Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Платонова Анна Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "познавательная биология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скан_20221125_4.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная  необходимость гармонизации своего образа жизни с  окружающим социальным и природным миром,   необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной  педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Познавательная биология».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у  школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.  Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности; 

•  принцип наглядности; 

•  принцип личностной ориентации; 

•  принцип системности и целостности; 

•  принцип экологического гуманизма; 

• принцип практической направленности

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

•  Земля - единая экосистема. 

•  Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Планируемые результаты.

 

Личностными   результатами   изучения  курса являются: 

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

-   интерес к познанию мира природы; 

-   потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-   осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-   преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. 

Метапредметными   результатами   изучения  курса являются:

·     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·      освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);

·     способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира. 

Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

·     овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

·     усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности ;

·     умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

·     владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; 

Учащиеся должны знать:

-   планета Земля - наш большой дом; 

-   Солнце - источник жизни на Земле; 

-   неживое и живое в природе; 

-   основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-   влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-   значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-   значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек  - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; 

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; 

- различия съедобных и несъедобных грибов;          

-   способы сохранения окружающей природы; 

-   что такое наблюдение и опыт; 

-   экология - наука об общем доме; 

-   экологически сообразные правила поведения в природе.  

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-   наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-   оформлять результаты наблюдений в виде  схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-   ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- оценивать  поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять  нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

 - выражать  свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления  сказок, мини-сочинений и т. п. 

Результативность и целесообразность работы по программе «Познавательная биология» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели науки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Неживая природа

8

3

Живая природа

12

4

Мой дом

10

5

Резерв

2

Итого

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.

Неживая природа (8 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (12 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения . Хвойные и лиственные растения. Растения Смоленской области. Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых . Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.  Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в Смоленский зоопарк («Животные Смоленской области»).

Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».

Мой дом (10 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.

Проект: «Огород на окошке»

Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы». 

Виды деятельности:игровая,познавательная, досугово-развлекательная, проектная.

Формы организации:круглый стол, конкурсы ,викторины, проекты, экскурсии.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата Планир.

Дата фактич.

                                     Тема


1  

Вводное занятие.  Мы – жители планеты Земля. 

2

Что такое экология? Экология и мы. 

3

Солнце - источник тепла и света. 

4

Вода, ее признаки и свойства. Воздух и здоровье человека 

5

Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. 

6

Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. 

7

Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.

8

Проект: «Экологический календарь». Экологические связи неживой и живой природы.

9

Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. 

10

Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения . 

11

Хвойные и лиственные растения. Растения Смоленской области. 

12

Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых . 

13

Группы животных. 

14

Дикие и домашние животные. 

15

Экскурсия в Смоленский зоопарк. 

16

Проект «Животные нашего края»

17

Птицы нашего двора. 

18

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». 

19

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.   

20

Проект «Красная книга» 

21

Брейн-ринг «В мире животных». 

22

Дом, где мы живем.

23

Гигиена моего дома. Уборка квартиры. 

24

Моя школа, мой класс. 

25

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». 

26

Комнатные растения. 

27

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». 

28

Проект: «Огород на окошке»

29

Посадка цветов на школьной клумбе.

30

Домашние животные, уход за ними.

31

32

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. 

33

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города. Экологический десант. Поле чудес «Знатоки природы»

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка к рабочей программе курса  Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»

Цели: -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук, -   познакомить их со смежными с биологией науками  через ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"

Аннотация  курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов

Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов

Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  ...