Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 7 класса на 2022/ 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для обучающихся
7 класса
на 2022/ 2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7.docx | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Утверждаю: Приказ № _____ от «31» августа 2022 г. и.о.директора: _________Т.В.Гагарина | Согласовано: Зам.директора по УВР: ______________ Гагарина Т.В. «31» августа 2022 г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022 г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол № 1 от «31» августа 2022 г. руководитель МО ________________________ О.В. Панасенкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для обучающихся
7 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Курчавая Галина Владимировна
учитель биологии, географии
высшей категории
г. Смоленск
2022
Пояснительная записка
Изучение биологии в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обобщение знаний о природе, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических знаний.
Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Биологические знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса
составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013r.
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No 1599
«Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования;
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития
«Особый ребенок» г. Смоленска», утвержденной приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- AOOП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой допущенной Министерством образования РФ, 2014 год;
- Порядка организации п осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013г. №1015;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015r.
- Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- YMK для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г.
№2080.
- Локальных актов образовательного учреждения.
Целью рабочей программы является освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта, а также подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи:
образовательные:
- формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
- развитие умения наблюдать, видеть, слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
- подготовка к дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков психофизического развития детей, их познавательной деятельности;
- развитие личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- развитие нравственных и эстетических представлений, художественного вкуса, творческого воображения;
- развитие аккуратности, настойчивости и воли;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Биология» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- видеоматериалы и др.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
«Естествознание» 7класс (68 часов)
№ | Основные темы | Кол-во часов | Практическая работа |
I. | Введение | 4 | |
II. | Цветок | 5 | 1 |
III. | Семя растения | 3 | |
IV. | Части растений | 12 | 1 |
V. | Многообразие растений | 8 | 2 |
VI. | Цветковые растения | 24 | 6 |
Содержание программы
Растения, грибы и бактерии (2 ч в неделю)
I.Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
II.Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
III.Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшепм цы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
IV. Части растения
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы
- Органы цветкового растения.2. Строение цветка. 3. Строение семени фасоли.
4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа
1.Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:2. Условия, необходимые для прорастания семян.3. Испарение воды листьями.4. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).5. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
V.Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
VI. Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа.
-«Строение луковицы.»
-«Двудольные растения.»
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
- «Строение клубня картофеля.»
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Календарно-тематическое планирование
по _____________________ биологии____________________ ________на 2022-2023 уч. год
Учитель Курчавая Галина Владимировна класс _________7 «Б» _____________
Количество часов: 68 часов
на первое полугодие на второе полугодие
всего __32___, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____
Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2011.
Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 6 класс. Москва. «Просвещение».
2015.
№ | Темы | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 четверть | 18 | |||
Введение | ||||
1 2 | Многообразие растений. Значение растений для жизни человека. Охрана растений. Красная книга. (Практическая работа) | 2 | 01.09 02.09 | |
