Урок "Развитие жизни на Земле" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5, 9 класс)

Легенченко Татьяна Валериевна

Данный урок нацелен на формирование представления обучающихся о этапах развития жизни; развивать коммуникативные умения.

По завершении урока обучающиеся будут иметь представление о развитии жизни в системе органического мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практической пробы (сценарий)

 

 

 

 

 

 

Трек “Критическое мышление”

 Формат разработки (урок),

возраст учащихся, на которых рассчитана разработка 5 класс (11-12 лет)

 Тема

«Развитие жизни на Земле»

(урок биологии в 5-м классе)

 

Сценарий соcтавила:

Легенченко Татьяна Валериевна, 

Учитель биологии

МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»


 Сценарий разработки

Тема «Развитие жизни на Земле» 

Цель (для учителя)

Формировать представление обучающихся о этапах развития жизни; развивать коммуникативные умения.

Цель (для учащихся):

 Познакомиться с основными этапами развития жизни на Земле; систематизировать знания о происхождении живых организмов.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут иметь представление о развитии жизни в системе органического мира.

Продуктом будет «паспорт»-описание динозавров и заполненная общая таблица.

Предварительная подготовка учащихся:

Готовность к уроку: учебник, тетрадь.

Ресурсное обеспечение

Мультимедиапроектор, изображения древних пресмыкающихся, тексты о динозаврах.

Предварительная подготовка учителя:

 Подготовка презентации, информационных текстов (приложение 1), «паспорта» динозавра (приложение 2), итоговой таблицы (приложение 3)

Этапы и время

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Вызов (10 мин)

Задаёт вопросы: Кто такие динозавры? Что нам о них известно? Сохранились ли эти животные до наших дней?

Слово «динозавр» в переводе означает – ужасный ящер, относятся ли к этой группе птерозавр, ихтиозавр, плезиозавр?

(вопрос, в котором заложен конфликт: дети по окончаниям слов относят все организмы к динозаврам, но морские и летающие ящеры не относятся к динозаврам). 02:25 мин.

Вспоминают, что известно о динозаврах, где они это уже слышали (в фильмах, телепередачах…)

Составляют список известных фактов, и фактов, вызывающих сомнения.

Ищут ответ на поставленный вопрос.

  1. Осмысление (20 мин)

Вопрос: как вы думаете, кто мог бы победить в схватке – эвоплоцефал или стегозавр; диплодок или трицератопс? (вопрос, в котором заложен конфликт для учащихся, так как они начнут сравнивать их внешние характеристики и установят, что они примерно идентичны. А дело в том, что эти динозавры жили в разные периоды и не встречались). 03:52 мин

Раздаёт текст.

- прочтите текст, выделите знаками:

√ - то, что известно;

 _ - то, что противоречит представлениям;

+ - то, что является интересным;

? – если возникло желание узнать побольше, или информация непонятна.

Обдумывают вопрос, рассуждают. В учебнике находят характеристики динозавров по росту и массе тела… Но этих данных не хватит для ответа на вопрос.

Читают текст, обмениваются мнениями, уточняют информацию.

  1. Рефлексия (15 мин)

Как долго необходимо было готовить динозавра, и на сколько дней племени из 50-ти человек хватило бы этой пищи, если человек съедал по 500 грамм мяса в день?

(вопрос, в котором заложен конфликт: дети займутся математическими расчётами, но решение вопроса в том, что в мезозое человека ещё не было) 24:03 мин.

Предлагает конкретизировать знания – составить описание разных видов динозавров.

Ищут ответ на поставленную задачу.

Отмечают известные им ранее факты, сравнивают с полученными вновь фактами; заполняют «паспорт» динозавра; вносят данные в общую итоговую таблицу.

Приложение 1

Жизнь на Земле возникла около 3000 млн лет тому назад. Она началась с крошечных одноклеточных существ. Затем стали появляться другие формы жизни. А вот динозавры заселили планету только 200-230 млн лет тому назад. Ученые по сей день выдвигают различные теории относительно того, как появились динозавры. Само слово «динозавр» обозначает ужасная или страшная ящерица. Эти существа были хладнокровными, нуждались в большом количестве солнечного света.

