Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

  Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение." 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Л/Р «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Цель: формирование представления у обучающихся об особенностях внешнего строения, связанных  с обитанием в воде; строением  и функциями конечностей, органах боковой линии, органах слуха, равновесия.

Виды деятельности:

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.
Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.
Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Ход урока

Этапы урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка изученного материала (Инд опрос)

- Дайте общую характеристику типа Хордовые.

- Каковы особенности строения и процессы жизнедеятельности ланцетника?

  1. Внешний вид.
  2. Длина.
  3. Происхождение названия.
  4. Учёный, впервые описавший ланцетника.
  5. Кожные покровы.
  6. Скелет.
  7. Расположение и строение нервной трубки.
  8. Строение пищеварительной системы.
  9. Процессы питания и дыхания.
  10.  Кровеносная система.
  11.  Органы выделения.
  12.  Размножение.

- Почему важно изучение ланцетника?

- В чем проявляется усложнение в строении хордовых животных по сравнению с беспозвоночными?

  1. Изучение нового материала

- Назовите классы Черепных. Что общего в их строении? (Беседа по рис 106 стр 136)

  • У взрослых хорда замещается позвоночником.
  • Нервная система: головной и спинной мозг.
  • Хорошо развиты органы чувств.
  • Особый отдел скелета – череп защищает головной мозг.
  • Сердце.
  • Почки.
  • Активный образ жизни.

-  

- (Постановка проблемы) Приступаем к изучению особой группы Черепных, самой многочисленной. Она включает около 30 тыс. современных видов. Этих Черепных делят на два класса — Хрящевыеи Костные. Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет — хрящ или кость.

- Как называется данная группа животных? (Рыбы)

- Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Водная среда очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70% поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходятв глубь океанов на 11 тыс. м. Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и привело к возникновению большого разнообразия форм: появлению множества приспособлений к конкретным условиям обитания (рис. 111).

- Какое строение рыб мы будем изучать сегодя на уроке? (Внешнее)

И тема нашего урока… (Внешнее строение рыб)

- Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания. Вспомните,  какими особенностями обладает водная среда?(Сам раб с учебником, натуральными объектами, устные ответы, схемы в тетради)

 (Большая плотность, чем у воздуха; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

Лабораторная работа № 6.

Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы.

Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.
  2. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то укажите причины этих различий.( у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).
  3. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки.(Снаружи тело рыб покрыто кожей, в которой находятся мелкие (как у окуня) или крупные (как у карпа) костные чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы (рис. 112, Б, В). Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом).  Чешуя бывает окрашена в серебристо-серые, черные тона. Для многих рыб характерна яркая окраска, особенно для тех, которые обитают среди коралловых рифов.

А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью).

Как вы думаете, для чего?. (Тело рыб скользкое, так как покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже, чтобы уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

  1. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы рис 112. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде. (обтекаемая форма тела, без резких переходов).
  2. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выясните, в чем особенность строения глаз.
  3. Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, какие — непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.  

Плавники

Непарные

Парные

Спинные

Хвостовой (служит главным моторным органом — с его помощью рыбы двигаются вперед)

Анальный

Грудные(участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны)

Брюшные(и непарные удерживают тело рыбы в нормальном, вертикальном положении)

  1. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы. Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка?

Приспособленность рыб  к  водной среде

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Плотность воды

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.

2

Прозрачность

Защитная окраска; органы зрения – глаза.

3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода

Жаберное дыхание, обоняние.

4

Текучесть

Органы боковой линии.

5

Высокое давление на глубинах

Изменение формы тела от веретенообразной  к  лентовидной и дисковой.

6

Сильное поглощение солнечных лучей

Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.

- Позади брюшных плавников видны три отверстия: анальное, половое и мочевое. Через анальное выбрасываются непереваренные остатки пищи, через мочевое — вредные продукты жизнедеятельности, через половое выделяются продукты размножения: икра у самок и семенная жидкость у самцов.

По бокам тела рыбы находятся органы боковой линии — каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых расположены чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе воспринимать потоки воды, обтекающей тело, различать предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов.

Другие органы чувств расположены на голове. Границей между головой и туловищем считают задний край жаберных крышек (см. рис. 112, А). Они прикрывают жабры и постоянно двигаются, обеспечивая приток к жабрам свежей воды, богатой кислородом. Границу между туловищем и хвостом условно проводят на уровне анального отверстия.

На голове спереди виден рот. Ртом рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри, открывающиеся в органы обоняния, с помощью которых рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.

Глаза рыб довольно большие. Передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская. Под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке, клетках, воспринимающих световые раздражения. Рыбы видят на близком расстоянии (близоруки) и различают цвета.

Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепаи носят названиевнутреннего уха. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, перемещения вверх и вниз.

ВЫВОД: Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

  1. Закрепление изученного материала. (Беседа)

- По внешнему виду определите места обитания рыб, изображенных на рисунке 111 .

- Назовите черты приспособленности рыбы к жизни в воде.

- Закончите любое из предложений

Я всегда буду… Я не буду… Сегодня я понял… Сегодня я задумался…

  1. Д/з Параграф , читать, отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"

Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.Работа учащихся на уроках...

Урок по теме Надкласс рыбы

Обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных.Учитель: Колмакова Татьяна Николаевна...

Урок "Надкласс Рыбы.Внешнее строение рыб"

Урок биологии в 7 классе, включающий общую характеристику надкласса Рыбы и изучение особенностей их внешнего строения. Урок проводится с использованием опорного конспекта...

Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс

Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс...

Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, ра...

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....