Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
методическая разработка по биологии

Поломошнова Нина Ивановна
  • Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_biologii_na_temu_2.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

Интегрированный урок биологии и истории на тему:

  «Ее Величество Екатерина Вторая!

 Ее Величество прививка!»

Автор:

Поломошнова Нина Ивановна,

учитель биологии

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

с.Петропавловка, 2021

  • Цель:   Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности. 
  •  закрепить, углубить  и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.
  • Обобщение изученного материала по истории России 30-40гг и знакомство с историей развития генетики в двадцатом веке

Планируемые результаты: предметные: различать в учебном материале факты, сопоставлять аргументацию, соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Личностные:  формировать мировоззрение, соответствующее современной науке; способность к образованию и самообразованию. Метапредметные: формирование познавательной рефлексии; владеть навыками познавательной деятельности; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы; аргументировано излагать свою точку зрения.

1 Оргмомент: создание условий для готовности класса к учебному процессу.

2 Актуализация. Мотивация учебной деятельности:

 ( учитель истории) Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми и, думаю, готовыми снова погрузиться в историческое и биологическое прошлое нашей страны.  Ведь еще историк Николай Михайлович Карамзин говорил: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества…»  (СЛАЙД1)

Мы изучаем с вами 18 век, насыщенный событиями, только в 18 веке нашим государством управляли пять удивительных женщин. (СЛАЙД 2). Сегодня одной из них мы посвятим наш урок. Я продолжу не с озвучиванием темы, а слов об яркой исторической личности, а вы определите ее имя: «Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, умела многое – управлять империей и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых. Одаренных и поручать им важные дела…»

- Итак, о ком эти слова? (Е 2) Вы правы, Екатерина Великая известна в истории еще не только как императрица, но и как борец с массовыми заболеваниями.

(Учитель биологии) Здравствуйте, ребята  и гости урока!

На прививку,1-ый класс!

Вы слыхали? Это нас!

Почему я встал у стенки?

У меня дрожат коленки!

Ребята. Я прочитала строки из всем известного  стих-я Сергея Михалкова. Несмотря на то, что стихотворение детское, тема урока очень серьезная и взрослая!

Ее Величество Екатерина Вторая! Ее Величество прививка!

Исходя из темы урока. Скажите. Какие вопросы мы сегодня повторим? Что узнаем нового?

Цель урока

Где мы впервые  втречаемся  с   прививками? Да, в роддоме! Учащаяся  нам расскажет, какие прививки нам ставят в роддоме.

.Слайд с прививками) БЦЖ, затем АКДС

Ребята, а с какой целью нам ставят прививку?

Что такое прививка? Что такое иммунитет? Виды иммунитета  (работа с рабочим листом)

C:\Users\Admin\Desktop\chel_sh_08.jpgВзаимооценка, проверка с доски

 (СЛАЙД 3) (раздать вирусы) Об иммунитете

( учитель истории) До 18 века развитию медицины не уделяли должного внимания.

Информация о  инфекционных болезнях.) 

(СЛАЙД 4) пандемии

Учитель биологии    - Отличие пандемии от эпидемии(Рабочие листы), слайд

прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы.

Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате  у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии.

Взаимопроверка, Проверка с доски

(СЛАЙД 5) корова.

Что общего между коровой и вакциной?  История прививок

Переломным в истории вакцинации стал далекий 1796 год, когда английский врач и талантливый ученый Э. Дженнер сделал важное заявление, положившее начало массовых прививок и эффективной борьбе по отношению к натуральной оспе. Он подметил, что фермеры, работающие с больными на коровью оспу животными, не болеют на человеческий аналог заболевания. Поэтому Дженнер провел революционный по тем временам эксперимент. Врач привил коровью оспу ребенку и довел, что после этого он стал неуязвимым к натуральной оспе. Благодаря действиям доктора Дженнера удалось открыть новую страницу в истории мировой вакцинации, хотя реальное научное объяснение прививок появилось лишь спустя сто лет. Почти 30 лет английский врач Эдвард Дженнером посвятил наблюдению и изучению такого явления: люди, переболев «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Доярки заражались от коров оспой не воздушно-капельным путем, а через ранки на руках. У коров во время оспы высыпания появлялись на вымени, а у доярок от тяжелой работы часто трескалась кожа. Содержимое оспин коров попадало в ранки, это было похоже на вариоляцию: иммунитет быстро реагировал на вирус и в абсолютном большинстве случаев справлялся с болезнью. Взяв содержимое из образовавшихся везикул-пузырьков на пальцах доильщиц коров, Дженнер ввел его восьмилетнему мальчику. Ребенок не заболел и все прошло благополучно.
Луи Пастер – отец современной вакцинации

Автором верного научного подхода к вакцинации считается известный ученый Л. Пастер, который изобрел способ предупреждения заразных вирусов путем введения в организм ослабленных возбудителей. Этот метод послужил прорывом в медицине и породил новую эру иммунизации, позволившую остановить смертоносные эпидемии по всему земному шару.

