Технологическая карта урока в 8 классе "Строение головного мозга".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Сырова Алена Владимировна

Данный урок является уроком изучения нового материала. Урок построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся усваивают не только отдельные понятия и знания, но и смогут их применить в своей работе.

В ходе урока развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль. Используемые ИКТ-технологии - универсальны. Ребята учатся переходить по ссылкам, ориентироваться в пространстве интернета, анализировать иллюстрации и схемы на сайтах, соотносить объекты и функции, правильно заполнять кроссворды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_syrova.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место урока в календарно-тематическом планировании конец III четверти. Этот урок планируется после изучения строения нервной системы и ее значения.  

        Данный урок является уроком изучения нового материала. Урок построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся усваивают не только отдельные понятия и знания, но и смогут их применить в своей работе.

В ходе урока развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль. Используемые ИКТ-технологии - универсальны. Ребята учатся переходить по ссылкам, ориентироваться в пространстве интернета, анализировать иллюстрации и схемы на сайтах, соотносить объекты и функции, правильно заполнять кроссворды.

УРОК ПО ТЕМЕ: Строение и функции головного мозга (8 класс)

Учитель: Сырова Алена Владимировна,

учитель биологии/химии,

«МБОУ СОШ №11» г. Владимира

Цели урока:

- развитие познавательного интереса у учащихся;

- формирование новых понятий и знаний у учащихся;

- развитие творческих способностей у учащихся;

Задачи урока:

Личностные результаты обучения:

  1. Развитие мотивации к процессу обучения и целенаправленной познавательной деятельности.
  2. Развитие мотивации у учащихся к саморазвитию и самоопределению в обществе (в классе).
  3. Развитие коммуникативной компетентности.

Метапредметные результаты обучения:

  1. Развитие умений в организации умственной (учебной) деятельности: постановка целей, планирование работы, анализ, самоконтроль и подведение итога работы.
  2. Развитие умений строить логическое рассуждение, делать умозаключение и вывод.
  3. Развитие умений в организации самостоятельной работы и умений работать с учителем.

Предметные результаты обучения:

  1. Изучить строение и функции головного мозга.
  2. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов.
  3. Продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать опыт.

Используемые образовательные ресурсы (ЭОР), платформы, сервисы: урок проходит на платформе ZOOM, используются образовательные ресурсы сайта https://learningapps.org , а также Яндекс картинки https://yandex.ru/images/?utm_source=main_stripe_big 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ссылка на ЭОР с открытым доступом

 I.

Мотивационно-ориентировочный блок.

11.1.

Этап актуализации знаний.

Учитель зачитывает стихотворение: «Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы. Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи».

Учитель выводит на экран вопросы:

  1. Из чего состоит  нервная система?
  2. Что относится к центральной НС?
  3. Что относится к периферической НС?
  4. Где находится спинной мозг?
  5. Какие функции он выполняет?

А ученики, чтобы на них ответить переходят по ссылке, изучают схему и опираясь на нее отвечают на вопросы.

Мы с вами изучали на прошлом уроке спинной мозга теперь поговорим о головном мозге. Запишем число и эпиграф урока.

Учащиеся внимательно слушают стихотворение. Переходят по ссылке и  отвечают на вопросы:

  1. Центральной и периферической.
  2. Головной мозги спинной мозг.
  3. Нервы и нервные узлы.
  4. В позвоночном канале и спинномозговой жидкости.
  5. Рефлекторную- рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного мозга. Проводящую- возбуждение в рецепторах направляется в спинной мозг, а затем через синапсы переключаются на исполнительные нейроны.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/a/AOHR2vxzQIFsX8Zuaeobmc5djnDqp4L7twGfBg/slide-5.jpg 

11.2.

Этап проблемати-зации.

Эпиграфом к уроку будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева….. : “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”. Почему? Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел. Например: Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571 г. Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Так ли это?

Учитель выводит на экран картинку с весом мозга разных деятелей.

Дети записываю эпиграф,  Слушают учителя. Смотрят на картинку и думают над ответом: о связи размера и интеллекте человека. Высказывают разные предположения.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/231/67358/1/img7.jpg 

11.3.

Этап целеполагания.

Что сегодня на уроке будет предметом изучения? Как бы вы сформулировали цель изучения  головного мозга?

Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?

