Технологическая карта 5 класс " Среды обитания организмов"
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс)

Волкова Наталия Олеговна

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе " Среды обитания организмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon основные этапы урока518 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»

Подготовила учитель биологии

Волкова Наталия Олеговна

ГБОУ СОШ №277 Кировского района г. Санкт-Петербурга

2018

Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов; познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «постановка цели и задач урока»

Раздает листы с

Кроссвордом (биологические понятия)в котором ключевое слово — тема урока (приложение №1)

Организует беседу,

выявляющую представления детей о среде обитания.

Подводит итог беседы (вводный рассказ о средах жизни).

Озвучивает цель урока.

Отгадывают кроссворд и узнают тему урока.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Вопросы: как вы понимаете фразу «среда обитания организмов»?

У рыб и птиц среда обитания одинаковая?

Использовать имеющиеся знания, для решение поставленной задачи;

осуществлять акту

ализацию личного

опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы во

фронтальном режи

ме

Слушать и строить понятные

для собеседника

высказывания.

Контролируют

правильность отве

тов товарищей

Дополнять и уточ

нять  высказанные

мнения по сущест

ву полученного

задания.

Уметь слушать в

соответствии с це

левой установкой

Этап «работа над содержанием текста»

Организует работу

в парах по заданию:составить

характеристику какой-то среды (приложение№2)

Регулирует работу

групп и помогает при необходимос

ти.

Анализируют текст по заданию;

согласуют между собой характеристику среды и готовят выступление от группы.

Осуществлять анализ с выделени

ем существенных

признаков

Кооперируют уси

лия для выполне

ния поставленной

задачи

Договариваться и

приходить к обще

му мнению

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Сохранять учебную задачу

Организует обсуж

дение результатов

работы в парах.

Оценивает резуль

таты работы пар.

Участвуют в бесе

де по обсуждению

характеристик

сред жизни и ведут

запись в таблицу.

Осознанно и произ

вольно строить ре

чевые высказыва

ния; обосновывать свое мнение.

Преобразовывать

текст в таблицу

От каждой группы

заслушивается

сообщение об

одной из сред оби

тания.

Ведут запись в тетради.

Строить понятные

для одноклассни

ков высказывания;

понимать на слух

ответы обучающих

ся.

Прослушивают

ответы

Обнаруживать

отклонения от эта

лона

Этап «осмысление полученной информации»

Организует работу по выполнению задания ЭП, и

с тренажером ЭП

(приложение№3)

Выполняют задания тренажера

Уметь исполь

зовать полученные знания

Понимать письмен

ную речь, рисунки, схемы

Осуществляют

самоконтроль

корректировать

правильность выполнения заданий,

выявлять пробелы в знаниях

Этап «домашнее задание»

Объясняет сущность

домашнего задания: прочитать текст стр.19-24, ответить на вопросы в конце текста, выполнить контрольные задания ЭП.

Приложение №1

Кроссворд

Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете тему урока    

Запишите слова по вертикали:   1.оболочка Земли, заселенная живыми организмами

2.научный прием, при котором человек активно  воздействует на объект

3.царство живой природы: не растения, не животные, не грибы

4.один из первых методов познания природы, который стал использовать человек

5.без нее невозможна жизнь на Земле

6.способность воспринимать раздражение из окружающей среды и реагировать на него

7.наука, изучающая взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой

8.воспроизведение себе подобных

9.наука о растениях

10.царство, организмы которого живут вблизи растений(подосиновик, подберезовик)                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение№2.

Группа1. Прочитав текст учебника  стр. 20 «наземно-воздушная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы наземно-воздушной среды»,

ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?

                                     б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?

Группа2. Прочитав текст учебника  стр. 20 «водная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы водной среды»,

ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?

                                     б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?

Группа3. Прочитав текст учебника  стр.  22 «почвенная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы почвенной среды»,

ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?

                                     б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?

Гуппа4. Прочитав текст учебника  стр.  22 «организменная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы, обитающие внутри других организмов», ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?

                                     б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?

приложение№3

Список использованной литературы

 Школьный учебник « Биология 5 класс»  под редакцией  В. В. Пасечника.

Москва, Дрофа, 2014

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Электронное приложение к учебнику  www.drofa.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"

Задачи урока:ü  сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;ü  выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü  показать взаимосвязь живых орг...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...

Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"

Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Среды обитания организмов»

Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов;познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить ч...

урок биологии 5 класс Среда обитания организмов.

Мастер класс по биологии на районом семинаре...

Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"

Урок биологии в 11 классе "Среда обитания организмов"...

Технологическая карта урока «Среды обитания животных»

Тема урока: «Среды обитания животных» Цель Создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний по теме «Среды обитания животных» Планируемые результаты: Предметные резуль...