Предки динозавров жили и на суше, и в воде. Их называют архозавры – древние ящерицы. Они питались растительной пищей. У древних ящеров были легкие, они откладывали яйца на суше. Еще одна тайна – жили ли эти существа в одну эпоху с людьми или же вымерли до появления человечества? По утверждению ученых, эры людей и гигантов разнились.

Всю историю Земли подразделяют на временные отрезки, называемые эрами. Эра динозавров называется мезозойской. Она разбивается на три периода, каждый из которых характерен своими видами животных и растительности.

Первый период Мезозойской эры – триасовый. Появлялось множество новых видов животных и растений,  а уже в конце триаса возникли ихтиозавры.

История динозавров: триасовый период    История динозавров: юрский период

Юрский период можно смело назвать расцветом эпохи динозавров. Именно в него наблюдалось наибольшее разнообразие ящеров: от громоздких медлительных гигантов до маленьких и быстрых ящеров.

Самые известные его обитатели – цератозавр, аллозавр, брахиозавр, компсогнат,  диплодок и, конечно же, стегозавр.

Завершает мезозойскую эру самый продолжительный период – меловой.

Наиболее известные динозавры мелового периода – тираннозавр, анкилозавр, эвоплоцефал,  трицератопс и карнотавр.

История динозавров: меловой период

Конец эпохи динозавров

Около 66 миллионов лет назад, в конце мелового периода, произошло глобальное вымирание. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских (плезиозавры и ихтиозавры) и летающих (птерозавры) рептилий.

Приложение 2

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

Приложение 3

Харак-

терис-

тика

Дипло-

док

Комп-

согнат

Брахио-

завр

Трицера-

топс

Стего-

завр

Эвопло-

цефал

Тиранно-

завр

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

«Паспорт»

Название (что оно означает)

В каком периоде жил

Внешние данные (рост, вес, форма тела)

Образ жизни (питание, передвижение и т.д.)

Харак-

теристика

Диплодок

Компсогнат

Брахиозавр

Трицератопс

Стегозавр

Эвоплоцефал

Тираннозавр

Период жизни

Внешность

Образ жизни

Харак-

теристика

Диплодок

Компсогнат

Брахиозавр

Трицератопс

Стегозавр

Эвоплоцефал

Тираннозавр

Период жизни

Внешность

Образ жизни

Период

Условия неживой природы

Развитие растительного мира

Развитие животного мира

Архейская эра (4,6 – 2,7 млрд. лет)

Катархей

Эоархей

Палеоархей

Мезоархей

Неоархей

Преобладание суши над морем; бассейны мелководья с пониженной соленостью; слабое расчленение рельефа; нет климатического обособления; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода

Появление многоклеточности полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли (ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные (ветвь животного мира)

Этапы возникновения жизни:

1 этап – Образование в водах океана из неорганических веществ органических в результате действия ультрафиолетовой радиации, грозовых разрядов и химических реакций

2 этап – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты концентрируются — образуют коацерваты, действующие как открытые системы, способные к росту

3 этап – В результате соединения и взаимодействия коацерватов с нуклеиновыми кислотами образуются живые существа — пробионты (протоклетки), способные к самовоспроизведению

4 этап – Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы — бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые)

Протерозойская эра (2,7 – 0,57 млрд. лет)

 

На суше - каменная пустыня (жизнь -только в воде), начинает формироваться почва, в атмосфере начинается накопление кислорода за счет жизнедеятельности бактерий

1. Ядерные организмы – появление ядерных автотрофных фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом — среда обитания животных

2. Многоклеточные организмы – прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли.

