Урок-соревнование по теме ГРИБЫ 6 класс
план-конспект урока по биологии

Урок-соревнование по теме ГРИБЫ 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – соревнование

по теме «Грибы»

                                         

   урок подготовила Протонина И.В.

                   учитель биологии.

Урок – соревнование по теме «Грибы»

( 6 класс)

        Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о грибах; развивать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные,  природоведческие и здоровьесберегательные компетенции; воспитывать ответственное отношение к учёбе.

        Оборудование: Компьютер, проектор.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём урок – соревнование по теме «Грибы». (Ознакомление с целями урока)

Для начала разделимся на 2 команды. Для победы на этом соревновании вам понадобятся знание и дружба.

Итак, мы начинаем соревнование по теме «Грибы»!

Слайд 1. Конкурс «Разминка». За каждый названный правильно признак команда получает 1 балл. Максимальный балл 6 баллов.

  1. Назвать отличительные признаки грибов.

Возможные варианты ответов:

- клетки грибов не содержат хлорофилла;

- оболочка клеток грибов по химическому составу сходна с оболочкой клеток животных;

- питаются готовыми органическими веществами;

- грибы не передвигаются;

- растут в течение всей жизни;

- питаются путем всасывания, а не заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их ранее объединяли в одну группу.

Слайд 2. Конкурс капитанов. Каждый капитан отвечает на 2 вопроса, за правильный и полный ответ получает 5 баллов.

  1. Почему грибы называют в особое царство живой природы?
  2. Какое строение имеет грибная клетка?
  1. Как осуществляется питание грибов?
  2. Какие способы размножения свойственны грибам?

Слайд 3. Конкурс «Самый быстрый». Два члена команд работают на двух компьютерах. Выполняют задание « Строение шляпочного гриба» из мультимедиа-учебника «Лабораторный практикум. 6-11 класс». Первым выполнивший задание учащийся на компьютере, зарабатывает для команды 10 баллов.

Слайд 4. Конкурс «Ходячая энциклопедия». За правильный ответ -5 баллов.

Вопросы участнику первой команды:

  1. Какие живые организмы называют  паразитами и почему? Приведите примеры грибов паразитов?
  2. Почему опасно консервировать грибы?
  3. Во многих странах любят сыры, в которых есть выращенная плесень. Не вреден ли для здоровья такой сыр?

( Возможный ответ: во Франции впервые  начали изготовлять  сыр «рокфор» со специально подобранным плесневым грибком. Этот грибок вырабатывает  полезные для человека вещества и придаёт сыру острый вкус и своеобразный запах).

Вопросы участнику второй команды:

  1. Какие способы питания грибов вы знаете? Есть ли среди грибов хищники?

(Возможный ответ: Все грибы гетеротрофы, т.е. требуют для питания готовое органическое вещество. Среди грибов есть сапрофиты, паразиты и даже хищные грибы. Хищные грибы имеют приспособления к захвату мелких круглых червей, обитающих в почве.)

  1. Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими  веществами. Можно ли назвать другие, сходные с животными, признаки этих организмов? Есть ли у грибов признаки, свойственные растениям?

(возможный ответ: В грибах образуется запасное вещество гликоген; в состав клеточных стенок входит хитин. Присутствие гликогена и хитина сближает их с животными. По способу питания – путём всасывания питательных веществ грибы приближаются к растениям)

  1. Назовите способы размножения грибов.

(возможный ответ: Грибы размножаются:

а) вегетативно (частями мицелия или почкованием у дрожжей);

б) бесполым путем (спорами);

в) половым путём (образование мужских и женских гамет с последующим их слиянием).

Слайд 5. Конкурс  «Загадки». Первым назвавшая правильный ответ команда получает 2 балла.

  1. У малютки – кавалера

            Чрезвычайно важный вид

                 Он в огромнейшем сомбреро

   На одной ноге стоит.

(гриб)

  1. Знает даже не грибник:

белый – значит …

(боровик)

  1. Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

никуда не годный.

(Мухомор)

  1. Рыжие ушки

С лисьей макушки

В травке лежат

Для маленьких ежат.

(Лисички)

  1. На пеньке живет семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя.

( Опята)

  1. Стоит мальчонка –

Замаслена шапчонка.

(Масленок)

  1. Рыженький Ванек,

Крепкий паренек,

Спрятался за пень,

а шапка набекрень.

(Рыжик)

  1. Есть грибы и не в лесу:

В тесте, в пиве и квасу.

(Дрожжевые грибки)

Слайд 6. Конкурс «Исключи лишнее».  За правильный ответ – 4 балла.

Первой команде: Лисичка, масленок, ложный опенок, сыроежки, боровик, шампиньон.

Второй команде: Бледная поганка, ложный опенок, мухомор, масленок, мукор, пеницилл.

Слайды 7,8,9,10,11,12,13,14. Конкурс «Узнай по рисунку». За правильный ответ- 5 баллов.

  Слайд 7. Навозник  Слайд 8. Лисичка ложная. Слайд 11. Груздь желтый          

 

 Слайд 9. Мокруха еловая  Слайд 10. Молочай.

