Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система» 8 класс
тест по биологии (8 класс)

Куратова Лидия Александровна

Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система»  для учащихся 8 класс  (по типу заданий ГИА в форме ОГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkr_no_4_dyhatelnaya_sistema.docx74.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система»

для учащихся 8 класса

(по типу заданий ГИА в форме ОГЭ)

undefined

Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?

1) 1        2) 2           3)  3            4)  4

5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Гортань

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  

 1) 

звукообразование       2)         газообмен между атмосферой и кровью

  

 3) 

образование АТФ    4)  определение качества вдыхаемого воздуха

undefined

   

Какой процесс изображён на рисунке?

        

 1) превращение венозной крови в артериальную

 2)  газообмен в лёгких

 3) превращение артериальной крови в венозную

 4) всасывание питательных веществ

Верны ли суждения об обмене газов в лёгких у человека?

А. Сущность проникновения кислорода из альвеол в кровь, а углекислого газа из крови в альвеолы лёгких заключается в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало.

Б. Диффузия газов (О2 и СО2) продолжается до тех пор, пока их концентрация по обе стороны проницаемой оболочки не станет одинаковой.

           1)         верно только А                 2) верно только Б

           3)         верны оба суждения        4)         оба суждения неверны

 Верны ли суждения о дыхательных движениях в организме человека?

А. В спокойном состоянии человека вдох осуществляется за счёт сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы.

Б. При выдохе под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются.

           1)         верно только А                2)         верно только Б

           3)         верны оба суждения        4)         оба суждения неверны

Вставьте в текст «Регуляция дыхательных движений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В организме человека постоянно осуществляется дыхание, которое обеспечивает клетки кислородом. Дыхательные движения регулируются с помощью нервной системы и __________ (А). При повышении концентрации в крови __________ (Б) активизируется дыхательный центр, находящийся  в __________ (В) мозге. Отсюда нервный импульс направляется  к __________ (Г), осуществляющим дыхательные движения.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)         О2              2)         СО2                       3)         мышца                           4)         промежуточный

5)         продолговатый                 6) гормональная регуляция  

7)         кровеносная                     8)         гуморальная регуляция

Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды?

1) придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик

2) положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло

3) положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину

4) наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего

При ранении лёгких в первую очередь необходимо

 

1) провести искусственное дыхание

2) плотно перевязать рану, зафиксировав грудную клетку на выдохе

3) провести непрямой массаж сердца

4) положить пострадавшего на ровную поверхность и согнуть ноги в коленях

Флюорографическое исследование грудной клетки человека позволяет врачу выявить

  

 1) 

пневмонию  2)         гипертонию   3)         язву желудка  4)         гастрит

                      Прочитайте текст и выполните задания.

     Курение, как алкоголизм и наркомания - это поражение печени, желудочно-кишечного тракта, поражение мозга. Курение - это один из разновидностей наркомании. Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. От длительного курения происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса. Хлористый винил — синтетический материал, полимер (ПВХ), используемый для производства виниловой продукции. При кратковременном воздействии вызывает головокружение. Но длительное воздействие ведёт к раку печени. Цианистый водород (он же синильная кислота) — очень токсичная жидкость, добавляется в состав сигарет для запаха, который напоминает горечь миндаля. Негативно воздействует на дыхательную систему, парализуя её, вызывая головокружение и слабость.

Крайне опасно курение для беременных женщин. Из-за воздействия никотина на плацентарный кровоток, снижается количество крови, поступающее к плоду, в результате у него развивается кислородное голодание и дефицит питательных веществ, что может привести к замедлению роста плода и снижению проницаемости сосудов плаценты. Существует множество доказательств того, что из-за курения многократно увеличивается риск рождения ребенка с врожденными пороками или хроническими заболеваниями.

    Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения.  Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Заметно возросло количество аллергических заболеваний.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.  

Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет.  Длительно- и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком. Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память.

10.1.  Используя текст, назовите вредные отравляющие вещества, содержащиеся в сигаретах и табачном дыму. Приведите пример воздействия на дыхательную систему одного из этих веществ.

10.2.  Воздействует ли курение будущей мамы на развитие плода в ее утробе? Каким образом?

10.3.  «Табак приносит вред телу, разрушает разум, оглупляет целые нации»

 – О. Бальзак

Справедливы ли слова французского писателя О. де Бальзака о вреде курения? Используя текст, ответьте,  почему  у курящих людей наблюдается ухудшение памяти?

10.4.  «Мысли о красоте спасают не только мир, но и женщину от курения».

Константин Мадей, современный писатель

Как вы понимаете афоризм  К. Мадея  о курении?  Каким образом  красота женщин зависит от курения?

10.5.  Допускаете ли вы,  чтобы ваш будущий супруг (супруга) или  дети  курили? Почему?

Правильные ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом тематической контрольной  работы по главе «Дыхательная система».

Выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Полный правильный ответ на задание 6 оцениваются 2 баллами; Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов; задание  10.4  оценивается 3 баллами; Максимальный балл за выполнение работы – 17.