Учащиеся определяют цель урока: изучить головной мозг. Учащиеся выделяют задачи:

1. Изучить особенности строение головного мозга;

2. Выделить основные функции головного мозга; 3. Ответить на вопрос учителя: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

III.

Организационно-деятельностный блок.

22.1.

Этап моделирования.

Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг. Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.

На  столе лежит муляж головного мозга давайте рассмотрим его строение: - Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг. Эти части делятся на 5 отделов: большие полушария мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок.

Ученики работают со схемой «Строение головного мозга». После ведут диалог с учителям разбирая строение головного мозга. Записывают строение головного мозга в тетрадь.

https://estestvoznanye.ru/sites/default/files/golovnoi-mozg-3.jpeg   

22.2.

Этап конструирования.

Ребята, давайте проведем несколько опытов.

Опыт №1. Посмотрим какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен. По моей команде начинайте выполнять наклоны туловища вправо, влево. Ученики выполняет, я говорю “Замри!” Что произошло с телом после команды?  

Так за что отвечает промежуточный мозг? Правильно. При этой команде одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Опыт №2.  Откройте учебник на стр. 60 и начинайте читать в полголоса. Учитель внезапно лопает шарик. учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Что являлось раздражителем?  И действовал он на средний мозг.

Опыте №3. Докажем, что безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. Пожалуйста, в быстром темпе сделайте несколько глотательных движений. Получается ли глотательное движение без слюны? А почему? Что является раздражителем? Почему же не происходит глотательного движения?

Опыт №4: Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа. У всех получилось, а в каком темпе вы выполняли движения когда вытягивали руку и когда дотрагивались до носа? Движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.

Ребята, вам необходимо соотнести отдел мозга с функцией, которую он выполняет.

Ученики проводят опыты вместе с учителем.

В данный момент команда “Замри” вызвала остановку движения, зафиксировала определенную позу тела.  Сложный двигательный рефлекс.

За фиксацию позы человека.

Раздражитель - громкий звук.

Нет раздражителя. Но если есть раздражитель, любой предмет, непроизвольно возникает глотательное движение, поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Все получилось благодаря работе мозжечка, который координирует движения человека в пространстве..

Затем, анализируя полученные знания выполняют задание. Соотнести отдел головного мозга с функцией которую он выполняет.

https://learningapps.org/view7753842 

22.3.

Этап презентации.

А теперь мы проверим как вы усвоили новый материал.  Перейдите по ссылке и выполните задание. Необходимо соотнести отдел мозга с его названием. Будьте внимательны!

Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”

Правильно! А от чего зависит, мы узнаем на следующем уроке.

Учащиеся работают с ссылкой. Подписывают структурные компоненты головного мозга.

Учащиеся отвечают на вопрос, поставленные в начале урока. Нет, нельзя. Ум человека не зависит от размеров его мозга. Мозг человека устроен очень сложно, в нем каждая структура отвечает за свою функцию. Но вместе координируют работу всего организма.

https://learningapps.org/view7753699 

IШ.

Рефлексивно-оценочный блок.

33.1.

Ребята, теперь переходи по ссылке и определяем: понравился ли вам урок, все ли понятно, интересно ли вам было на уроке. В общем определяем Ваше настроение!

Ребята выбирают на экране соответствующий смайлик.

https://learningapps.org/view15310858 

IIV.

Домашнее задание.

44.1.

Выполнить кроссворд перейдя по ссылке. Параграф № 45, 46. Хорошенько проработать.

Ответы на кроссворд:

  1. Мозг
  2. Кора
  3. Ствол
  4. Мост
  5. Продолговатый
  6. Промежуточный
  7. Мозжечок
  8. Средний
  9. Головной

https://learningapps.org/view3568149 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Спинной и головной мозг"

Данное электронное приложение выполнено для интерактивной доски Smart. Урок в 8 классе из раздела "Нервная система"....

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Презентация к уроку "Строении функции головного мозга"

Презентация к уроку по строению и функциональным особенностям головного мозга человека (Задний и Средний отделы гоовного мозга)...

Разработка открытого урока по теме "Головной мозг человека", 30.03.17 г.

Материал содержит презентацию и конспект урока по теме "Головной мозг человека"...

Технологическая карта урока «Головной мозг» 8 класс

Урок в формате передачи «Жить Здорово!»...