ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»
статья по биологии

Котова Наталья Петровна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность познавательных интересов. Метапредметные результаты должны отражать овладение познавательными универсальными учебными действиями (проводить по предложенному плану исследование, формулировать выводы по результатам проведенного исследования и др.), регулятивными универсальными учебными действиями (планировать пути достижения учебной задачи, выстраивать последовательность выбранных операций) и коммуникативными универсальными учебными действиями (строить речевое высказывание, готовить небольшие публичные выступления). Этим и обусловлено применение автором статьи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность − это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Цель исследовательского обучения – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности [1]. В результате исследовательской деятельности создается интеллектуальный продукт. Исследовательская работа имеет следующую структуру: обоснование темы; постановка цели и задач; гипотеза; методика; собственные данные; анализ, выводы [2].

Можно выделить две основные формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования. Суть экспресс-исследования сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогическим работником тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить следующие задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие растут деревья, кустарники, выявить основные признаки весны, наблюдаемые в природе. Долговременные исследования можно осуществить лишь во внеурочной деятельности обучающихся. Они, как правило, выходят за рамки  школьного курса. Темы данных исследований можно объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические, теоретические. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых школьники могут пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач [3]. Проектная работа имеет следующую структуру: постановка проблемы; определение критериев результативности; создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий; определение доступных ресурсов; план выполнения проекта; реализация и корректировка плана; оценка эффективности и результативности [1]. Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что в результате нее создается конкретный материальный продукт (проект). Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

Проекты можно классифицировать в соответствии с наиболее значимыми признаками (таблица) [2]. Таблица

Классификация проектов

№ п/п

Признак

Виды проектов

1.

доминирующая деятельность обучающихся

практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой

2.

уровень творчества

исполнительский, конструктивный, творческий

3.

предметно-содержательная область

монопредметный, межпредметный

4.

характер контактов между участниками проекта

внутриклассный (участники первичного коллектива), внутришкольный (участники образовательного учреждения), региональный, сетевой, международный

5.

количественный состав исполнителей

индивидуальный, групповой, коллективный

6.

продолжительность выполнения

мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные

Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки. Проектные и исследовательские работы могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

Продолжительность выполнения проектов в урочной деятельности незначительная, так как они ограничены сроками изучения конкретной темы. Исследовательские работы средней и значительной продолжительности проводятся во внеурочное время. Обучающиеся начальных классов чаще всего выполняют работы по плану, разработанному учителем. Так, например, при выполнении учебно-исследовательской работы «Шоколад: за и против» обучающимся предлагается следующий план работы:

1) узнать, в чем вред шоколада;

2) выяснить, есть ли польза от шоколада и в чем она заключается;

3) узнать, что знают о свойствах шоколада мои друзья, а также знакомые и взрослые.

При выполнении учебно-исследовательской работы «Живые кондиционеры» ребятам предлагается следующий план работы:

1) выяснить влияние комнатных растений на здоровье человека;

2) определить область применения и свойства кондиционеров;

3) ответить на вопрос: «Растения или модная техника?».

Исследовательские работы могут выполняться одним учеником, например, «Ухо как орган восприятия информации». Работы, содержащие несколько взаимосвязанных проблем, как правило, выполняются группой обучающихся (например, «Размножение герани»). Управленческая деятельность учителя заключается не только в контроле хода и результатов работы, но и в организации педагогической поддержки обучающихся, то есть в управлении процессом преодоления исследовательских проблем, возникающих у школьников, и в прогнозировании их появления.

В заключении хотелось бы отметить, что и организация учебно-исследовательской и проектной деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kotova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»

Котова Наталья Петровна, педагог дополнительного образования МБОУ-СОШ № 3 города Аркадака Саратовской области, руководитель  центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность познавательных интересов. Метапредметные результаты должны отражать овладение познавательными универсальными учебными действиями (проводить по предложенному плану исследование, формулировать выводы по результатам проведенного исследования и др.), регулятивными универсальными учебными действиями (планировать пути достижения учебной задачи, выстраивать последовательность выбранных операций) и коммуникативными универсальными учебными действиями (строить речевое высказывание, готовить небольшие публичные выступления). Этим и обусловлено применение автором статьи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность − это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Цель исследовательского обучения – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности [1]. В результате исследовательской деятельности создается интеллектуальный продукт. Исследовательская работа имеет следующую структуру: обоснование темы; постановка цели и задач; гипотеза; методика; собственные данные; анализ, выводы [2].