Таблица для  перевода первичных баллов

в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной

шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

менее 9

9- 11

12-14

15-17

Таблица правильных ответов с критериями оценивания

Номер  задания

Правильный ответ

Баллы

1

2

1

2

1

1

3

3

1

4

3

1

5

3

1

6

А -6, Б- 2, В -5, Г - 3

2 балла (1 ошибка- 1 балл)

7

3

1

8

2

1

9

1

1

10.1

Правильный ответ должен содержать следующие компоненты, например:

  1. никотин, окись углерода (угарный газ), аммиак, хлористый винил, цианистый водород (он же синильная кислота).
  2. цианистый водород (он же синильная кислота) — очень токсичная жидкость, добавляется в состав сигарет для запаха, который напоминает горечь миндаля. Негативно воздействует на дыхательную систему, парализуя её, вызывая головокружение и слабость

(может быть приведен другой правильный ответ).

1 балл (по 0,5 балла за каждую часть ответа)

10.2

Из-за воздействия никотина на плацентарный кровоток, снижается количество крови, поступающее к плоду, в результате у него развивается кислородное голодание и дефицит питательных веществ, что может привести к замедлению роста плода и снижению проницаемости сосудов плаценты. Существует множество доказательств того, что из-за курения многократно увеличивается риск рождения ребенка с врожденными пороками или хроническими заболеваниями.

1 балл

10.3

1.  Дан ответ на первый вопрос, высказано мнение о высказывании писателя О. Бальзака о вреде курения.

2. Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память.

1 балл

10.4.

Как вы понимаете афоризм  К. Мадея  о курении?  Каким образом  красота женщин зависит от курения?

Дан ответ на первый вопрос, высказано уместное объяснение афоризма.

  1. Никотин и другие вредные вещества, содержащиеся в сигаретах, способствуют сужению кровеносных сосудов. Из-за этого возникает кислородное голодание, которое в свою очередь вызывает изменение цвета кожи, от сероватого до желтого, и её сухость.

Также у курильщиков наблюдается дефицит витаминов С и Е, которые помогают сохранять коллаген. При его недостатке кожа становится дряблой, появляются морщины. Возникновение морщин у людей, увлекающихся курением, обусловлено ещё и особенностями мимики, так как они вынуждены чаще щуриться и морщить губы и лоб из-за сигаретного дыма.

Табачный дым является виновником появления комедонов и угрей, так как, оседая на лице, он закупоривает поры. Из-за постоянного кислородного голодания на месте угревой сыпи образуются рубцы из-за того, что кожа теряет способность к нормальной регенерации и становится грубее.

Глазам курильщиков также достаются немалые испытания. Табачный дым, оседая на слизистой оболочке глаза, раздражает её и вызывает повышенное слезоотделение. Темные круги под глазами – это тоже заслуга никотина, из-за воздействия которого происходит нарушение деятельности сердечнососудистой системы. Постоянное сужение сосудов приводит также к тому, что кровь не может транспортировать в достаточном объеме витамины и минералы к волосяным луковицам и ногтевым платинам. Поэтому у курильщиков ногти слоящиеся и ломкие, а волосы сухие и тусклые. К тому же, оседающий на волосах дым придает им неприятный запах, от которого очень сложно избавится.

Табачный дым является виновником пожелтения зубной эмали, скапливаясь на зубах и образуя налет.

3 балла (перечислены основные отрицательные последствия курения для организма женщины)

10.5

Допускаете ли вы,  чтобы ваш будущий супруг (супруга) или  дети  курили? Почему?

- Дан ответ на вопрос, высказано собственное мнение, приведено уместное объяснение.

1 балл

Кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия  или обобщенный план варианта контрольной работы):

Проверяемые элементы содержания

Проверяемое умение и способы действия

Кол-во заданий

Номера заданий

Уровень сложности

Тип задания

Макс. балл за каждое задание

  Дыхательная система: строение и функции.

•        различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•        устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

2

1-2

Б

с кратким ответом

1

Строение легких.  Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.

•        выделять существенные признаки биологических объектов (органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

•        различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

Этапы дыхания. 

•        выделять существенные признаки биологических процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

Регуляция дыхания.

•        выделять существенные признаки биологических процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

1

Б

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

•        аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний;

•        анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

1

10

Б

С развернутым ответом

7

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

•        аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма;

•        описывать и использовать приемы оказания первой помощи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс

Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс...

Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина

Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина...

Контрольная работа "Кровеносная и дыхательная система" 8 класс

Контрольная работа в 8 классе по разделам "Кровеносная и дыхательная система" разработана  по учебнику Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 8 кл. М: Дрофа, 2006...

Контрольная работа по главе 1 (9 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л.

Контрольная работа по главе 1 (9 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л., включает в себя также задания на уже пройденные темы, включаемые в ОГЭ по информатике....

Контрольная работа по главе 8, 7 класс, Кауфман

Данная контрольная работа поможет проверить качество усвоения учащимися материала по теме....

Контрольная работа по главе 1, 3 класс. 27.10.2016

Кр по немецкому языку 3 класс, УМК...

Контрольная работа по главе "Линии" 5 класс

Контрольная работа  по главе "Линии" 5 класс...