3. Органные организмы – прогрес. усложнение тела животных (хордовые бесчерепные)

Палеозойская эра (570 млн. лет)

Кембрий (530–490млн.лет)

Суша бесплодна и пустынна

Расцвет водорослей

Широкое распространение морских беспозвоночных - трилобитов (древних членистоногих), медуз, плече-ногих

Ордовик (490–442млн.лет)

Суша оставалась не обжитой, но появились первые лишайники

Выход на сушу лишайников

Основными обитателями морей были членистоногие (откладывали икру на суше), также были головоногие, кишечнополостных, иглокожих, кораллов, губок и других беспозвоночных

Силур (442–418млн.лет)

Продолжается горообразование; моря теплые, преобладают над сушей *

Первые наземные растения (псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие опред. функцию

Выход беспозвоночных на сушу (паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных - щитковых

Девон (418–353млн.лет)

Климат сухой, континентальный; на суше - высокие горы, моря теплые

Псилофиты исчезают, появляются споровые растения -папоротники, хвощи, плауны.

В морях господствуют рыбы - челюстные, панцирные, кистеперые, двоякодышащие

Каменноугольный (353–290млн.лет)

Происходит опускание материков, много заболоченными пространств; климат теплый и очень влажный, в атмосфере много кислорода и углекис. газа. В конце периода было значительное похолодание - вымирание многих видов.

Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников

Появление первых земноводных - стегоцефалов

Пермь (290–248млн.лет)

Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают

Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений (голосеменные)

Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление пресмыкающихся, развитие насекомых, кистеперых рыб и акул

Мезозойская эра (230 млн. лет)

Триасовый пер. (248–200млн.лет)

Резкоконтинентальный теплый климат, вулканическая деятельность

Развитие голосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб

Юрский пер. (200–140млн.лет)

Наступление морей на сушу; климат мягкий и теплый

Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление археоптерикса (первоптицы); процветание головоногих моллюсков

Меловой пер. (140–65млн.лет)

Отступление морей; климат теплый, в конце похолодание

Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных

Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих

Кайнозойская эра (67 млн. лет)

Палеоген (65–24млн.лет)

Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трех географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона

Господство покрытосеменных

Бурный расцвет насекомых

Неоген (24–2,6млн.лет)

Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее - приматов

Антропоген (2,6млн. лет – наши дни)

Неоднократное оледенение северного полушария

Окончательное формирование современного растит. мира

Животный мир принял современный облик. Значимое событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homosapiens.

Диплодок

Компсогнат

Брахиозавр

Трицератопс

Стегозавр

Эвоплоцефал

Тираннозавр



Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности.

Разработчик: учитель географии МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5» Легенченко Т.В.

Тема: «Деньги как средство коммуникации».

Целевая аудитория: 7 класс.

Цель: выявить значение денег на разных этапах становления социума.

Задачи:

  1. Углубить понятие «деньги» на основе формирования представлений не только как о платёжных единицах, но и средстве взаимодействия между людьми.
  2. Воспитывать уважительное отношение к деньгам и платёжным средствам как отражению материальной составляющей культурных ценностей.
  3. Способствовать осмыслению роли денег в жизни людей.
  4. Обосновать причины возникновения денег.

Планируемые результаты:

  • Личностные

- мотивация участия в жизни социума;

- навык ведения диалога и установка взаимопонимания;

- проявление интереса к финансовой культуре;

- проявление уважения к деньгам и другим материальным ценностям;

- осознание принадлежности к народу, государству;

- проявление гражданственности.

  • Метапредметные

- действие в рамках поставленной учебной задачи, согласуясь с планом действий;

- осуществление контроля участников с оценкой своей деятельности и своевременным внесением корректив;

- использование разнообразных информационных источников для решения поставленных задач;

- применение различных способов решения познавательных задач;

- построение логически обоснованного ответа с его аргументацией.

  • Предметные

- закрепление опорных понятий темы «деньги»;

- укрепление знаниевой составляющей;

- определение функции денег в жизни человека;

- развитие представлений о товарно-денежных отношениях.

Оборудование: наглядно-дидактический материал, реквизит ярморочного гуляния, лотки, горшки, булки.

Форма работы: групповая – ярмарка.

Методы обучения: словесные (рассказ), практические (участие в постановке).

