Календарно-тематическое планирование "Биология. 7 класс. Животные"
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)

Программа ориентирована на использование учебника:

Биология. 7 класс (авторы В. И. Сивоглазов, Н. Ю. Сарычева, А. А. Каменский)-М.: Просвещение, 2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование по курсу биологии в 7 классе (2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

практика

контроль

планируемые  результаты обучения

д/з

предметные

метапредметные

личностные

Раздел 1. Зоология — наука о животных (4 ч)

1

Что изучает зоология?

животного.  Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж по ТБ на рабочем месте.

Зоология — наука о животных. Систематика животных. Отличительные черты животных

Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Отрабатывают правила работы с учебником. Раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных.

индивидуальный опрос

Научиться объяснять сущность понятий «зоология», «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выявлять черты сходства и различия между животными и растениями. Устанавливать систематическую принадлежность основных групп животных. Приводить доказательства того, что организм животного — биосистема

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:  выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.

§ 1

2

Строение тела

Особенности строения клеток и тканей животных. Системы органов животного организма.

Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Отрабатывают правила работы с учебником. Раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных.

индивидуальный опрос

Научиться объяснять сущность понятий «зоология», «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выявлять черты сходства и различия между животными и растениями. Устанавливать систематическую принадлежность основных групп животных. Приводить доказательства того, что организм животного — биосистема

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:  выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.

§ 1

3

Среды и места обитания животных.

Среды и места обитания животных. Приспособления животных к различным средам и местам обитания. Влияние смены сезонов на жизнь животных. Взаимоотношения животных в природе. Значение животных в жизни человека

Определяют основные понятия темы, изучают взаимосвязь внешнего строения животных со средой обитания, сезонность в жизни животных.

Текущий(устный опрос)

Научиться объяснять сущность понятий «среда обитания», «места обитания». Определять внешние признаки животных, связанные со средой их обитания. Описывать приспособления животных к среде обитания. Устанавливать влияние смены сезонов на жизнь животных. Выявлять взаимоотношения животных в природе. Описывать формы влияния человека на животных. Объяснять роль животных в жизни человека

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:  выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.

§2

4

Взаимоотношения животных в природе.

Среды и места обитания животных. Приспособления животных к различным средам и местам обитания. Влияние смены сезонов на жизнь животных. Взаимоотношения животных в природе. Значение животных в жизни человека

Определяют основные понятия темы, изучают взаимосвязь внешнего строения животных со средой обитания, сезонность в жизни животных.

Текущий(устный опрос)

Научиться объяснять сущность понятий «среда обитания», «места обитания». Определять внешние признаки животных, связанные со средой их обитания. Описывать приспособления животных к среде обитания. Устанавливать влияние смены сезонов на жизнь животных. Выявлять взаимоотношения животных в природе. Описывать формы влияния человека на животных. Объяснять роль животных в жизни человека

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:  выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.

§2

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные (27 ч)

5

Общая характеристика простейших

Простейшие. Многообразие, среда и места Обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «простейшие»,

«корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока, характеризовать особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; выделять систематические группы простейших и различать их представителей на рисунках и натуральных объектах; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности.

Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; классифицировать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§ 3

6

Корненожки.

Общая характеристика корненожек.Строение и жизнедеятельность корненожек. Разнообразие корненожек и жгутиковых

Определяют понятия: «корненожки», «колония». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Текущий(устный опрос)

Научиться выделять признаки корненожек и жгутиковых; распознавать на рисунках, таблицах представителей этих простейших, характеризовать среду обитания корненожек и жгутиковых, объяснять взаимосвязь строения корненожек и жгутиковых со средой обитания и способом питания, приводить примеры смешанного питания жгутиковых

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления.

§ 4

7

Жгутиковые. Лабораторная работа №1 «Изучение

строения и передвижения одноклеточных животных»

Общая характеристика жгутиковых. Строение и жизнедеятельность и жгутиковых. Разнообразие корненожек и жгутиковых

Определяют понятия: «корненожки», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Лабораторная работа №1 «Изучение

строения и передвижения одноклеточных животных»

Текущий(устный опрос)

Научиться выделять признаки корненожек и жгутиковых; распознавать на рисунках, таблицах представителей этих простейших, характеризовать среду обитания корненожек и жгутиковых, объяснять взаимосвязь строения корненожек и жгутиковых со средой обитания и способом питания, приводить примеры смешанного питания жгутиковых

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления.

§ 4

8

Образ жизни и строение инфузорий. Значение простейших

Строение и жизнедеятельность инфузорий. Разнообразие инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека.

Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Текущий (устный опрос)

Научиться выделять признаки иинфузорий; распознавать на рисунках, таблицах представителей этих простейших, объяснять взаимосвязь строения инфузорий со средой обитания и способом питания,  характеризовать инфузории как наиболее сложноорганизованных простейших.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления.

§5

9

Обобщающий урок «Простейшие»

Значение простейших в природе и жизни человека.

Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Текущий (устный опрос)

Научиться выделять признаки простейших; распознавать на рисунках, таблицах представителей этих простейших, объяснять взаимосвязь строения простейших со средой обитания и способом питания.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления.

10

Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные

Кишечнополостные. Общая характеристика. Биологические и экологические особенности.

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация».Дают характеристику типа.

Тест

Научиться объяснять основные понятия урока, , характеризовать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных классов губок; различать представителей разных классов кишечнополостных; оценивать значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; отличать главное от второстепенного;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§ 6

11

Многообразие и значение кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Среда обитания. Жизненные циклы. Значение кишечнополостных в природе

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа.

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока, , характеризовать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных классов губок; различать представителей разных классов кишечнополостных; оценивать значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; отличать главное от второстепенного;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§7

ЧЕРВИ

12

Общая характеристика

червей. Тип Плоские

черви: ресничные черви

Общая характеристика червей. Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. Ресничные черви. Белая планария: внешнее и внутреннее строение. Размножение белой планарии

Определяют понятия: «орган», «система органов», «трёхслойное животное»,«двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит»,«окончательный хозяин», «чередование поколений».

Текущий (устный опрос)

Научиться характеризовать тип Плоские черви, выделять характерные признаки ресничных червей, объяснять взаимосвязь строения систем органов ресничных червей с выполняемой функцией, различать на рисунках, таблицах представителей плоских червей, приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§8

13

Паразитические плоские черви — сосальщики.

Особенности строения и жизнедеятельности паразитических плоских червей. Сосальщики. Ленточные черви (цепни). Приспособления к паразитизму. Жизненный цикл печёночного сосальщика. Жизненный цикл бычьего цепня. Профилактика заражения паразитическими червями

Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

Текущий (устный опрос)

Научаться выделять характерные признаки сосальщиков и ленточных червей;различать их на рисунках, таблицах,объяснять взаимосвязь строения паразитических червей со средой обитания и способом питания,аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями, и использовать эти меры профилактики

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§9

14

Паразитические плоские черви —ленточные черви

Особенности строения и жизнедеятельности паразитических плоских червей. Сосальщики. Ленточные черви (цепни). Приспособления к паразитизму. Жизненный цикл печёночного сосальщика. Жизненный цикл бычьего цепня. Профилактика заражения паразитическими червями

Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

Текущий (устный опрос)

Научаться выделять характерные признаки сосальщиков и ленточных червей;различать их на рисунках, таблицах,объяснять взаимосвязь строения паразитических червей со средой обитания и способом питания,аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями, и использовать эти меры профилактики

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§9

15

Тип Круглые черви.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни

Текущий с.р.

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; различать представителей разных классов плоских червей; оценивать значение плоских червей в природе и жизни человека; выделять прогрессивные черты плоских червей.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§ 10

16

Тип Круглые черви.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни

Текущий с.р.

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; различать представителей разных классов плоских червей; оценивать значение плоских червей в природе и жизни человека; выделять прогрессивные черты плоских червей.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§ 10

17

Тип Кольчатые черви:

общая характеристика

Кольчатые черви. Многощетинковые. Малощетинковые. Пиявки. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей; различать представителей разных классов кольчатых  червей; оценивать значение кольчатых  червей в природе и жизни человека; выделять прогрессивные черты кольчатых червей.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, слушать вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§ 11

18

Многообразие кольчатых червей

Малощетинковые. Пиявки. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результат и выводы

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей; различать представителей разных классов кольчатых  червей; оценивать значение кольчатых  червей в природе и жизни человека; выделять прогрессивные черты кольчатых червей.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками.  

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения;; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§12

19

Обобщающий урок «Кишечнополостные и черви»

Обобщение знаний

Сравнивают животных изучаемых типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Проверочная работа

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы; классифицировать беспозвоночных, выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности изученных систематических групп животных, узнавать представителей этих групп на рисунках и т.д.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

20

Основные черты членистоногих

Общая характеристика типа Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения»

тест

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих; классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§13

21

Класс Ракообразные

Общая характеристика ракообразных. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение и многообразие ракообразных

Изучают общую  характеристику;внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела; системы внутренних органов: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих; классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§14

22

Класс Паукообразные

Общая характеристика паукообразных. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Разнообразие и значение паукообразных

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи».

