Технологическая карта урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Дорофеева Ольга Евгеньевна

Технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет     Биология

Класс 8в

Тема урока «Витамины и их роль на организм человека»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и видов учебных действий с элементами проблемного обучения и практической работы.

Цель: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний о витаминах и  их биологической роли в жизни человека через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Способствовать формированию  сознательного отношения учащихся к собственному здоровью,  прививать навыки здорового образа жизни.

Планируемые результаты обучения:

      Предметные: применять биологические термины и понятия; различать биологически активные вещества, выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; проводить простейшие исследования и объяснять их результаты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием

     Метапредметные: формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану  несложный биологический эксперимент; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи.

     Личностные: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; принятие решения в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.

 Технологии:

ИКТ технология;

Технология проблемного обучения;

Технология развития критического мышления;

Здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

словесный (сообщения учащихся)

проблемный

репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы

исследовательский- проведение эксперимента

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивация

1 мин

Слайд 1.

Слайд 2. Кто такие альпинисты? Какая связь между вами и альпинистами?

Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами поднимемся вверх, в горы. И я уверена, покорим новую высоту. Для покорения вершин нужна сноровка, Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных горы допускают, и  к себе зовут.

Ребята, у каждого из вас лежат оценочные листы. Выполняя каждое задание вы в них отмечаете результаты своей деятельности. Напишите на них свою фамилию и имя.

Слушают, настраиваются на деятельность

Ответ: альпинисты-люди, которые покоряют вершины гор. Связь в том, что  альпинисты и мы стараемся идти вверх к вершинам знаний.

готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры

Актуализация учебной деятельности

5 мин

 Ребята, послушайте одну информацию из истории мореплавания.             Слайд 3. Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Больные моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий».

 Недостаток каких веществ спровоцировал тяжёлое заболевание у моряков?

Тема нашего сегодняшнего урока… Слайд 4.

Цель нашего урока…

Мы часто слишим о витаминах разную информацию:              Слайд 5.

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

-В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

-Витамины нужно принимать только зимой и весной.

-Их недостаток  может привести к серьезным заболеваниям. 

Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где вымысел, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Отвечают (витамины)

Отвечают (получить как можно больше информации о витаминах)

Ученики отвечают, используя свои знания.(учитель не корректирует их ответы)

устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки.

высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

применять биологические термины и понятия; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний

5 мин

-Что такое витамины?

- Давайте познакомимся с историей открытия этих веществ.

Слайд 6, затем 7.

 

-Витамины – это различные органические соединения, которые в небольшом количестве поступают в организм человека с пищей.

Значение витаминов для жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. Слайд 8.

В настоящее время известно несколько десятков витаминов. Большинство их не синтезируется в организме человека. Возможно, что в процессе эволюции человек утратил необходимые для синтеза витаминов ферментные системы, поскольку, находясь в тесном контакте с природой, получал огромные дозы витаминов с пищей.

Данные вещества обозначают большими латинскими буквами.

Сообщение обучающихся о витаминах

Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки.

знать определение понятия витамины;

находить информацию, используя

различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о

роли витаминов в жизнедеятельности организма

- убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ.

Освоение новых знаний 15 мин

Чтобы поближе познакомиться с витаминами, я вам предложу работу с кейсами  (Приложение 1)  

Отвечаем на вопросы:

1.Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

2. Как восполнить недостаток витаминов в организме?

3. Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

4. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?

Подводя итог вашей работы, давайте обозначим основные функции витаминов.

-Запишите функции в тетради. Слайд 9.

Используя полученные знания, я предлагаю вам выполнить задание с платформы МЭО https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/42/topic/2995/lesson/6584

Заполняют в тетрадях таблицу, предварительно прочитав текст, отвечают на вопросы. Каждая группа обучающихся работает со своим заданием (всего 4 группы).

Затем представитель каждой группы рассказывает о «своем витамине», используя таблицу.

Перечисляют функции

Выполняют интерактивное задание на экране

Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ

высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Уметь выявлять важную информацию из данных источников; учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Пробное учебное действие 7 мин

        Слайд 10

  1. Предлагаю сравнить картины Джузеппе Арчимбальдо. (Приложение 2)

Задание а.

Определите по предложенным для анализа картинам потребность нашего организма в витаминах, в соответствии с определенным временем года.

Задание б.

Представив себя художником, создайте свой автопортрет или картину из тех продуктов питания, которые вы употребляете в пищу в зимний период времени.

2.Давайте с вами  решим задачу

Слайд 11.

В 100 г крупы содержится 0,24 мг витамина В1.
Для приготовления одной порции каши требуется примерно 50 г крупы. Сколько тарелок каши надо съесть, чтобы обеспечить суточную норму этого витамина (1,7 мг)?

Сравнивают изображение, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Решают задачу, рассуждают. Ответ(10 тарелок каши)

выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество

 высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

выделять главное.

 подбирать критерии для сравнения объектов;

 установления причинно-следственных связей, моделирование,

 поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

Пробное учебное действие 7 мин

Только ли в продуктах растительного происхождения содержатся витамины? Слайд 12. Предлагаю вам провести эксперименты, доказывающие или опровергающие наличие витаминов в продуктах. Напоминаю вам о правилах техники безопасности при работе со стеклянной посудой и химическими веществами, которые у вас на столах. (Приложение 3)

Слайд 13

Задание «Корзина здоровья».

Перед вами «корзина здоровья» распределите продукты, фрукты, овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке.

Ребята, есть вещества, которые мешают усвоению витаминов, Слайд 14.  мы их видим на слайде.  

Ответ: также витамины есть в продуктах животного происхождения. В аптеках можно приобрести готовые препараты разных витаминов.

Проводят эксперименты в группах, делают выводы (Витамины содержатся не только в растительной, но и животной пище).

Ученики по одному выбирают себе продукт с содержанием того витамина, который они изучили (работа в группе).

выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять главное.

построение логической цепи рассуждения

Самопроверка 3 мин

Слайд 15.                Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Что вы узнали на уроке?

Каждый человек должен следить за своим здоровьем.

Давайте вместе с вами  сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

Итак, каким должен быть состав полноценной пищи?      

  1. Витамины содержатся как в растительной, так и животной пище.
  2. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.
  3. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
  4. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

   5.При недостатке  витаминов могут развиться заболевания.

Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь.

-Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

-Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

-Больше времени бывать на улице.

-Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

-Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

-Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

-Не злоупотреблять витаминами.

Ответы: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.

оценивание усваиваемого содержания;

умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять главное.

построение логической цепи рассуждения, учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   


Рефлексия учебной деятельности 2 мин

Ребята, можете ли вы с уверенностью сказать:

-Я могу дать определение…

- Теперь я знаю, что…

-Что тебе показалось самым удачным, интересным?

Слайд 16                               - Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

    -Что вам  показалось сложным?

Слайд 17. Закончить сегодняшний урок мне хочется этими строками…

В жизни нам необходимо                          Очень много витаминов,                            Всех сейчас не перечесть.                      Нужно нам побольше есть                                        Мясо, овощи и фрукты-                             Натуральные продукты!

Дети дают ответы

формирование личностного самоопределения

учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя.

Домашнее задание

п.31; задание с платформы МЭО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...