Методики: создание проблемной ситуации, создание ситуации творческого поиска.

Ход занятия:

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

  1. Организация класса

Сегодня мы посетим ярмарку, поучаствуем в народном гулянии.

Слушают, настраиваются на работу.

  1. Определение темы. Целеполагание.

Что такое ярмарка для чего она устраивалась?

Предлагает учащимся сформулировать тему занятия. О чём сегодня пойдёт речь?

Ответ детей: Место, где люди продают и покупают различные товары.

  1. Распределение ролей.

Объясняет функционал каждого участника действа.

Выбирают для себя желаемые роли.

  1. Актуализация. Беседа.

(просмотр мультфильма о возникновении денег).

Наше представление начинается.

Ещё в древности у человека возникла необходимость обмена товарами, но всегда ли это можно полноценно совершить?

Представьте себя посетителями ярмарки: попытайтесь выменять нужную вам вещь.

Что этому мешает?

Возникает необходимость принятия универсальной разменной единицы, нужной каждому.

Кажется,  на нашу ярмарку пришли посетители.

Как вы думаете, если музыканты и другие люди искусства не производят товар, за что они получают деньги?

Скоморох: Внимание! Внимание! Начинается гуляние! Подходи скорей народ, к тебе ярмарка идёт!

Ответ детей: Нет, не всегда.

Бывает человеку не нужно, то,  что ему предлагают.

Приходят покупатели, выбирают музыкальные инструменты и играют. Другие участники им платят за это.

Ответ детей: за оказанную услугу, она тоже воспринимается как товар.

  1. Изучение нового материала.

Возьмите карточки с текстом, сформулируйте рассказ о предметах, заменяющих денежные единицы.

Были ли раньше деньги такими, какими мы их знаем сейчас?

Работают с карточками.

Ответ детей: Деньги были другими, и постепенно видоизменялись.

  1. Закрепление, подведение итогов.

А сейчас нужно немного отдохнуть, развлечься. На ярмарках это обеспечивали петрушки.

Когда было легче приобрести нужные вещи, при натуральном обмене или при установлении меры стоимости товара?

Петрушка: я знал поговорки про труд, но позабыл их окончание.

Помогите восстановить.

(Достраивание окончаний пословиц).

Ответ детей: Таким образом, установление денежного номинала способствовало более лёгкому взаимодействию между людьми. Им было легче произвести обмен товарами.

Используемый материал:

*мультфильм об истории появления денег:

https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

https://theslide.ru/uncategorized/s-dengamizachem-byt-finansovo-gramotnymna-ty

https://nsportal.ru/

Г.Т.Козлов, С.Г. Козлов, пословицы народов мира, Санкт Петербург, 1999.

Приложение

Раздаточный материал для работы с текстом:

Самые   первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина.

     Феи -  самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой  огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке.

      В Америке в 18 веке  «денежной единицей» был  табак. На  границе с Китаем, даже в 19 веке  товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка).

       В Исландии платежным средством  служила сушеная рыба, и тогдашний  товарообмен выглядел следующим образом.

Подкова-1 рыбина;

Пара  башмаков-3 рыбины.

        У  туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури.  Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и  в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века.

      В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.

   

     На Руси деньгами служили при обмене  шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

    В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью.

    В  Мексике, индейцы использовали бобы какао.

    В греческих колониях предметом торговли были  хлеб, пшеница и другие злаки.

Пословицы для заданий петрушки:

  1. Скучен день до вечера…(когда делать нечего).
  2. Судят не по словам, а…(по делам).
  3. Не кори соседа, когда…(спишь до обеда).
  4. Сделал дело - …(гуляй смело).
  5. Делу время…(потехе час).
  6. Терпенье и труд…(всё перетрут).
  7. Без труда…(не вытащить и рыбу из пруда).



Предварительный просмотр:

Проект: уроки биологии в рамках темы

«Внутренняя среда организма».