В своих исследованиях доктор использовал возбудителей куриной холеры. Он работал с разными концентрациями бактериального препарата, которые вызывали ту или иную степень тяжести болезни у кур. Однажды он ввел домашним птицам раствор недельной давности и наблюдал, что после введения куры переболели заболеванием в легкой степени с последующим выздоровлением всех особей. Естественно, Пастер предположил, что вакцина испортилась, а поэтому приготовил новую порцию препарата и применил его по отношению к птицам. К его удивлению, все куры не только не погибли, но и не заболели.

Через сто лет ученый и биолог Луи Пастер, из уважения к Дженнеру, предложил назвать все основанные на принципе создания искусственного иммунитета препараты вакцинами: от французского слова vache - "корова".
В Виды инфеекций : бактериальные и вирусные

Материал от учащегося

Бактериальные

Вирусные

Дизентерия

Грипп

Холера

Туберкулез

Оспа

Стафилококк

Столбняк

Сибирская язва

Ботулизм

Чума

Грипп,

Краснуха

Корь

Паротит (свинка)

СПИД

Гепатит

Энцефалит

Полиомиелит

Герпес

Коньюктивит

(Учитель истории0  Екатерина 2 внесла в медицину значительный вклад, поскольку смертность была высокой, доступность медицины низкой и обилие шарлатанов, то императрица взялась за решение этого вопроса всерьез.  Она понимала, что главная беда любого общества – это невежество.  В июле 1656 года был издан указ, запрещающий «не учившимся медицине и не имеющим в том свидетельства от Медицинской канцелярии, заниматься лечением больных  под жестким штрафом и наказанием». За годы ее царствования в крупных городах активно создавались больницы для гражданского населения: Павловская и Старо_Екатерининская в Москве, Калинкинская и Обуховская в Санкт-Петербурге. Помощь оказывали и неимущим больным.

(СЛАЙД 6 вид лечебных учреждений) 

Она издала указы о лечении «заразительных» болезней, об учреждении «специализированных домов». Страдающие подобными болезнями должны были покупать в аптеках лекарство за пристойную плату. Бедным выдавались медикаменты из казенных аптек. В начале второй половины 18 века в России вновь начинается эпидемия оспы. Екатерина 2 не болела оспой сама, но внешность людей, перенесших это заболевание, ее устрашала, ведь на тот момент ей было всего 39 лет.

Информация от ученика  ( о прививке Екатерины  Второй)

Следующее десятилетие в России начала свирепствовать чума (Информация ученика)

      (СЛАЙД 7 ворота) – Информация об Орловских воротах в Царском Селе)

 (вывод по прошлому)

Учитель истории  - Екатерина не только положила начало прививочной кампании и методам борьбы с эпидемиями, но ею так же был основан метод пропаганды против заболеваний. В театрах спешно ставили спектакли(балет «Побежденное предрассуждение» для дворян, где пропагандировались санитарные нормы и прививки. Для простонародья напечатали сотни лубочных картинок – пропаганда работала на полную мощь. Уже при советской власти с 1919 года прививки, меры санитарных норм стали обязательными.

 Учитель биологии, а какая пандемия разразилась в наше время? Как вы думаете, к какому виду инфекции она относится? Да, вирусная. Как называется вирус? COVID-19, (от англ. COronaVirus Disease, коронавирусная болезнь), другое обозначение - SARS-CoV-2 

Работа в группе (листок санитарный) – учащиеся составляют санитарные листки – памятники, как вести себя во время эпидемий .

 Презентация листков санитарных

Подведение итогов урока, выставление отметок.

АНКЕТА

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

----------------

Рабочий лист к открытому уроку История + Биология

Задание №1 «Укажите виды иммунитета, охарактеризуйте их»

Иммунитет

Задание № 2  «Соотнесите определение  эпидемии и пандемии»

прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы.

Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате  у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"

                Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....