           Слайд 13. Сыроежка сине-желтая         Слайд 14. Рыжик еловый

Слайд 14. Конкурс « 10 заповедей грибника».  Самостоятельно составить 10 правил для грибника. За каждую правилу команда получает по 3 балла.

Например:

  1. При распознавании грибов не определяйте их вид, съедобность или несъедобность на основании одного-единственного признака.
  2. Для употребления в пищу собирайте только те грибы, которые вы твердо знаете!
  3. Как можно более внимательно ознакомьтесь с основными ядовитыми грибами и несъедобными двойниками съедобных грибов.
  4. При сборе не срезайте грибы, а лучше выворачивайте их из земли.
  5. Для употребления в пищу собирайте только молодые и здоровые плодовые тела.
  6. Тщательно выбирайте тару, в которую вы собираетесь класть найденные грибы.
  7. Грибы очищайте еще в лесу6 этим вы избавите себя от лишних хлопот дома.
  8. Не забывайте, что грибы – довольно тяжелая пища, которая совершенно не подходит больным, маленьким детям и пожилым людям.
  9. При появлении первых признаков ухудшения самочувствия немедленно обратитесь к врачу!
  10. В лесу нельзя нарушать порядок и тишину!

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание для первой команды: используя интернет - ресурсы подготовить презентацию по теме « Съедобные грибы», второй команде: составить интерактивный кроссворд по теме «Ядовитые грибы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-соревнование по теме «Грибы» Урок подготовила: Протонина И.В.

Слайд 2

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о грибах; развивать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, природоведческие и здоровьесберегательные компетенции; воспитывать ответственное отношение к учёбе. Слайд 1. Конкурс «Разминка». За каждый названный правильно признак команда получает 1 балл. Максимальный балл 6 баллов Назвать отличительные признаки грибов.

Слайд 3

Слайд 2. Конкурс капитанов. Каждый капитан отвечает на 2 вопроса, за правильный и полный ответ получает 5 баллов. Почему грибы называют в особое царство живой природы? Какое строение имеет грибная клетка? Как осуществляется питание грибов? Какие способы размножения свойственны грибам?

Слайд 4

Слайд 4. Конкурс «Ходячая энциклопедия». За правильный ответ -5 баллов. Вопросы участнику первой команды: Какие живые организмы называют паразитами и почему? Приведите примеры грибов паразитов? Почему опасно консервировать грибы? Во многих странах любят сыры, в которых есть выращенная плесень. Не вреден ли для здоровья такой сыр? Вопросу второй команде: Какие способы питания грибов вы знаете? Есть ли среди грибов хищники? Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами. Можно ли назвать другие, сходные с животными, признаки этих организмов? Есть ли у грибов признаки, свойственные растениям? Назовите способы размножения грибов.

Слайд 5

Слайд 5. Конкурс «Загадки». Первым назвавшая правильный ответ команда получает 2 балла. 1. У малютки – кавалера Чрезвычайно важный вид Он в огромнейшем сомбреро На одной ноге стоит. 2. Знает даже не грибник: белый – значит … 3. Он в лесу стоял, Никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. 4. Рыжие ушки С лисьей макушки В травке лежат Для маленьких ежат. 5. На пеньке живет семья: Мама, папа, брат и я. Дом один у нас, а крыша Есть у каждого своя. 6. Стоит мальчонка – Замаслена шапчонка. 7. Рыженький Ванек, Крепкий паренек, Спрятался за пень, а шапка набекрень. 8. Есть грибы и не в лесу: В тесте, в пиве и квасу.

Слайд 6

Слайд 6. Конкурс «Исключи лишнее». За правильный ответ – 4 балла. Первой команде: Лисичка, масленок, ложный опенок, сыроежки, боровик, шампиньон. Второй команде: Бледная поганка, ложный опенок, мухомор, масленок, мукор, пеницилл.

Слайд 7

. Конкурс «Узнай по рисунку». За правильный ответ- 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование по алгебре. Тема:"Линейная функция"

На данном уроке в увлекательной форме обобщается и систематизируется материал по теме "Линейная функция". Проведение нестандартных уроков активизирует познавательную мотивацию учащихся, повышает интер...

Урок-соревнование. КВН по теме: Растениеводство

Презентация урок-соревнование.КВН по теме: Растениеводство...

Урок-соревнование. Английский язык. Тема “Food.” 6 класс.

Цели: Образовательные: формирование лексических умений и навыков в устной речи; формирование грамматических навыков (употребление местоимений much и many в речи); отработка произносительных навыков. Р...

Урок-соревнование по математике для 6 класса по теме «Нахождение дроби от числа»

Цель урока: обеспечить закрепление понятий: числитель дроби, знаменатель дроби, закрепить правило нахождения дроби от числа, понятие взаимно простых чисел...

Урок-соревнование при обобщении темы «Электрические явления»

Этот урок - соревнование предназначен для повторение темы "Постоянный электрический ток" в 8 классе....

Урок-соревнование по физике в VIII классе по теме «Тепловые явления» +презентация

Урок-соревнование проводится  для повторения темы «Тепловые явления» в VIII классе. Использование презентации позволяет повысить наглядность  и заинтересованность учащихся....