3 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 1 | 08.09 | |
Понятия об органах цветкового растения (цветок, стебель, лист, корень | 1 | 09.09 | ||
4 | Практическая работа. «Строение цветкового растения» Экскурсия. «Цветковые растения» | 1 | 15.09 | |
Цветок. | ||||
5 | Строение цветка2. Практическая работа. | 1 | 16.09 | |
6 | Понятия о соцветиях. | 1 | 22.09 | |
7 8 | Опыление цветков. Образование плодов. Практическая работа. | 2 | 23.09 29.09 | |
9 | «Плоды сухие и сочные». Практическая работа. | 1 | 30.09 | |
10 | Распространение плодов и семян. Экскурсия. | 1 | 06.10 | |
Семя растения. | ||||
Строение семени фасоли и пшеницы. | 1 | 07.10 | ||
11 | «Размножение семенами.» Условия, необходимые для проращивания семян. Практическая работа. | 1 | 13.10 | |
12 | Правила заделки семян в почву. Практическая работа. | 1 | 14.10 | |
Корень. | ||||
13 | Образование корней. виды корней. Корневая система. Практическая работа. | 1 | 20.10 | |
14 | Значение корня в жизни растений. «Видоизмененные корни: корнеплод, корневище» Практическая работа. | 1 | 21.10 | |
Лист. | ||||
15 | Внешнее «строение листа.» Практическая работа. | 1 | 27.10 | |
16 | Жилкование листьев. | 1 | 28.10 | |
2 четверть | 14 | |||
17 | «Листья простые и сложные». Практическая работа. | 1 | 10.11 | |
18 | Листопад и его значение. Экскурсия в парк | 1 | 11.11 | |
Стебель | ||||
19 | Строение стебля. | 1 | 17.11 | |
20 | Значение стебля в жизни растений. | 1 | 18.11 | |
21 | Распределение воды и минеральных солей от корня к другим органам растений. Практическая работа. | 1 | 24.11 | |
22 | Разнообразие стеблей. Экскурсия. | 1 | 25.11 | |
23 | Растение - целостный организм. | 1 | 01.12 | |
Многообразие растений. | ||||
Бактерии | ||||
24 | Общие понятия. Значение в природе и жизни человека. Практическая работа. | 1 | 02.12 | |
Грибы | ||||
25 | Строение шляпочного гриба. | 1 | 08.12 | |
26 | Грибы: съедобные и несъедобные. Практическая работа. | 2 | 09.12 15.12 | |
Мхи | ||||
27 | Понятие о мхе, как о многолетнем растении. | 1 | 16.12 | |
28 | Места прорастания мхов. строение мха. | 1 | 22.12 | |
Папоротники | ||||
29 | Многолетние растения. Строение папоротника. | 1 | 23.12 | |
3 четверть | 20 | |||
Голосеменные | ||||
30 31 | Сосна и ель - хвойные деревья. Особенность внешнего вида. | 2 | 12.01 13.01 | |
32 | Размножение. Практическая работа. | 1 | 19.01 | |
Цветковые растения | ||||
33 34 | Деление цветковых растений на классы. Характерные признаки. | 2 | 20.01 26.01 | |
Однодольные растения | ||||
Злаки | ||||
35 | Пшеница. Фазы роста. | 1 | 27.01 | |
36 | Рожь. | 1 | 02.02 | |
37 | Ячмень. | 1 | 03.02 | |
38 | Овес. | 1 | 09.02 | |
39 | Кукуруза. | 1 | 10.02 | |
Лилейные | ||||
40 | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Характеристика семейства. Практическая работа. | 1 | 16.02 | |
41 | Лук, чеснок - многолетние овощные растения | 1 | 17.02 | |
42 | Выращивание, посев, уход, уборка. Использование человеком. | 1 | 02.03 | |
Цветочно-декоративные растения Крестоцветные | ||||
43 | Строение капусты. Виды капусты. Практическая работа. | 1 | 03.03 | |
Пасленовые | ||||
44 | Картофель. | 1 | 09.03 | |
45 | Томат, баклажан, перец. Практическая работа. | 1 | 10.03 | |
46 | Петуния, душистый табак, | 1 | 16.03 | |
Бобовые. | ||||
47 | Горох, фасоль, соя | 1 | 17.03 | |
Маревые | ||||
48 | Свекла столовая, сахарная. | 1 | 23.03 | |
Тыквенные | ||||
49 | Огурец, тыква. Практическая работа. | 1 | 24.03 | |
4 четверть | 16 | |||
Сложноцветные | ||||
50 51 | Подсолнечник, ноготки, бархатцы - однолетние цветковые растения. Маргаритки - двулетние растения. | 2 | 06.04 07.04 | |
Розоцветные | ||||
52 | Яблоня, груша, вишня. | 1 | 13.04 | |
53 | Яблоня, груша, вишня. | 1 | 14.04 | |
54 55 | Персик, абрикос. Практическая работа. Строение фруктовых деревьев. Практическая работа. | 2 | 20.04 21.04 | |
56 | Биологические особенности сада | 1 | 27.04 | |
57 58 | Особенности размножения яблони. малины, земляники. | 2 | 28.05 04.05 | |
59 | Созревание плодов, ягод садовых растений. Практическая работа. | 1 | 05.05 | |
60 | Практическая работа № 1. «Перевалка комнатных растений» | 1 | 11.05 | |
61 | Практическая работа № 2. «Пересадка комнатных растений» | 1 | 12.05 | |
62. | Практическая работа № 3. Обработка приствольных кругов плодовых растений» | 1 | 18.05 | |
63-66 | Работа на пришкольном участке | 3 | 19.05 25.05 26.05 | |
итого | 66 |
Планирование составила ________________________Курчавая Г.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...
Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год, учебник под ред.Мерзляка....
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Колягина, 4 часа в неделю....
Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Атанасяна, 2 часа в неделю....