Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 7 класса на 2022/ 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Рабочая программа учебного предмета


«Биология»

 

для обучающихся

7  класса

на 2022/ 2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Утверждаю:

Приказ № _____ от

«31» августа 2022 г. и.о.директора:

_________Т.В.Гагарина

Согласовано:

Зам.директора по УВР: ______________

 Гагарина Т.В.

«31» августа 2022 г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022 г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 1 от

«31» августа 2022 г.

руководитель МО

________________________

О.В. Панасенкова         

Рабочая программа учебного предмета


«Биология»

для обучающихся

7 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

                                                                    

Программу составила:

Курчавая Галина Владимировна

учитель биологии, географии

высшей категории

г. Смоленск

2022

 

                                                                     

                                                                                    Пояснительная записка

Изучение биологии в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обобщение знаний о природе, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических знаний.

Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Биологические знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса

составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013r.

«Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального        государственного образовательного стандарта        общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No 1599

«Об утверждении Федерального государственного

образовательного        стандарта        обучающихся        с        умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования;
  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития

«Особый ребенок» г. Смоленска», утвержденной приказом 097 от 01.09.2016 г.;

  • AOOП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой допущенной Министерством образования РФ, 2014 год;
  • Порядка организации п осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013г. №1015;

  • Санитарно-эпидемиологических        правил        и        нормативов        СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015r.
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Учебного плана ОГБОУ        «Центр образования и развития        «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • YMK для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г.

№2080.

  • Локальных актов образовательного учреждения.

Целью рабочей программы является освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта, а также подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Задачи:

образовательные:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
  • развитие умения наблюдать, видеть, слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
  • подготовка к дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

коррекционно-развивающие:

  • коррекция        недостатков        психофизического        развития        детей,        их познавательной деятельности;
  • развитие личностных качеств.

Воспитательные:

  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  • развитие нравственных и эстетических представлений, художественного вкуса, творческого воображения;
  • развитие аккуратности, настойчивости и воли;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

    Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Биология» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

     Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

     Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

    В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

     Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио-  видеоматериалы и др.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

                   

                        «Естествознание» 7класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа

I.

Введение

4

II.

Цветок

5

1

III.

Семя растения

3

IV.

Части растений

12

1

V.

Многообразие растений

8

2

VI.

Цветковые растения

24

6

Содержание программы

Растения, грибы и бактерии (2 ч в неделю)

I.Введение

         Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

II.Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

III.Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшепм цы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

IV. Части растения

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.                                                                                                                          

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы

  1. Органы цветкового растения.2. Строение цветка. 3. Строение семени фасоли.

 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа

1.Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:2. Условия, необходимые для прорастания семян.3. Испарение воды листьями.4. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).5. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

V.Многообразие растений, бактерий и грибов

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

VI. Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа.

-«Строение луковицы.»

-«Двудольные растения.»

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа.

- «Строение клубня картофеля.»

Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».

                                        Календарно-тематическое планирование

по _____________________   биологии____________________ ________на 2022-2023 уч. год

Учитель   Курчавая Галина Владимировна класс _________7 «Б» _____________

Количество часов: 68 часов

                                 на первое полугодие                           на второе полугодие

                                    всего __32___, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____

Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.    

Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации                                                                                   

Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2011.

Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 6 класс. Москва. «Просвещение».

2015.

Темы

Кол-во

часов

Дата

проведения по плану

Дата

проведения по факту

1    четверть

18

Введение

1

2

Многообразие растений.  Значение растений для жизни человека. Охрана растений.  Красная книга.  (Практическая работа)

2

01.09

02.09

3

Общее знакомство с цветковыми растениями

1

08.09

Понятия об органах цветкового растения (цветок, стебель, лист, корень

1

09.09

4

Практическая работа.  «Строение цветкового растения»

Экскурсия.  «Цветковые растения»

1

15.09

Цветок.

5

Строение цветка2.  Практическая работа.

1

16.09

6

Понятия о соцветиях.

1

22.09

7

8

Опыление цветков. Образование плодов.  Практическая работа.

2

23.09

29.09

9

«Плоды сухие и сочные».  Практическая работа.

1

30.09

10

Распространение плодов и семян.  Экскурсия.

