Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."
план-конспект урока по биологии (6 класс)

В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе

Тема урока: «Органы цветковых растений. Корень»

     Деятельностная цель: создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания развивать у учащихся умение сравнивать корневые системы; навыки работы с биологическими терминами и гербарным материалом.
   
Содержательная цель: сформировать у учащихся новые понятия - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни; умение делать выводы.
   
Задачи:

     Образовательные – познакомить учащихся с органом цветковых растений – корнем, видами корней и типами корневых систем, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).

     Развивающие: продолжить развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; продолжить развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

     Воспитательныесоздать условия для воспитания положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; продолжить воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.

     Планируемые результаты учебного занятия:

     Предметные: давать определения понятия «орган», различать типы корней, корневых систем; функции корней; сравнивать по заданным критериям типы корневых систем; различать корневые системы однодольных и двудольных растений.

     Метапредметные:

     коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

     регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы.

     познавательные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему.

     Личностные: ориентироваться на качественное получение образования.

     Тип урока: комбинированный.

     Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

     Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, гербарный материал, карточки.

     Ключевые понятия и слова: орган, корень, виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), значение корня.

Ход урока

  1. Организационный момент - 1 мин. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Я знаю, что вы умеете быть внимательными, находчивыми, а главное – вы уже много знаете, и умеете, и я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали, что знаете и как умеете работать.

     У каждого из вас есть листы самопроверки, которые вы  в ходе урока должны заполнять.

     Мы продолжаем знакомство с растениями. Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, проверим как вы усвоили тему ткани растений.

  1. Актуализация знаний – 2 мин. Возьмите карточку № 1 и выполните

задание. На выполнение 2 мин. Найдите  соответствие между типом тканей и их функциями. Ответ занесите в таблицу.

Тип тканей

Функции

А. образовательная

1. проводит воду и питательные вещества

Б. покровная

2. из ее клеток состоит пробка и кожица

В. механическая

Г. проводящая

Д. основная

3. К ней относятся фотосинтезирующая и запасающая ткани

4. из нее состоит зародыш

 

5. придает опору растению

А

Б

В

Г

Д

Проверьте по эталону свои работы и проставьте результаты по критерию в листы самооценки. Слайд 1

  1. Изучение нового материала – 27 мин.
  1. Формирование темы урока – 3 мин. Мы знаем, что клетка является

структурной и функциональной единицей  всех живых организмов. Клетки, сходные по строению, размерам и функциям образуют ткани. Но у многоклеточного организма есть органы, в том числе и у растений. На Земле огромное многообразие растений. Их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда отсутствием у некоторых растений.

Слайд 2

     Вопрос: Какие органы у цветковых растений вы можете назвать? (ответы учащихся).

     Правильно, в ходе усложнения организации растений у них появились корни, стебли, листья, цветки, плоды. Слайд 3

     Вопрос: С помощью чего крепится растение в почве? (ответы учащихся).

Значит, мы можем назвать тему нашего урока. (ответы учащихся). Мы начинаем изучать  тему: «Органы цветковых растений. Корень». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Слайд 4

      2. Определение задач урока – 2 мин. Какие задачи мы будем решать на уроке? (ответы учащихся). Давайте составим план урока.

- Познакомиться с главными органами растения.

- Изучить внешнее строение корня.

- Выявит функции корня.

- Рассмотреть типы корневых систем. Слайд 5

       3.  Рассказ учителя с элементами беседы – 5 мин. Живые организмы достаточно сложно устроены, поэтому их тело можно подразделить на органы. Давайте дадим определение, что же такое орган. Откройте учебник на стр. 24 найдите определение и зачитайте его. Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции. Запишите определение в тетрадь.

     А какими бывают органы у растений? Обратитесь к тексту карточки № 2. Прочитайте его.

     Текст: Все органы делятся на вегетативные и генеративные.

Вегетативные  органы – это органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание,  дыхание, защиту и вегетативное размножение). Это — корни, стебли, листья, почки. Генеративные органы – это органы, обеспечивающие половое размножение (цветки, плоды, семена). Эти органы могут видоизменяться (иметь необычное строение и выполнять необычные функции). 

     Так какими же бывают органы у растений? (ответы учащихся). Давайте вместе составим схему. Запишите схему в тетрадь.

      К главным органам растения относится корень. Для того, чтобы изучить его особенности, разделимся на группы.

       4.  Работа в малых группах – 5 мин. У вас на столах карточки с заданиями. Возьмите карточку № 3, прочтите задание и выполните его. На выполнение 5 мин.

     1 группа – Виды корней. Задание: Прочитайте текст и рассмотрите рисунок учебника на стр. 24 «Виды корней».

     Текст: Различают три вида корней: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из зародышевого корешка. Боковые корни могут расти от главного, других боковых и придаточных корней. А придаточные  отрастают от стебля, листьев или почек. 

     Обсудите, все ли корни растения одинаковы? Какие виды корней выделяют? Чем они отличаются? Зарисуйте и обозначьте виды корней.