Программа серии уроков для учащихся 9-го класса

«Внутренняя среда организма»

Программу составила: Легенченко Т.В.,

Учитель биологии  

МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»

Урок «Внутренняя среда организма»

В современном обществе цели и содержание образования постоянно трансформируются. При этом появляются новые средства и технологии обучения. Но всё же урок остаётся неизменно главной формой обучения. Урок предполагает разнообразные виды обучения, выбор характера которых обусловлен целями и задачами обучения, особенностями учебного предмета, а также материально-техническим оснащением.

Современный учитель старается отойти от намерения охватить на уроке как можно больше вопросов программного содержания, и добиться от учащихся овладения как можно большим количеством сведений и правил, содержащихся в программе школьного курса. Учитель добивается того, чтобы основная нагрузка в процессе обучения приходилась не на память обучающихся, а на их мышление. Таким образом, главной составляющей обучения должна быть не воспроизводящая деятельность ребят, а творческая. Дети усваивают знания не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения проблемных задач.

При выборе форм и методов обучения были учтены возрастные особенности обучающихся. Объём информации оптимален для создания ситуации творческого поиска, не перегружая при этом участников образовательного процесса.

Учитель же выступает в роли координатора процесса, а не в качестве основного источника информации. Иными словами, с учителем можно дискуссировать, спорить, иметь отличную точку зрения. Дети приобретают навык критического мышления.

Данная серия уроков даёт представления о составляющей внутренней среды организма, о поддержании его постоянства.

Уроки предполагают словесные и практические методы обучения.

Тема «Внутренняя среда организма» может быть реализована в 9-м классе линейного курса обучения, или в 8-м классе концентрического курса.

Программа рассчитана на 3 академических часа, проводимых в рамках изучения биологии курса «человек», раздела «строение и жизнедеятельность организма человека».

Организационные требования: специализированный кабинет биологии, мультимедийное оборудование, готовые микропрепараты, микроскоп, лабораторное оборудование.

Основу данной программы составляют следующие учебные пособия:

  1. Пакулова  В.М., Иванова Н.В., Голикова Т.В., Прохорчук Е.Н. Краткий курс методики биологии.
  2. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии.
  3. Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек. 9 класс.

Цель программы – расширить представление обучающихся об организме как о саморегулирующейся системе.

Задачи:

  1. Выделить ключевые составляющие  понятия «внутренняя среда организма»;
  2. Познакомиться с механизмом саморегуляции;
  3. Определить значение гомеостаза для жизнедеятельности организма.

Результаты программы проверяются через систему оценивания посредством проведения устных опросов, выполнения тестовых заданий, карточек, практических заданий.

Темы уроков:

  1. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

Л. р. № 2: Изучение микроскопического строения крови.

  1. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.

Д. 11: Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.

  1. Переливание крови. Донорство.

Риски:

Наличие в классе учеников разного уровня подготовки и темпа работы может затянуть выполнение практических заданий.

Трек «Критическое мышление»

Формат разработки: урок,

возраст учащихся 15 лет (9 класс)

Тема «Внутренняя среда организма»

Сценарий составила:

Легенченко Татьяна Валериевна,

учитель биологии

МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»

Сценарий разработки

Тема 1. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

Л. р. № 2: Изучение микроскопического строения крови.

Цель (для учителя):

Актуализация знаний о крови как соединительной ткани; создание условий для детального изучения состава крови и функциональных особенностей её форменных элементов.

Цель (для учащихся):

Изучение строения крови человека, определение её роли в организме человека.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся познакомятся со строением крови в ходе выполнения лабораторной работы, изучат значение её составляющих элементов.

Предварительная подготовка учащихся:

Вспомнить ранее изученный материал о тканях организма, об обмене веществ.

Ресурсное обеспечение:

Микроскоп, готовые микропрепараты, учебник, тетрадь.

Предварительная подготовка учителя:

Подготовить необходимое лабораторное оборудование для проведения практической части урока.

Этапы и время

Действия учителя

Действия учащихся

Вызов (10 мин.)

Приём КМ постановка вопросов: Что такое кровь? (тонкий вопрос).