1

06.10

Семя растения.

Строение семени фасоли и пшеницы.

1

07.10

11

«Размножение семенами.»  Условия, необходимые для проращивания семян.  Практическая работа.

1

13.10

12

Правила заделки семян в почву.  Практическая работа.

1

14.10

Корень.

13

Образование корней.  виды корней.  Корневая система.  Практическая работа.

1

20.10

14

Значение корня в жизни растений.  «Видоизмененные корни: корнеплод, корневище» Практическая работа.

1

21.10

Лист.

15

Внешнее «строение листа.» Практическая работа.

1

27.10

16

Жилкование листьев.

1

28.10

2 четверть

14

17

«Листья простые и сложные».  Практическая работа.

1

10.11

18

Листопад и его значение.  Экскурсия в парк

1

11.11

Стебель

19

Строение стебля.

1

17.11

20

Значение стебля в жизни растений.

1

18.11

21

Распределение воды и минеральных солей от корня к другим органам растений.  Практическая работа.

1

24.11

22

Разнообразие стеблей.  Экскурсия.

1

25.11

23

Растение - целостный организм.

1

01.12

Многообразие растений.

Бактерии

24

Общие понятия.  Значение в природе и жизни человека.  Практическая работа.

1

02.12

Грибы

25

Строение шляпочного гриба.

1

08.12

26

Грибы: съедобные и несъедобные.  Практическая работа.

2

09.12

15.12

Мхи

27

Понятие о мхе, как о многолетнем растении.

1

16.12

28

Места прорастания мхов.  строение мха.

1

22.12

Папоротники

29

Многолетние растения.  Строение папоротника.

1

23.12

3   четверть

20

Голосеменные

30

31

Сосна и ель - хвойные деревья.  Особенность внешнего вида.

2

12.01

13.01

32

Размножение.  Практическая работа.

1

19.01

Цветковые   растения

33

34

Деление цветковых растений на классы.  Характерные признаки.

2

20.01

26.01

Однодольные растения

Злаки

35

Пшеница.  Фазы роста.

1

27.01

36

Рожь.

1

02.02

37

Ячмень.

1

03.02

38

Овес.

1

09.02

39

Кукуруза.

1

10.02

Лилейные

40

Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш.  Характеристика семейства.   Практическая работа.

1

16.02

41

Лук, чеснок - многолетние овощные растения

1

17.02

42

Выращивание, посев, уход, уборка.  Использование человеком.

1

02.03

Цветочно-декоративные растения

Крестоцветные

43

Строение капусты.  Виды капусты.  Практическая работа.

1

03.03

Пасленовые

44

Картофель.

1

09.03

45

Томат, баклажан, перец.  Практическая работа.

1

10.03

46

Петуния, душистый табак,

1

16.03

Бобовые.

47

Горох, фасоль, соя

1

17.03

Маревые

48

Свекла столовая, сахарная.

1

23.03

Тыквенные

49

Огурец, тыква.  Практическая работа.

1

24.03

4 четверть

16

Сложноцветные

50

51

Подсолнечник, ноготки, бархатцы - однолетние цветковые растения. Маргаритки - двулетние растения.

2

06.04

07.04

Розоцветные

52

Яблоня, груша, вишня.

1

13.04

53

Яблоня, груша, вишня.

1

14.04

54

55

Персик, абрикос.  Практическая работа.

Строение фруктовых деревьев.  Практическая работа.

2

20.04

21.04

56

Биологические особенности сада

1

27.04

57

58

Особенности размножения яблони.  малины, земляники.

2

28.05

04.05

59

Созревание плодов, ягод садовых растений.  Практическая работа.

1

05.05

60

Практическая работа № 1. «Перевалка комнатных растений»

1

11.05

61

Практическая работа № 2.  «Пересадка комнатных растений»

1

12.05

62.

 Практическая работа № 3. Обработка приствольных кругов плодовых растений»

1

18.05

63-66

Работа на пришкольном участке

3

19.05

25.05

26.05

итого

66

Планирование составила ________________________Курчавая Г.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов  Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...

Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год, учебник под ред.Мерзляка....

Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Колягина, 4 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Атанасяна, 2 часа в неделю....