     2 группа – Функции корней. Задание: Обратитесь к тексту на столах. Прочитайте и обсудите. Выявите функции, которые выполняет корень. Запишите их.

     Текст: Растение укрепляется в почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его. Корень не только удерживает растение в почве, но и поглощает из нее воду с растворенными в ней питательными веществами. У многих растений корни служат местом запаса питательных веществ. У тропических древесных растений, живущих на затопляемых побережьях, корни, поднимаясь над водой или почвой, поглощают воздух, т.е участвуют в дыхании. 

     3 группа - Виды корневых систем. Задание: Обратитесь к тексту на столах (обговорите в группах).

     Текст: Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Различают два типа корневых систем: стержневую – если у растения развивается хорошо различимый главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как у ОДУВАНЧИКА, БЕРЁЗЫ, ФАСОЛИ, МОРКОВИ и мочковатую – образованную только придаточными корнями. Каково же её строение? В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют пучок, или мочку, у основания стебля. Такую корневую систему имеют ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН.

     Назовите типы корневых систем, особенности их строения. Зарисуйте их.

  1. Выступления групп – 12 мин. Каждая группа представляет свою

работу, остальные слушают, задают вопросы и сами отвечают на вопросы.

     Выступление 1 группы. Вопросы классу: Итак, что вы узнали, какие виды корней бывают? Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? Рисунок

     Выступление 2 группы. Запишите функции корней. Функции

     Выступление 3 группы. Вопрос классу: В чем отличие стержневой корневой системы от мочковатой? Рисунок

     Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.

  1. Физминутка – 2 мин. Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А

сейчас давайте немного передохнем.

  1. Практическая работа – 3 мин. Продолжаем наш урок. Перед вами

натуральные объекты и карточки растений, поделите их на 2 группы по типу корневых систем. Время для выполнения 3 мин. Проверьте себя по эталону, оцените свою работу. Слайд 6

  1. Закрепление изученного материала – 3 мин. Давайте вернемся к

плану урока. Все ли задачи выполнены? (ответы учащихся). Давайте проверим. Найдите на партах карточки № 4 и выполните задание.  Закончите предложения.

Часть тела, выполняющая определенные функции, называется __________

В стержневой корневой системе хорошо развит корень - ________________

В мочковатой корневой системе хорошо развиты корни - ________________

Корневая система пшеницы - _______________________________________

У моркови корневая система - ______________________________________

Проверьте себя по ключу на экране и поставьте оценку. Слайд 7

  1. Рефлексия – 5 мин. Предлагаю вам поделиться своими

впечатлениями на уроке. (лист успеха). С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите осенние листочки и прикрепите их на дерево. Зеленые – отличное настроение, желтые – хорошее, красные – грустное.

  1. Домашнее задание – 2 мин. Всем обязательно задание стр. 24 – 25,

пересказ.  По желанию, предлагаю выполнить задание на выбор:

- написать сочинение от имени корня;  - составить кроссворд; - составить вопросы к тексту параграфа.

Спасибо за урок

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии в 6 классе

Слайд 2

Ткани растений Найдите соответствие А – 4, Б – 2, В – 5, Г – 1, Д – 3 Критерии оценивания Если 0 ошибок - «5» Если 1 ошибка – «4» Если 2 ошибки – «3» Если 3 и более – «2»

Слайд 3

Органы цветковых растений.

Слайд 5

Органы цветковых растений. Корень.

Слайд 6

План урока Познакомиться с главными органами растения. Изучить строение корня. Выявить функции корня. Рассмотреть типы корневых систем.

Слайд 7

Корневая система Группа Стержневая Мочковатая 1 группа Паслён, ромашка Лук, гербера 2 группа Свёкла, укроп Чеснок, мятлик 3группа Морковь, петрушка Гладиолус , овсяница

Слайд 8

План урока Познакомиться с главными органами растения. Изучить строение корня. Выявить функции корня. Рассмотреть типы корневых систем.

Слайд 9

Закончите предложения 1. корень 4. мочковатая 2. главный 5. стержневая 3. придаточные Критерии оценивания Если 0 ошибок - «5» Если 1 ошибка – «4» Если 2 ошибки – «3» Если 3 и более – «2»

Слайд 10

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Тесты по биологии 6 класс по теме "Органы растений"

Для контроля знаний по теме "Органы растений" разработаны тесты на 2 варианта....

Разработка урока цветоводства в 5 классе по теме:"Органы цветкового растения"

Обобщающий урок цветоводства по теме "Органы цветкового растения" . Данный материал позволяет закрепить и обобщить знания учащихся по теме"Органы цветкового растения"....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....

Конспект урока по биологии 5 класс Покрытосеменные, или Цветковые

Урок по биологии 5 класс на тему: Покрытосеменные, или Цветковые.Цели:- обучающая: изучить многообразие и значение покрытосеменных; формировать понятия «цветок», «плод» «жизненные формы».- развивающая...