Дидактические игры на уроках биологии и химии
методическая разработка по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Победительская средняя общеобразовательная школа»

Методический семинар на тему:

«Дидактические игры как активизация познавательной деятельности на уроках                   биологии и химии»

Подготовила:

Сабитова Алёна Юрьевна,

учитель биологии и химии

 «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,

 без активной поддержки и специальных методов обучения,

они вряд ли достигли бы тех, высот,

покорив которые, они стали знаменитыми»

(Бенджамин Блум)

     Современное общество ставит перед педагогом серьезные задачи – развить личность ребенка творческую, самостоятельную, инициативную, гуманную, способную адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, стать конкурентоспособной в жизни, уметь реализовать свои возможности в человеческих достижениях.

     Важной проблемой всегда остается повышение качества образования. Ее невозможно решать без мотивации к учению. Каждый педагог, работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, ставит перед собой задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиски таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения биологических и химических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

     Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

     Химия и биология, на мой взгляд, особые предметы в школьном расписании - «предметы жизни». Когда школьники впервые оказываются в химико-биологическом кабинете, у большинства из них возникает повышенный интерес к изучению. К урокам биологии, стойкий интерес остается почти до конца обучения. Что касается химии, то интерес к нему начинает падать после окончания опытов и начала теоретических занятий. И только учитель может помочь учащимся поддержать постоянный интерес к предмету, разнообразив методы и формы учебной деятельности, активно организовав учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

     Решению задач направленных на развитие и формирование познавательных интересов способствуют нетрадиционные формы и методы обучения на разных этапах урока и внеурочной деятельности.              

     Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению, развитию мотивации к обучению. Нетрадиционные подходы в обучении являются важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.    

     Один из таких методов – «дидактическая игра». Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.

     Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования. В любой игре детей сплачивает чувство локтя, командность, взаимопомощь и дружба и при этом проявляется высокая общественная активность.

     Дидактически игры могут быть классно - урочными  и внеклассными. И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:

  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать;
  2. В игре должен принимать участие весь класс;
  3. Игры с возрастом должны усложняться.

     Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.

     Формы дидактических игр:

1) игра-состязание;

2) олимпиада;

3) КВН;

4) поле чудес;

5) марафон;

6) конкурс;

7) звездный час;

8) Что? Где? Когда?

9) брейн-ринг;

10) счастливый случай;

11) ярмарка;

12) посиделки;

13) химический вернисаж;

14) хоккей;

15) путешествие.

 

     Структурные компоненты дидактической игры и деятельность каждого структурного компонента можно представить в таблице.

Структурные компоненты

Деятельность структурного компонента

Игровой замысел

выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний

Правила

определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки

Игровые действия

регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности

Познавательное содержание дидактической задачи

заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой

Оборудование

включает в себя оборудование, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители

Результат

это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения

Простейшие кратковременные игры.

     1. “Скороговорки” – в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.

     2. “Загадки” – несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

     3. “Найдите соответствие” – на одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами - на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические  и биологические понятия.

     4. “Химическая разминка”.

а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;

б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.

     5. “Продолжи ряд” – дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но не хватает нескольких терминов, которые необходимо вписать.

Игры средней трудности. 

     Это игры более сложные и для их проведения требуется длительное время:

     1. “Ассорти” – множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.

     2. “Чужой среди своих” – несколько (4-6-8) карточек скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.

Наиболее сложные дидактические игры по химии.

     1. “Лото” – химические реакции на общих карточках – по 6 уравнений химических реакций, где вместо одного из веществ вопросительный знак. На карточке – фишке ответ: формула вещества и название. Игру можно использовать после обобщения темы “Основные классы неорганических соединений”.

     а) ботаническое – на знание систематики растений;
    б) зоологическое – на знание систематики животных;
    в) анатомическое – на знание человеческого организма.

     2. “Химические шашки” – игра по правилам настоящих шашек. Только вместо косточек карточки с формулами. Уничтожение карточки только в случае возможности химического взаимодействия веществ обозначенных на карточке. Уравнения записываются и оформляются, как положено в тетради.

     3. “Домино” – костяшки с формулами соединяются только в случае возможности взаимодействия крайних соприкасающихся веществ. Уравнения записываются.

     4. “Химические карты” – выброшенная карта одного игрока бьется картой другого игрока только в случае взаимодействия обозначенных на картах веществ. Обязательно записываются уравнения возможных реакций.

      Эти игры можно использовать на специальных игровых уроках для закрепления пройденного материала.

      Есть еще одна игра, которую можно использовать для любого предмета,

на любом уроке – это кроссворды. Не так часто, как хотелось бы, но я тоже использую кроссворды с химическим и биологическим содержанием.

     И еще одна игра, которую мы использовали раньше при проведении предметных недель – “Счастливый случай”. Больше подходит для игры в КВН. Наконец игра “ О, счастливчик” или “Кто хочет стать отличником”- вызывает огромный интерес у ребят при проведении «Недели птиц», «День земли».

     Таким образом “игры по предметам” или “дидактические игры” в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках химии и биологии

Дидактические игры, применяемые на уроках, позваляют развивать творческую способность учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность....

Дидактические игры на уроках биологии

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...

Дидактические игры на уроках биологии

Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....

Дидактические игры на уроках биологии

Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...