Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 классов на 2022/ 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)

Курчавая Галина Владимировна

 

 

Рабочая программа учебного предмета


«Биология»

 

для обучающихся

8  классов

на 2022/ 2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bologiya_8.docx69.46 КБ

Предварительный просмотр:

                 Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Утверждаю:

Приказ № _____ от

«31» августа 2022 г. и.о.директора:

_________Т.В.Гагарина

Согласовано:

Зам.директора по УВР: ______________

 Гагарина Т.В.

«31» августа 2022 г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022 г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 1 от

«31» августа 2022 г.

руководитель МО

________________________

О.В. Панасенкова         

Рабочая программа учебного предмета


«Биология»

для обучающихся

8 «Б», «В» классов

на 2022/ 2023 учебный год

                                                                    

Программу составила:

Курчавая Галина Владимировна

учитель биологии, географии

высшей категории

г. Смоленск

2022

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др., допущенной Министерством образования РФ, 2014 г.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП).
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Цель: формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности окружающего мира.

Задачи:

  • научить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
  • использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
  • корригировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
  • научить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
  • развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Программа адресована обучающимся 6-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. А.И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. Биология. Неживая природа. 6 класс. А.И. Никишов. Москва. «Просвещение». 2015.
  2. З. А. Клепинина, Биология, 7 класс, Москва, «Просвещение», 2012. Рабочая тетрадь.
  3. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.
  4. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. «Биология. Человек». 9 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. «Биология. Человек». 9 класс. Москва. «Просвещение». 2016.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуально развития, так как усвоение систематических знаний о природе, окружающем мире,  привитие трудовых навыков  способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях  интерес и бережное отношение к живому.

Программа по предмету разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно (в рамках резервного времени), с сохранением рассчасовки. На предмет в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса.  Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, разнообразная природоохранная деятельность; поисковый, включая работу с книгой. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся практическим занятиям, экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках могут быть использованы разнообразные наглядные средства обучения (натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции). Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к учебным занятиям. Изучение определенных тем заканчивается практическими работами, что позволяет закрепить изученный материал.  Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний о живой и неживой природе и реализации этих знаний в настоящем и будущем. Формирование жизненной компетенции обеспечивает развитие отношений с окружающим миром, применение полученных знаний на практике. Развитие компетенций происходит с учетом БУД и практических занятий. Обладая данными компетентностями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «2».

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Обучающиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими;
  • основные отличия животных от растений;
  •  признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы обучающимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными обучающимся).
  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно-гигиенические правила;
  • признаки биологических объектов: живых организмов;  растений, животных, грибов и бактерий;  растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов:  питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять:  роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы:  описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах  органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека  растения и животных;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках— значение биологических терминов; в различных источниках— необходимую информацию о живых организмах.

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  •  приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  • различать органы у цветкового растения;
  • различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
  • различать грибы и растения;
  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках);
  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек  (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

--    проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного предмета (курса

 8 класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа

I.

Введение

2

-

II.

Беспозвоночные животные

12

-

III.

Позвоночные животные

54

-

Животные

(2 ч в неделю)

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов.

Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).  Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение   и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Календарно-тематическое планирование

по  _________ биологии______________на 2022-2023 уч. год

Учитель __ Курчавая Галина Владимировна,____________класс _,8 «Б»_

Количество часов:               на первое полугодие                           на второе полугодие

                                    всего __32____, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____

Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.    

Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации                                                                                   

Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011.

Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.

Основные темы

Кол-во часов

Дата выполнения

По плану

По факту

1 четверть

17

1.

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные.

1

02.09

2.

Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

1

06.09

Беспозвоночные животные.

12

3.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

1

09.09

Черви.

2

Дождевые черви.

4.

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата.

1

13.09

5.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1

16.09

Насекомые

9

6.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха.

1

20.09

7.

Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение.

1

23.09

8.

Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

1

27.09

9.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

1

30.09

10.

Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение.

1

04.10

11.

Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

1

07.10

12.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

1

11.10

Позвоночные животные

1

13.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

1

14.10

Рыбы.

6

14.

Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы.

1

18.10

15.

Речные рыбы (окунь, щука, карп).

1

21.10

16.

Морские рыбы (треска, сельдь).

1

25.10

17.

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

28.10

2 четверть

14

18.

Размножение рыб.

1

08.11

19.

Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1

11.11

Земноводные. 

7

20.

Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни.

1

15.11

21.

Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

1

18.11

22.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

22.11

23.

Размножение лягушки.

1

25.11

24.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

1

29.11

25.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

1

02.12

26.

Значение и охрана земноводных.

1

06.12

Пресмыкающиеся. 

