в нестандартном обучении – создание проблемной ситуации. Эта ситуация вызывает определенное психологическое состояние у учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств решения. Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное и неизвестное. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формулирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно отделить известное от неизвестного (искомого). Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента:

- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

- неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;

- возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытия неизвестного.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика и по возможности связана с его интересами и предшествующим опытом. Наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, выделил И.Н. Кудряцев:

*проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новых требований (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

*проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи;

*проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;

*проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствия теоретического обоснования;

*ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен усвоить новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

  • задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
  • неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
  • выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Как правило, оно предшествует объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Принято различать четыре основных звена в технологии проблемного обучения: осознание общей проблемной ситуации; ее анализ; формулировка конкретной проблемы; решение проблемы; проверка правильности решения проблемы. В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски ученика. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии нестандартного обучения.

Трехуровневая технология нестандартного обучения применима при постановке задачи на «открытие» простой биологической закономерности.

Классификация нестандартных уроков

На современном этапе обучения биологии, как правило, применяются нестандартные уроки. Нестандартные уроки биологии приобретают различные внешние формы в зависимости от компоновки содержания, оформления и некоторых других причин. Это связано с усилением акцента на формирование познавательного интереса школьников к учебным предметам. Нестандартные уроки – уроки, которые имеют необычную методическую структуру, выходящую за рамки стандарта. Это урок нетиповой, обязательно заключающий в себе что-то творческое, требующий напряжение эмоциональных и умственных сил. Нестандартные уроки отличаются активностью учащихся, сочетанием фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связью педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитием коммуникативных способностей, атмосферой сотрудничества на занятиях. Эти формы создают наилучшие условия для передачи учащимся знаний, умений и навыков.

Для нестандартных уроков характерно то, что они необычны по замыслу, организации, методике проведения, больше привлекают учащихся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, так как используются творческие формы и методы проведения урока.

Нестандартные уроки можно классифицировать. Все виды нестандартных уроков взаимосвязаны между собой. Более того, нестандартный урок может совмещать в себе одновременно разные его виды, то есть, например, урок с нестандартным оформлением может включать и нестандартное построение содержания, быть интегрированным и проводиться в форме зачета. Нестандартные уроки зачастую внешне похожи на внеклассные занятия. Однако, во-первых, ведущее место занимает решение общеобразовательных задач, в то время как, во-вторых, главенствует воспитательный аспект. Таким образом, при проведении нестандартных уроков, следует обращать внимание на то, какие дидактические задачи становятся перед данной темой и, исходя из них, разрабатывать содержание урока.

При существующем большом разнообразии нестандартных уроков, но на наш взгляд, наибольший интерес представляют уроки, проводимые в виде игр и соревнований. Это конкурсы, турниры, деловые игры, игры типа «Счастливый случай», «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звездный час», и так далее. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Например, уроки – игровые проекты. В таких уроках структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая.

В качестве другого примера можно привести урок-проект «Подружись с Каплей», который проходит в виде игры – путешествия. Главным героем этого проекта является Капля Водоканала, которая предлагает ребятам объединиться в экипажи и отправиться в путешествие. Для осуществления проекта создан штаб игры, в состав которого входят педагоги, а также учащиеся старших классов. Штаб игры осуществляет организационную работу, а также оказывает информационную и методическую поддержку участникам проекта.

Задачи проекта:

- формировать представление об использовании воды жителями города;

- познакомить школьников с историческим прошлым и современной деятельностью предприятия «Водоканал»;

- вовлечь школьников в деятельность по потреблению и экономному использованию воды в семье.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовывать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Ориентация современной школы на гуманизацию учебного процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...

Городской практико-ориентированный семинар "Современный детский сад: инструменты для эффективной организации образовательного процесса"

На семинаре были представлены методические и игровые пособия корпорации "Российский учебник"; показан мастер-класс по использованию данных пособий для речевого развития детей раннего и дошко...

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Наша современная жизнь очень динамична, все меняется так стремительно, что учитель должен шагать в ногу со временем, ему приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и ...