Объясните, почему кровь относят к тканям? (толстый вопрос).

Приём КМ провокация: все ли клетки крови одинаковы?

Приём КМ создание проблемной ситуации: если клетки различаются по строению, можно ли их считать тканью?

Приём КМ постановка вопроса:  в чём причина различий форм клеток? (толстый вопрос).

Отвечают: кровь – это разновидность соединительной ткани организма.

Вспоминают определение «ткань» (группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям).

Вспоминают, что есть красные клетки крови – эритроциты; и бесцветные – лейкоциты.

Обдумывают проблемную ситуацию.

  1. Можно, так как основная функция крови – поддержание постоянства внутренней среды;
  2. Нельзя, так как у различных клеток крови, различные функции.

Вспоминают, что кровь транспортирует газы и питательные вещества, защищает организм от инфекций.

Делают вывод о том, что клетки крови различны в связи с разнообразием выполняемых функций.

Осмысление (20 мин.)

Каким образом клетки крови выполняют свои «особенные» функции?

Чтобы познакомиться со строением клеток, давайте выполним лабораторную работу. (В побуждении заложен приём манипуляции).

Почему эритроциты крови лягушки крупнее и имеют ядра, а эритроциты крови человека мелкие?

Приём КМ проблемный вопрос: с чем связана особенность эритроцитов человека  – отсутствие ядер?

Высказывают предположения о работе клеток крови.

«Чтобы выполнять свои функции, клетки должны иметь определённое строение».

Выполняют лабораторную работу, рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки, сравнивают, делают выводы о различии в строении клеток крови.

Эритроциты – безъядерные клетки (это необходимо для переноса кислорода); Лейкоциты – клетки, имеющие ядра (активно пожирают чужеродные тела, выполняя защитную функцию)

Вспоминают особенности жизнедеятельности лягушки и делают вывод о том, что лягушки имеют помимо легочного дыхания, ещё и кожное, поэтому транспорта газов достаточно, а вот человеку необходим больший объём кислорода, поэтому эритроциты человека мельче и их содержится значительно больше.

Изучают информацию в тексте учебника и отвечают:

В отсутствии ядра увеличивается поверхность клетки и возможность для транспорта кислорода.

Рефлексия (15 мин.)

Предлагает учащимся заполнить таблицу по итогу изучения материала.

Заполняют таблицу.

Приложения

Форменные элементы крови

Количество элементов в крови

Где образуются

Продолжи-тельность жизни

Особенности строения

функции

Тема 2. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.

Д. 11: Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.

Цель (для учителя):

Создание условий для ознакомления обучающихся с группами крови, участии лимфы в формировании защитных сил организма.

Цель (для учащихся):

Знакомство с понятием иммунитет; изучение различий крови по группам.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся познакомятся с понятием «иммунитет», создадут продукт в виде схемы: «виды иммунитета».

Предварительная подготовка учащихся:

Знать разновидности клеток крови, их функции; объяснять процесс фагоцитоза.

Ресурсное обеспечение:

Фильм с образовательной платформы центра СПИД

Предварительная подготовка учителя:

Подбор таблиц: группы крови, состав крови.

Этапы и время

Действия учителя

Действия учащихся

Вызов (10 мин.)

Приём КМ постановка вопросов: Чем объяснить, что человека повсюду окружают болезнетворные организмы, но при этом он не заболевает?

Что помогает сохранить здоровье?

Тогда почему иногда человек всё-таки заболевает теми или иными болезнями?

Какие структуры помогают защищать организм от заболеваний?

Делают предположения о том, что в организме есть механизм защиты. Организм обладает свойством саморегуляции, и может противостоять различным заболеваниям, имеет определённую защиту.

Высказывают мысль о том, что защитные силы ослабевают, нарушается процесс защиты.

Вспоминают материал предыдущего урока, о клетках лейкоцитах и явлении фагоцитоза.

Осмысление (20 мин.)

Приём КМ: Если организм имеет собственные защитные силы и способен к саморегуляции, то почему в некоторых случаях возникают заболевания?

