"Механизм вдоха и выдоха"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Разработка урока по биологии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdoh_vydoh.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания».

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях; нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

    Образовательные:

 - сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;

 - нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

Развивающие:

 - умение воспринимать информацию на слух;

- умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умение сравнивать;

- умение работать в парах и группах;

- навыки самостоятельной работы;

- навык самопроверки и взаимопроверки;  

- навыки логического мышления и умение делать выводы.

Воспитательные:

 - продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;

 - поддержание интереса к изучаемому материалу;

- практическая направленность изучаемого;

- воспитание чувства патриотизма.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный, наглядно-образный, самостоятельная работа.  

Тип урока: открытия нового знания.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании  биологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация; флеш-анимация.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • Какие органы и структуры принимают участие в дыхательных движениях;
  • Как осуществляется регуляция дыхательных движений;
  • Историю открытий и исследований, связанных с физиологией дыхания.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять причины и механизм осуществления вдоха и выдоха;
  • Отличать способы регуляции дыхательных движений;

Метапредметные.

Познавательные:

  • умение работать с текстом и другими источниками информации, выделять в нём главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы  и применять теоретические знания на практике;
  • использовать метод моделирования с целью выявления общих законов определяющих данную предметную область.

Регулятивные:  

  • ставить цель урока, определять задачи и способы их решения для достижения цели;
  • выполнять задания по предложенному плану;
  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы;
  •  оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать  учителя и  одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре и группе;
  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
  • аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • готовность к  саморазвитию и самообразованию;
  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • формирование  научного мировоззрения;
  • оценка значимости сохранения здоровья как главной ценности человека.
  • Формирование представления о вкладе своего народа в мировую историю и науку.

I.Организационный момент. 2 мин.

- Здравствуйте, садитесь.

- Вы, наверное обратили внимание, что на сегодняшнем уроке присутствует много гостей, но для вас, это по сути, обычный урок, главной целью которого является активное получение знаний.

И так, что вам понадобится на этот урок: учебник, тетрадь, ручка, листы с заданиями. Ну, и конечно же, хорошее настроение. А вот какое оно у вас на начало урока сейчас, давайте узнаем следующим образом. У вас всех есть набор карточек с цифрами от 1 до 5, оцените ваше настроение по пятибалльной шкале, выберите ту цифру, которая, по вашему мнению, соответствует вашему настроению на начало урока и покажите её мне.

- У большинства оно позитивное, я очень надеюсь, что оно ещё у вас улучшится к концу урока. Надеюсь на ваше активное участие на уроке.

II. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка учебной цели. 6 мин.

- А начнём мы наш урок с повторения пройденного материала по теме: «органы  дыхания», в форме задания на соответствие. Подберите к терминам соответствующие определения.  И так, задание на экране и на листах, которые есть на ваших столах.

- Ну, что же, давайте проверим. Поднимите руки те, у кого нет ошибок, одна ошибка, две ошибки, больше двух.

- Теперь, когда вы знаете о строении и функциях органов дыхания, как вы думаете, каких знаний вам не хватает для полноты картины? Что ещё необходимо знать помимо строения? (как работают). Правильно. Знать, как они работают. А какую основную работу выполняют наши органы дыхания? (внешний газообмен). А каким образом воздух с кислородом попадает в наши лёгкие, и каким образом удаляется из них? В результате, каких процессов? (вдох и выдох).

- А ещё, что необходимо знать? Ведь большинство органов не могут работать сами по себе (как регулируется их работа)

- И так, давайте исходя из всего этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- В соответствии с обозначенной темой сформулируйте цели урока.

III. Изучение нового материала. 10 мин.

- Знакомство с новой темой мы начнём с небольшой исторической справки касаемо вопросов изучения и открытий, связанных с дыханием и органами дыхания. Я думаю, вы все прекрасно знаете, что наша страна дала миру большое количество учёных в разных областях науки, которые внесли огромный вклад в их развитие. И особое место среди них занимают учёные-физиологи и наша отечественная школа физиологии. У всех на слуху такие фамилии, как Павлов, Сеченов, Мечников и др. Многие из них занимались проблемами связанных и с темой нашего сегодняшнего урока.

- У нас есть несколько подготовленных сообщений, я предлагаю вам внимательно прослушать и ответить на один из вопросов сегодняшнего урока: «как осуществляется регуляция дыхания и какие есть способы регуляции». По ходу прослушивания вам нужно будет заполнить схему: способы регуляции дыхания.

Сообщение №1(Миславский) и сообщение №2 (Сеченов)

Я думаю, вы убедились в том, что наши отечественные учёные внесли существенный вклад в изучении физиологии дыхания. И нам в этом плане действительно есть, чем гордиться.