5

27.

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение.

1

09.12

28.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

13.12

29.

Размножение пресмыкающихся.

1

16.12

30.

Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов.

1

20.12

31.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

1

23.12

3 четверть

21

Птицы.

12

32.

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

1

10.01

33.

Внутреннее строение.

1

13.01

34.

Размножение и развитие.

1

17.01

35.

Питание птиц.

1

20.01

36.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

1

24.01

37.

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

1

27.01

38.

Хищные птицы (сова, орел).

1

31.01

39.

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

1

03.02

40.

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

1

07.02

41.

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

1

10.02

42.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.

1

14.02

43.

Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

1

17.02

Млекопитающие, или звери.

24

44.

Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

1

21.02

45.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

1

28.02

46.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

1

03.03

47.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

1

07.03

48.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами.

1

10.03

49.

Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

1

14.03

50.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных.

1

17.03

51.

Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

1

21.03

52.

Общие признаки хищных зверей. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

1

24.03

4 четверть

17

53.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

1

04.04

54.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

1

07.04

55.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).  Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение   и охрана их.

1

11.04

56.

Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

1

14.04

57.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами.

1

18.04

58.

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

1

21.04

59.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.

1

25.04

60.

Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

1

28.04

61.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

1

02.05

62.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

1

28.04

63.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства.

1

05.05

12.05

64.

Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

1

65.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

1

16.05

19.05

66.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

1

67.

Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия.

1

23.05

68.

Обобщающее занятие. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

2

26.05

30.05

ИТОГО:

68

Календарно-тематическое планирование

по  _________ биологии______________на 2022-2023 уч. год

Учитель __ Курчавая Галина Владимировна,____________класс _,8 «В»_

Количество часов:                  на первое полугодие                           на второе полугодие

                                    всего __32____, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____

Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.    

Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации                                                                                   

Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011.

Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.

Основные темы

Кол-во часов

Дата выполнения

По плану

По факту

1 четверть

17

1.

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные.

1

02.09

2.

Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

1

06.09

Беспозвоночные животные.

12

3.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

1

09.09

Черви.

2

Дождевые черви.

4.

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата.

1

13.09

5.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1

16.09

Насекомые

9

6.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха.

1

20.09

7.

Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение.

1

23.09

8.

Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

1

27.09

9.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

1

30.09

10.

Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение.

1

04.10

11.

Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

1

07.10

12.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

1

11.10

Позвоночные животные

1

13.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

1

14.10

Рыбы.

6

14.

Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы.

1

18.10

15.

Речные рыбы (окунь, щука, карп).

1

21.10

16.

Морские рыбы (треска, сельдь).

1

25.10

17.

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

28.10

2 четверть

16

18.

Размножение рыб.

1

08.11

19.

Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1

11.11

Земноводные. 

7

20.

Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни.

1

15.11

21.

Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

1

18.11

22.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

22.11

23.

Размножение лягушки.

1

25.11

24.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

1

29.11

25.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

1

02.12

26.

Значение и охрана земноводных.

1

06.12

Пресмыкающиеся. 

5

27.

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение.

1

09.12

28.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

13.12

29.

Размножение пресмыкающихся.

1

16.12

30.

Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов.

1

20.12

31.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

1

23.12

Птицы.

12

3 четверть

32.

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

1

10.01

33.

Внутреннее строение.

1

13.01

34.

Размножение и развитие.

1

17.01

35.

Питание птиц.

1

20.01

36.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

1

24.01

37.

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

1

27.01

38.

Хищные птицы (сова, орел).

1

31.01

39.

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

1

03.02

40.

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

1

07.02

41.

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

1

10.02

42.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.

1

14.02

43.

Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

1

17.02

Млекопитающие, или звери.

24

44.

Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров  рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

1

21.02

45.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

1

28.02

46.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

1

03.03

47.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

1

07.03

48.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами.

1

10.03

49.

Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

1

14.03

50.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных.

1

17.03

51.

Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

1

21.03

52.

Общие признаки хищных зверей. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

1

24.03

4 четверть

53.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

1

04.04

54.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

1

07.04

55.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).  Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение   и охрана их.

1

11.04

56.

Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

1

14.04

57.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами.

1

18.04

58.

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

1

21.04

59.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.

1

25.04

60.

Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

1

28.04

61.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

1

02.05

62.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

1

05.05

63.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства.

1

12.05

16.05

64.

Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

1

65.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

1

19.05

23.05

66.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

1

67.

Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия.

1

26.05

68.

Обобщающее занятие. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

1

30.05

ИТОГО:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов  Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...

Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год, учебник под ред.Мерзляка....

Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Колягина, 4 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Атанасяна, 2 часа в неделю....