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих; классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§15

23

Класс Насекомые. Общая характеристика.

Общая характеристика класса Насекомые. Распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением. Общественные насекомые.

Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности насекомых; классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§16

24

Лабораторная работа№2 «Изучение внешнего строения насекомых»

Общая характеристика класса Насекомые. Распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением. Общественные насекомые.

Проводить биологические исследования, фиксировать и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности насекомых; классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§16

25-26

Многообразие насекомых. Значение насекомых

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Изучение типов развития насекомых»

Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих; выделять существенные признаки представителей разных классов; различать представителей разных классов; оценивать роль членистоногих в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни.

§17

27

Обобщающий урок «Членистоногие»

Обобщение знаний

Сравнивают животных изучаемых типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Проверочная работа

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы; классифицировать беспозвоночных, выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности изученных систематических групп животных, узнавать представителей этих групп на рисунках и т.д.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

МОЛЛЮСКИ

28

Образ жизни и

строение моллюсков

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

С.р.

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков; различать представителей моллюсков; оценивать значение моллюсков в природе и жизни человека; выделять прогрессивные черты моллюсков.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 18

29-30

Многообразие моллюсков. Лабораторная работа №3.  «Многообразие моллюсков и их раковин»

Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.

Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие»,«реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.

Лабораторная работа №3.  «Многообразие моллюсков и их раковин»

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков; классифицировать моллюсков; узнавать представителей разных классов моллюсков на рисунках, фотографиях и т.д.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками.  

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при соблюдении определенных правил.

§ 19

31

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные Животные. Беспозвоночные»

Сравнение животных изучаемых классов и типов между собой. Обоснование необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни

Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Проверочная работа

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы; классифицировать беспозвоночных, выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности изученных систематических групп животных, узнавать представителей этих групп на рисунках и т.д.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (24 ч)

32

Особенности строения

хордовых животных.

Низшие хордовые

Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Класс Ланцетники. Класс Круглоротые. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Текущий с.р.

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности хордовых; выделять существенные признаки представителей разных подтипов; различать представителей разных подтипов; оценивать роль подтипов в природе и жизни человека.

Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 20

33

Строение и

жизнедеятельность

рыб

Общая характеристика рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с водной средой обитания. Строение опорно- двигательной системы. Размножение и развитие рыб.

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности рыб; выделять существенные признаки представителей рыб; различать представителей разных классов; оценивать роль рыб в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 21

34

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Общая характеристика рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с водной средой обитания. Строение опорно- двигательной системы. Размножение и развитие рыб.

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности рыб; выделять существенные признаки представителей рыб; различать представителей разных классов; оценивать роль рыб в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

35-36

Многообразие рыб. Значение рыб

Классы Хрящевые и костные рыбы. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с  дополнительными источниками информации

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки хрящевых рыб; различать представителей разных отрядов; оценивать роль хрящевых рыб в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления;эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 22

37-38

Класс Земноводные, или Амфибии.

Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания. Внешнее строение, особенности строения кожи. Внутреннее строение, признаки усложнения. Приспособления к среде обитания. Размножение и развитие земноводных.

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Проверочная работа

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки земноводных; различать представителей разных отрядов земноводных на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль земноводных в природе и жизни человека.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 23

39

Многообразие земноводных

Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Проверочная работа

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки земноводных; различать представителей разных отрядов земноводных на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль земноводных в природе и жизни человека.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 23

40

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика.

Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки пресмыкающихся; различать представителей разных отрядов земноводных на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль земноводных в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 24

41-42

Многообразие пресмыкающихся

Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки пресмыкающихся; различать представителей разных отрядов пресмыкающихся на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль земноводных в природе и жизни человека.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 24

43

Особенности строения

Птиц. Лабораторная работа №5.  «Изучение внешнего строения птиц»

Общая характеристика птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к полёту. Теплокровность, её роль в жизни птиц.

Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Лабораторная работа №5.  ««Изучение внешнего строения птиц»

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки птиц; различать представителей разных отрядов птиц на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль птиц в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы;  знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 25

44

Особенности строения

Птиц.

Общая характеристика птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к полёту. Теплокровность, её роль в жизни птиц.

Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Текущий (устный опрос)

Научиться объяснять основные понятия урока,  выделять существенные признаки птиц; различать представителей разных отрядов птиц на рисунках, фотографиях и т.д.; оценивать роль птиц в природе и жизни человека.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы;  знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 25

45

Размножение и развитие птиц. Значение

птиц

Сезонные изменения в жизни птиц. Особенности размножения и развития птиц, органы размножения. Строение яйца. Выводковые и гнездовые птицы. Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Систематика птиц

Определяют понятия: «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц

индивидуальный опрос

Научиться характеризовать особенности строения органов размножения птиц,  объяснять особенности строения яйца, значение его частей, распознавать выводковых и гнездовых птиц, объяснять значение птиц в природе и жизни человека, объяснять принципы классификации птиц, устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать).

Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: аргументировано строить речевые высказывания.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы;  понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 26

46-47

Многообразие птиц

Многообразие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться характеризовать приспособления птиц к условиям их обитания, выделять существенные признаки представителей изучаемых отрядов птиц; различать представителей разных отрядов птиц на рисунках, фотографиях и т.д.; приводить доказательства необходимости охраны птиц.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: аргументировано строить речевые высказывания.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 26

48-49

Особенности строения

млекопитающих

Общая характеристика млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

тест

Выделять существенные признаки млекопитающих. Выявлять характерные особенности строения тела млекопитающего. Приводить доказательства более сложной организации млекопитающих по сравнению с птицами. Различать на рисунках, таблицах представителей млекопитающих. Изучать и описывать внешнее строение млекопитающих, их скелета и зубов. Делать выводы.

Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; определять критерии для сравнения объектов и эффективно их использовать.

Регулятивные:определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 27

50

Размножение и сезонные явления в жизни

млекопитающих.

Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих.Важнейшие представители. Значение в природе и жизни человека. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

индивидуальный опрос

Характеризовать особенности размножения млекопитающих. Объяснять роль плаценты в жизни млекопитающих. Характеризовать сезонные изменения в жизни млекопитающих. Различать на рисунках, таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать)

Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели, предвидеть результаты работы.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 28

51

Подкласс Первозвери и Подкласс Сумчатые.

Общая характеристика представителей подкласса Первозвери и Сумчатые. Характерные черты строения и особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека

Сравнивают животных изучаемых отрядов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Текущий (устный опрос)

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей изучаемых отрядов, делать выводы на основе сравнения. Различать на рисунках, таблицах, живых объектах представителей основных отрядов плацентарных млекопитающих. Представлять информацию о многообразии млекопитающих своего края в виде презентации

Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели, предвидеть результаты работы.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

52-53

Отряды плацентарных

млекопитающих

Общая характеристика представителей основных отрядов подкласса Плацентарные. Характерные черты строения и особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека

Сравнивают животных изучаемых отрядов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Текущий (устный опрос)

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей изучаемых отрядов, делать выводы на основе сравнения. Различать на рисунках, таблицах, живых объектах представителей основных отрядов плацентарных млекопитающих. Представлять информацию о многообразии млекопитающих своего края в виде презентации

Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели, предвидеть результаты работы.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§29

54

Человек и млекопитающие

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Одомашнивание животных. Сельскохозяйственные животные. Млекопитающие – переносчики опасных заболеваний. Охрана млекопитающих

Изучают группы млекопитающих, имеющих важное значение для человека.

Текущий (устный опрос)

Объяснять значение млекопитающих в природе и жизни человека. Объяснять процесс одомашнивания млекопитающих, характеризовать его основные направления. Называть группы животных, имеющих важное хозяйственное значение. Обосновывать необходимость охраны млекопитающих

Познавательные: воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели, предвидеть результаты работы.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, экологического мышления; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§30

55

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»

Обобщение знаний

Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Проверочная работа

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы; классифицировать беспозвоночных, выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности изученных систематических групп животных, узнавать представителей этих групп на рисунках и т.д.

Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре (3 ч)

56

Роль животных в

природных сообществах

Понятие о природных сообществах (биоценозах). Пищевые связи в биоценозах. Участие живых организмов в круговороте веществ. Биосфера

Определяют понятия: «биоценоз»,  «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», «консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза». Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

проверочная работа

Научиться объяснять основные понятия урока; различать искусственные и естественные биоценозы; характеризовать взаимосвязи в  биоценозах; объяснять значение ярусности; приводить примеры биоценозов своей местности.

Познавательные: работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: аргументировано строить речевые высказывания.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 31

57-58

Основные этапы развития животного мира на

Земле

Происхождение и эволюция беспозвоночных животных. Происхождение и эволюция хордовых животных

Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «наследственность», «борьба за существование», «естественный отбор».

Фронтальный и индивидуальный опрос

Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать этапы развития беспозвоночных, освоение ими различных сред обитания. Объяснять причины выхода животных на сушу. Объяснять эволюцию хордовых как результат изменения окружающей среды

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками.  