- И так возвращаемся к нашему вопросу «как осуществляется регуляция дыхания, и какие есть способы регуляции?»

(дыхательный центр)

- Верно. Кем он был открыт и изучен? (Миславский Николай Александрович)

- Где расположен  дыхательный центр? (продолговатый отдел головного мозга)

- К какому способу регуляции, мы отнесём этот пример? (нервная)

Именно в дыхательном центре возникают импульсы возбуждения, которые за тем по нервам передаются к органам дыхания, с периодичностью 15 раз  в минуту в состоянии покоя.

- А как вы считаете, поддаётся ли работа дыхательного центра нашей воле? (с одной стороны он работает автономно, но с другой мы можем целенаправленно задержать дыхание или наоборот его участить).

- А какой существует ещё способ регуляции дыхания? (углекислый газ)

- Углекислый газ это химическое вещество, к какому способу регуляции мы отнесём этот пример (гуморальная).

Действительно, именно концентрация углекислого газа, а не кислорода в крови влияет на работу дыхательного центра, отражаясь на частоте дыхательных движений.

- Кто первым из наших известных физиологов обратил на это внимание? (Иван Михайлович Сеченов)

Таким образом, процесс дыхания регулируется двумя способами нервным и гуморальным.

IV.Создание проблемной ситуации 15 мин.

И так, мы добрались с вами до второй цели нашего урока: узнать, как происходят процессы вдоха и выдоха. А поможет нам в этом метод моделирования, который мы используем реже, чем методы наблюдение и эксперимент. Но в некоторых вопросах этот метод более предпочтителен, чем другие, и сейчас именно тот случай. Работать вы будете в небольших микрогруппах. У вас на столах лежат коробки, откройте их и посмотрите, что в них находится. Там находятся различные предметы, именно из них я предлагаю вам попробовать сделать модель, демонстрирующую процессы вдоха и выдоха или хотя бы выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, понадобились для её изготовления.

- И так, получилось ли у кого-то собрать эту модель или определиться с предметами для её изготовления? (нет).

- Как вы считаете, почему не получилось? (не достаточно знаний)

- И как нам эту проблему исправить? (добыть недостающие знания)

Открываем ваши учебники, стр.94, параграф 21. Внимательно прочитайте и заполните сравнительную таблицу по механизму вдоха и выдоха. Какие органы принимают участие в дыхательных движениях и какие изменения в них происходят.

Давайте проверим. Одна команда прочитает, что происходит во время вдоха, а вторая – во время выдоха.

Для полного восприятия всего выше сказанного, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

И так, вы получили необходимые знания для того, чтобы правильно собрать демонстрационную модель. Но сначала давайте определимся какие детали нам понадобятся. Чем из этих предметов можно заменить грудную полость, воздухоносные пути, легкие и диафрагму. Осталось всё это прочно скрепить и герметично закрыть нашу «грудную полость» для этого можно использовать скотч и пластилин.

Ну что же, давайте проверим, что у вас получилось. Нужно рассказать и продемонстрировать на сделанной вами модели, как происходит механизм вдоха и выдоха.

На самом деле собранная вами модель, довольно давнее изобретение, созданное ещё в 19 веке голландским биологом и физиологом - Франциском Корнелисом Дондерсом и названная в честь него. Правда, его модель в отличие от нашей была натуральной, но принцип её работы был абсолютно тот же.

VI. Закрепление изученного материала 5 мин.

И так, мы с вами ответили на все поставленные вопросы, а сейчас проверим, насколько вы хорошо усвоили новый материал. Выполним следующее задание: выберите номера верных утверждений.

Рубрика: «Отгадай, что это за предмет?» В этой коробке находится предмет, который ещё в годы второй мировой войны спас жизни тысячам солдат. Он до сих пор служит нам верой и правдой, защищая жизни, как военных, так и гражданского населения в определённых ситуациях опасных для жизни и здоровья. И так, что это за предмет? (противогаз)

И что особенно приятно, данное средство защиты было изобретено в 1915 году, известным русским ученым-химиком Николаем Зелинским, который предложил для очищения отравленного воздуха использовать активированный древесный уголь.

V.Итог урока (рефлексия деятельности) 5 мин

Давайте подведём итог урока.

Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Чему научились на сегодняшнем уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

- Давайте снова вернёмся к вашему настроению и к его оценке по пятибалльной школе. Замечательно, у всех оно позитивное. Желаю, что оно было у вас таким на всех уроках.

VI. Домашнее задание. 2 мин

- Запишите домашнюю работу.

- А наш урок я бы хотел закончить следующими строчками:

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!

Всем спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы вдоха и выдоха

Данный урок биологии разработан с учётом всех требований Государственного образовательного стандарта. Разработк аурока окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений....

Механизмы вдоха и выдоха

Знакомство учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснение механизмов вдоха и выдоха...

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...