Приём КМ инсерт: предлагает обратиться к тексту, познакомиться с понятием иммунодефицита.

(просмотр фильма о ВИЧ)

Предполагают, что по какой-то причине организм не справился, «пропустил» болезнетворные организмы.

Читают текст, делают пометки на полях (+ - ?)

Выделяют причины возникновения иммунодефицита после просмотра фильма.

Рефлексия (15 мин.)

Приём КМ кластер: предлагает вернуться к началу урока и подвести итоги темы составив схему.

Заполняют схему: «виды иммунитета».

Приложения

Схема: «виды иммунитета»

Иммунитет

Естественный                         Искусственный

Тема 3. Переливание крови. Донорство.

Цель (для учителя):

Обобщение знаний темы, проведение тематического контроля, выявление уровня знаний.

Цель (для учащихся):

Обобщить знания о компонентах внутренней среды, их функциональных особенностях.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся овладеют знаниями о донорстве как необходимой мере для сохранения здоровья человека.

Предварительная подготовка учащихся:

Знать разновидности клеток крови, их значение в организме; иметь представление о группах крови, белках, определяющих сочетаемость групп крови.

Ресурсное обеспечение:

Карточки-задания.

Предварительная подготовка учителя:

Подготовить контрольно-измерительные материалы.

Этапы и время

Действия учителя

Действия учащихся

Вызов (15 мин.)

Приём КМ постановка вопросов: Чем объяснить тот факт, что кровь обладает постоянством химического состава, однако, в случае переливания крови создаётся угроза для жизни больного?

Знакомятся с сочетанием агглютининов и агглютиногенов и делают выводы о правилах переливания крови от донора к реципиентам.

Осмысление (25 мин.)

Раздаёт проверочные материалы.

Выполняют тестовую проверочную работу.

Рефлексия (5 мин.)

Какие вопросы изученной темы вызвали у вас наибольшее затруднение? Какие показались наиболее интересными?

Отвечают на вопросы, отмечая для себя наиболее запомнившийся материал.

Приложения

Тестовая работа по теме: «Внутренняя среда организма»

  1. Основную часть плазмы составляют:

А) вода

Б) жиры

В) белки

Г) углеводы

2. Клетки, которые способны вырабатывать антитела, называются:

А) тромбоциты

Б) лимфоциты

В) фагоциты

Г) эритроциты

3. Мелкие кровяные пластинки, участвующие в процессе свёртывания крови, называются:

А) лимфоциты

Б) ферменты

В) лейкоциты

Г) тромбоциты

4. Клетки крови, участвующие в транспорте кислорода:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

Г) лимфоциты

5. Белок гемоглобин содержится в:

А) лейкоцитах

Б) тромбоцитах

В) эритроцитах

Г) лимфоцитах

6. Растворимый белок плазмы крови называется:

А) гемоглобин

Б) фибрин

В) клейковина

Г) фибриноген

7. Человека, отдающего часть крови, называют:

А) пациентом

Б) донором

В) реципиентом

Г) посредником

8. Кровь – это __________________________ткань.

9. Форменные элементы крови образуются в ___________________________.

Красный цвет крови обусловлен_______________________________________

_________________________________________________________________.

10. Установите соответствие:

Признак                                                                           клетки крови

А) в зрелом состоянии отсутствует ядро                    1. Эритроциты

Б) поглощают и переваривают чужеродные тела      2. Лейкоциты

В) принимают участие в выработке антител              3. Тромбоциты

Г) имеют форму двояковогнутого диска

Д) повышенное содержание характеризует

воспалительный процесс

Е) обеспечивают иммунитет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Из жизни 6-Б класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Балаково

Презентация - отчет о проделанной работе с классом...

урок по теме "Музыка в нашей жизни" в 9 классе

урок к разделу "Музыка", включает в  себя разные виды работы...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса

Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

«Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни» в 7 классе

Цель:  Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать особенности и основные факторы, влияющие на его формирование у подростков.Задачи:Образовательные:  раскрыть смысл, особенност...