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 32

59

Значение животных в

искусстве и научно-

технических открытиях

История отношений человека и животных. Животные в первобытном искусстве, живописи, архитектуре и скульптуре, музыке и литературе. Животные и наука. Зверинцы и зоопарки

Фронтальный и индивидуальный опрос

Характеризовать историю отношений человека и животных, их гуманитарную роль в развитии человеческого общества. Приводить примеры использования человеком животных в искусстве, примеры животных-символов. Приводить примеры механизмов и машин, идеи для создания которых человек позаимствовал у животных

Познавательные:  отделять главное от второстепенного, структурировать и оценивать информацию; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану; анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

§ 33

60

Повторение

Классификация растений и животных. Признаки основных систематических групп растений и животных.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме

Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

61

Повторение «Опорно-двигательная система животных»

Опорно-двигательная система и её функции. Клеточная оболочка как опорная структура. Значение наружного скелета для опоры и передвижения многоклеточных организмов. Общий план строения скелета. Строение скелета животных разных систематических групп. Эволюция опорно- двигательной системы животных

Определяют понятия: «опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «хрящ», «сухожилие», «сустав». Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно-двигательной системы животных. Объясняют значение опорно-двигательной системы в жизнедеятельности животных. Выявляют черты сходства и различия в строении опорно-двигательной системы различных животных

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции опорно-двигательной системы; описывать особенности опорно-двигательной системы животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции опорно-двигательной системы.

Познавательные:  отделять главное от второстепенного, структурировать и оценивать информацию; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану; анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

62

Повторение «Органы дыхания и газообмен»

Значение кислорода в жизни животных. Газообмен у животных разных систематических групп: механизм поступления кислорода и выделения углекислого газа. Эволюция органов дыхания у позвоночных животных

Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки». Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных

систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыхательные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции органов дыхания и газообмена; описывать особенности органов дыхания и газообмена у животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции органов дыхания и газообмена.

Познавательные:  отделять главное от второстепенного, структурировать и оценивать информацию; устанавливать сооётветствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану; анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

63

Повторение «Органы пищеварения»

Питание и пищеварение у животных. Механизмы воздействия и способы пищеварения у животных разных систематических групп. Пищеварительные системы животных разных систематических групп. Эволюция пищеварительных систем животных разных систематических групп

Определяют понятия: «питание», «пищеварение», «травоядные животные»,«хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты»,«наружное пищеварение», «внутреннее пищеварение». Выявляют причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. Различают на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции органов пищеварения; описывать особенности органов пищеварения у животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции органов пищеварения.

Познавательные:  работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные:  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: аргументировано строить речевые высказывания.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

64

Повторение «Кровеносная система. Кровь»

Значение кровообращения и кровеносной системы для жизнеобеспечения  животных. Органы, составляющие

кровеносную систему животных.

Механизм движения крови по сосудам. Взаимосвязь кровообращения и газообмена у животных. Функции крови. Эволюция крови и кровеносной системы животных

Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови». Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы. Выявляют причины усложнения кровеносной системы в ходе эволюции

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции кровеносной системы; описывать особенности органов кровеносной системы у животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции кровеносной системы.

Познавательные: структурировать материал, выделять главное в тексте, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: выделять обобщенный смысл и ; выделять объекты и процессы с токи зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

65

Повторение «Органы выделения»

Значение процесса выделения для жизнеобеспечения животных. Механизмы осуществления выделения у животных разных систематических групп. Эволюция органов выделения и выделительной системы животных

Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции кровеносной системы; описывать особенности органов кровеносной системы у животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции кровеносной системы.

Познавательные: работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы.

Регулятивные: выделять обобщенный смысл и ; выделять объекты и процессы с токи зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

66

Повторение «Нервная система».

Характер взаимоотношений животных с окружающей средой и  уровень развития нервной системы. Нервные клетки, их функции. Раздражимость. Нервные системы животных разных систематических групп. Рефлексы врождённые и приобретённые. Инстинкты врождённые и приобретённые. Значение рефлексов и инстинктов. Эволюция нервной системы.

Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших  полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы,. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Научиться объяснять основные понятия урока; характеризовать особенности строения и функции нервной системы; описывать особенности органов нервной системы у животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции кровеносной системы.

Познавательные:  проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Регулятивные: работать по плану; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; выбирать средства достижения цели; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками.  

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; знание основных принципов и правил здорового образа жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

67

Повторение

68

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"

Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....