Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_no_1_11_klass.docx395.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 1, 11 класс

Сроки исполнения:

Урок 60. Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9  «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе»

Урок 61. Структура экосистем.

Изучить материал параграфов 6.3.4 и выполнить Проверочную работу № 1  на сайте ЯКласс.

ФИ ученика_________________________________________________________________

  1. Экология – это_________________________________________________________________
  2. Заполните таблицу «Экологические факторы»

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор

  1. Биогеоценоз – это_______________________________________________________________
  2. Биоценоз – это_______________________________________________________________
  3. Биотоп__________________________________________________________________
  4. Верно ли равенство: биогеоценоз=биоценоз+биотоп?________________________________
  5. В состав биоценоза входят группы  организмов:

А) Продуценты___________________________________________

Б) Консументы_____________________________________________

В) Редуценты_______________________________________________

8. Изучите на стр. 199-200 видовой состав биоценозов и заполните таблицу:

Продуценты

Консументы

Редуценты

  1. Связи,которые существуют в природных сообществах называются пищевыми (цепи питания).
  2. Цепь питания – это___________________________________________________________
  3. Бывают цепи питания пастбищные. Они начинаются с живых растений (клевер-коза-волк). И детритные цепи питания. Они начинаются с отмершего органического вещества (опавшие листья, перегной, ил и т.п.): листовой опад-дождевой червь-крот.
  4. Цепи питания подчиняются правилу экологической пирамиды (стр204).Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5 .Правило 10%(закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.

Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.

  1. И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
  2. Решите задачу: Сколько планктона должен съесть карась, чтобы выросла щука в озере массой 5 кг?

Лабораторная работа «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе»

Цель__________________________________________________________________________

Задание 1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/13/s_5aa7e48c21df4/857401_2.png

Задание 2.  Распределите организмы в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:

продуценты -

консументы 1 порядка-

консументы 2 порядка-

консументы 3 порядка -

редуценты –

Задание 3. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник

Вывод:  

Мой адрес: efimova-galina@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....

Лабораторная работа. Составление схем передачи веществ и энергии, трофических сетей, построение пирамид биомассы.

Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии предназначается для обучающихся 11 класса и содержит все необходимые наглядные материалы, подробные описания и инструкции для выполнения работы....

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Тепловые эффекты при растворении веществ" с использованием электронной лаборатории MultiLab

Лабораторная работа «Тепловые эффекты при растворении веществ» (8 класс «Теория электролитической диссоциации. Растворение веществ»)....

Учебное занятие: "Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии. Правильное питание"

Я предлагаю занятие, на котором старшеклассники учатся применять знания, полученные на уроках по биологии. Тема правильного питания является востребованной в наши дни, поэтому ребята с удовольствием г...

Методическая разработка лабораторной работы "Моделирование. Составление прогноза. Тренды"

В данной лабораторной работе представлен алгоритм составления прогноза в Excel с использованием линий тренда...