Можно выделить две основные формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования. Суть экспресс-исследования сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогическим работником тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить следующие задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие растут деревья, кустарники, выявить основные признаки весны, наблюдаемые в природе. Долговременные исследования можно осуществить лишь во внеурочной деятельности обучающихся. Они, как правило, выходят за рамки  школьного курса. Темы данных исследований можно объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические, теоретические. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых школьники могут пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач [3]. Проектная работа имеет следующую структуру: постановка проблемы; определение критериев результативности; создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий; определение доступных ресурсов; план выполнения проекта; реализация и корректировка плана; оценка эффективности и результативности [1]. Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что в результате нее создается конкретный материальный продукт (проект). Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

Проекты можно классифицировать в соответствии с наиболее значимыми признаками (таблица) [2]. Таблица

Классификация проектов

№ п/п

Признак

Виды проектов

1.

доминирующая деятельность обучающихся

практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой

2.

уровень творчества

исполнительский, конструктивный, творческий

3.

предметно-содержательная область

монопредметный, межпредметный

4.

характер контактов между участниками проекта

внутриклассный (участники первичного коллектива), внутришкольный (участники образовательного учреждения), региональный, сетевой, международный

5.

количественный состав исполнителей

индивидуальный, групповой, коллективный

6.

продолжительность выполнения

мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные

Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки. Проектные и исследовательские работы могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

Продолжительность выполнения проектов в урочной деятельности незначительная, так как они ограничены сроками изучения конкретной темы. Исследовательские работы средней и значительной продолжительности проводятся во внеурочное время. Обучающиеся начальных классов чаще всего выполняют работы по плану, разработанному учителем. Так, например, при выполнении учебно-исследовательской работы «Шоколад: за и против» обучающимся предлагается следующий план работы:

1) узнать, в чем вред шоколада;

2) выяснить, есть ли польза от шоколада и в чем она заключается;

3) узнать, что знают о свойствах шоколада мои друзья, а также знакомые и взрослые.

При выполнении учебно-исследовательской работы «Живые кондиционеры» ребятам предлагается следующий план работы:

1) выяснить влияние комнатных растений на здоровье человека;

2) определить область применения и свойства кондиционеров;

3) ответить на вопрос: «Растения или модная техника?».

Исследовательские работы могут выполняться одним учеником, например, «Ухо как орган восприятия информации». Работы, содержащие несколько взаимосвязанных проблем, как правило, выполняются группой обучающихся (например, «Размножение герани»). Управленческая деятельность учителя заключается не только в контроле хода и результатов работы, но и в организации педагогической поддержки обучающихся, то есть в управлении процессом преодоления исследовательских проблем, возникающих у школьников, и в прогнозировании их появления.

В заключении хотелось бы отметить, что и организация учебно-исследовательской и проектной деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Национального проекта «Образования» центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «ЦО №46» в 2021 учебном году

В стенах МБОУ «ЦО №46» учебного корпуса №2 имени А.В. Чихирева открыл свои двери центр образования естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста». Пе...

. Внедрение регионального проекта «Современная школа в форме центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных образовательных технологий....

Сценарий открытия Центра образования естественно – научной и технологической направленностей «ТОЧКА РОСТА»

Сценарий разработан для торжественного открытия Центра  образования естественно-научного и технологического профилей  «ТОЧКА РОСТА»...

Сценарий открытия Центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка Роста"

В рамках национального проекта «Образование» школы получили современное оборудование центра «Точка Роста» для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, формиро...

Образовательный Центр естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа

Образовательный Центр естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста», созданный на базе МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа в 2021 году — это с...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологического направленностей «Точка роста»

 Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологи...

Рабочие программы по учебному предмету физика (ФГОС ООО 2022) на базе Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста»

Рабочие программы по учебному предмету физика  (ФГОС ООО 2022) на базе Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста»...