Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по биологии

Курчавая Галина Владимировна

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования м развития «Особый ребенок» город Смоленска»

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

Учитель биологии, географии

Курчавая Г.В

        Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

             Основной общеобразовательной целью коррекционной школы является овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, развитие и коррекция в процессе обучения. Это необходимо в повседневной жизни, при выборе будущей профессии, чтобы возможности и способности обучающихся помогли успешно адаптироваться и социализироваться в дальнейшей жизни. Затрудняют процесс усвоения знаний особенности эмоционально-волевой сферы, недоразвитие психических функций высшей нервной деятельности, поэтому систематическое проведение коррекционно-развивающей работы позволило добиться положительных результатов у детей, которые имеют сложные дефекты в развитии.

        В решении основных задач школы биологическое образование играет особую роль.

       Задача учителя состоит не столько в том, чтобы научить обучающихся учиться, сколько в том, чтобы в процессе занятий по естествознанию и биологии преодолеть присущие детям с нарушенным интеллектом, недостатки творческой деятельности.

Я на уроках использую как традиционные, так и инновационные технологии. Именно это обеспечивает развитие творческих способностей. С целью достижения успешного усвоения материала, развития творческих способностей и личностно-эмоциональной сферы используются современные образовательные технологии: развития критического мышления, дифференцированного, проблемного и игрового обучения, здоровьесберегающие технологии.

Особое внимание в работе уделяется технологии индивидуального обучения (каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, который зависит от его психофизических характеристик) и дифференцированного подхода (задания делятся по способностям обучающихся). Это позволяет на уроке выделить больше времени на индивидуальную работу с учениками, на развитие их творческих способностей.

Применяются средства ИКТ на уроке: демонстраций, распечатанных документов (тесты, задания); используя электронные методические пособия. Поэтому внедрение ТСО позволяет побудить интерес и положительное отношение к урокам. В результате у ребят активизируются творческие способности к предмету.

В комплексе с нетрадиционными приемами уроки оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка: влияет на его интеллектуальную сферу, эмоциональную и двигательную сферы, двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений.

        Уроки биологии и естествознания вооружают учащихся знаниями об основных элементах неживой и живой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе, прививают навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Уроки биологии и естествознания играют огромную роль в развитии и поддержании интереса обучающихся к учению, а значит и творческих способностей. Связь с жизненным опытом, предметная наглядность, практическая значимость изучаемого на уроках материала позволяет обогащать впечатления, поддерживать внимание учащихся в течение всего урока, формировать мотивацию.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования творческой активности учеников в процессе обучения. Только стимулируя творческую деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство можно добиться развития творческого интереса к биологии. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.

Творческие способности школьника выражаются в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.  
        Под творческими способностями подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной деятельности.

Творческие способности — это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний.

Развитию творческих способностей учащихся способствует широкое использование лабораторных работ и проведение экспериментов. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат.

Основными приемами развития творческих способностей являются:

1)      Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2)     Исследовательский прием.

         На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов

литературных   данных   учащимся    предлагается   самостоятельно    решить творческую задачу, сформулировать вывод

       3) Эвристический прием.

         Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания,

помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение творческих задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие творческих способностей.

      На уроках биологии для развития творческого интереса учащихся являются всевозможные биологические задачи. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию творческих способностей к биологии. 

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных результатов.

Растет мотивация к изучению предмета:

- повышается интерес к изучению биологии;

- не допускаются детьми пропуски уроков без уважительной причины;

- дети выполняют домашние задания;

- усилилась активность детей на уроках;

- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;

- с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях;

- продолжают участвовать и побеждать в конкурсах по предметам.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности я являюсь заведующей кабинетом биологии. Учебный кабинет так же, как и слово учителя, призван учить и воспитывать ребенка. От того, насколько учащимся комфортно в нем, зависит многое.

В кабинете биологии школы:

- имеется большое видовое разнообразие комнатных растений, в выращивании которых участвуют и дети;

- создана и постоянно пополняет копилка творческих работ учащихся;

- весь дополнительный материал, подготовленный учащимися, систематизирован и используется на уроках и во внеклассной работе;

- имеется материально-техническая база для работы с учащимися и развития их творческих способностей (компьютер, мультимедийное оборудование, микроскоп);

- проводится исследовательская работа.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

        Таким образом, развитие творческих способностей является эффективным средством формирования понятий об окружающем мире у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу.

     Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встае...

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

      Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ...

Развитие творческих способностей на уроках биологии игровыми технологиями.

Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом "возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической ...