Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 классов на 2022/ 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для обучающихся
8 классов
на 2022/ 2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bologiya_8.docx | 69.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Утверждаю: Приказ № _____ от «31» августа 2022 г. и.о.директора: _________Т.В.Гагарина | Согласовано: Зам.директора по УВР: ______________ Гагарина Т.В. «31» августа 2022 г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022 г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол № 1 от «31» августа 2022 г. руководитель МО ________________________ О.В. Панасенкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для обучающихся
8 «Б», «В» классов
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Курчавая Галина Владимировна
учитель биологии, географии
высшей категории
г. Смоленск
2022
Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др., допущенной Министерством образования РФ, 2014 г.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП).
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы
Цель: формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности окружающего мира.
Задачи:
- научить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
- использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
- корригировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
- научить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
- развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа адресована обучающимся 6-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- А.И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. Биология. Неживая природа. 6 класс. А.И. Никишов. Москва. «Просвещение». 2015.
- З. А. Клепинина, Биология, 7 класс, Москва, «Просвещение», 2012. Рабочая тетрадь.
- А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.
- Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. «Биология. Человек». 9 класс. Москва. «Просвещение». 2011. Рабочая тетрадь. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. «Биология. Человек». 9 класс. Москва. «Просвещение». 2016.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуально развития, так как усвоение систематических знаний о природе, окружающем мире, привитие трудовых навыков способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях интерес и бережное отношение к живому.
Программа по предмету разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно (в рамках резервного времени), с сохранением рассчасовки. На предмет в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, разнообразная природоохранная деятельность; поисковый, включая работу с книгой. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся практическим занятиям, экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках могут быть использованы разнообразные наглядные средства обучения (натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции). Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к учебным занятиям. Изучение определенных тем заканчивается практическими работами, что позволяет закрепить изученный материал. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний о живой и неживой природе и реализации этих знаний в настоящем и будущем. Формирование жизненной компетенции обеспечивает развитие отношений с окружающим миром, применение полученных знаний на практике. Развитие компетенций происходит с учетом БУД и практических занятий. Обладая данными компетентностями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «2».
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Обучающиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими;
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы обучающимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными обучающимся).
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила;
- признаки биологических объектов: живых организмов; растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках— значение биологических терминов; в различных источниках— необходимую информацию о живых организмах.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения;
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
- различать грибы и растения;
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках);
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета (курса
8 класс (68 часов)
№ | Основные темы | Кол-во часов | Практическая работа |
I. | Введение | 2 | - |
II. | Беспозвоночные животные | 12 | - |
III. | Позвоночные животные | 54 | - |
Животные
(2 ч в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов.
Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Календарно-тематическое планирование
по _________ биологии______________на 2022-2023 уч. год
Учитель __ Курчавая Галина Владимировна,____________класс _,8 «Б»_
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
всего __32____, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____
Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011.
Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.
№ | Основные темы | Кол-во часов | Дата выполнения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть | 17 | |||
1. | Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. | 1 | 02.09 | |
2. | Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. | 1 | 06.09 | |
Беспозвоночные животные. | 12 | |||
3. | Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). | 1 | 09.09 | |
Черви. | 2 | |||
Дождевые черви. | ||||
4. | Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. | 1 | 13.09 | |
5. | Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | 1 | 16.09 | |
Насекомые | 9 | |||
6. | Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. | 1 | 20.09 | |
7. | Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. | 1 | 23.09 | |
8. | Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. | 1 | 27.09 | |
9. | Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. | 1 | 30.09 | |
10. | Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. | 1 | 04.10 | |
11. | Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. | 1 | 07.10 | |
12. | Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. | 1 | 11.10 | |
Позвоночные животные | 1 | |||
13. | Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). | 1 | 14.10 | |
Рыбы. | 6 | |||
14. | Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. | 1 | 18.10 | |
15. | Речные рыбы (окунь, щука, карп). | 1 | 21.10 | |
16. | Морские рыбы (треска, сельдь). | 1 | 25.10 | |
17. | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 28.10 | |
2 четверть | 14 | |||
18. | Размножение рыб. | 1 | 08.11 | |
19. | Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | 11.11 | |
Земноводные. | 7 | |||
20. | Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. | 1 | 15.11 | |
21. | Внешнее строение лягушки, способ передвижения. | 1 | 18.11 | |
22. | Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 22.11 | |
23. | Размножение лягушки. | 1 | 25.11 | |
24. | Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. | 1 | 29.11 | |
25. | Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. | 1 | 02.12 | |
26. | Значение и охрана земноводных. | 1 | 06.12 | |
Пресмыкающиеся. | 5 | |||
27. | Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение. | 1 | 09.12 | |
28. | Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 13.12 | |
29. | Размножение пресмыкающихся. | 1 | 16.12 | |
30. | Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. | 1 | 20.12 | |
31. | Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. | 1 | 23.12 | |
3 четверть | 21 | |||
Птицы. | 12 | |||
32. | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. | 1 | 10.01 | |
33. | Внутреннее строение. | 1 | 13.01 | |
34. | Размножение и развитие. | 1 | 17.01 | |
35. | Питание птиц. | 1 | 20.01 | |
36. | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | 1 | 24.01 | |
37. | Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. | 1 | 27.01 | |
38. | Хищные птицы (сова, орел). | 1 | 31.01 | |
39. | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | 1 | 03.02 | |
40. | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | 1 | 07.02 | |
41. | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | 10.02 | |
42. | Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. | 1 | 14.02 | |
43. | Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. | 1 | 17.02 | |
Млекопитающие, или звери. | 24 | |||
44. | Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. | 1 | 21.02 | |
45. | Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. | 1 | 28.02 | |
46. | Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. | 1 | 03.03 | |
47. | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. | 1 | 07.03 | |
48. | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. | 1 | 10.03 | |
49. | Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | 1 | 14.03 | |
50. | Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. | 1 | 17.03 | |
51. | Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. | 1 | 21.03 | |
52. | Общие признаки хищных зверей. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. | 1 | 24.03 | |
4 четверть | 17 | |||
53. | Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. | 1 | 04.04 | |
54. | Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. | 1 | 07.04 | |
55. | Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. | 1 | 11.04 | |
56. | Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень. | 1 | 14.04 | |
57. | Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. | 1 | 18.04 | |
58. | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. | 1 | 21.04 | |
59. | Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. | 1 | 25.04 | |
60. | Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. | 1 | 28.04 | |
61. | Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. | 1 | 02.05 | |
62. | Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. | 1 | 28.04 | |
63. | Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. | 1 | 05.05 12.05 | |
64. | Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | 1 | ||
65. | Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. | 1 | 16.05 19.05 | |
66. | Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | 1 | ||
67. | Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. | 1 | 23.05 | |
68. | Обобщающее занятие. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. | 2 | 26.05 30.05 | |
ИТОГО: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
по _________ биологии______________на 2022-2023 уч. год
Учитель __ Курчавая Галина Владимировна,____________класс _,8 «В»_
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
всего __32____, в неделю_____2__всего __36____, в неделю_____2____
Планирование составлено по программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебники А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2011.
Дополнительная литература Рабочая тетрадь. А.И. Никишов. 8 класс. Москва. «Просвещение». 2015.
№ | Основные темы | Кол-во часов | Дата выполнения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть | 17 | |||
1. | Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. | 1 | 02.09 | |
2. | Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. | 1 | 06.09 | |
Беспозвоночные животные. | 12 | |||
3. | Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). | 1 | 09.09 | |
Черви. | 2 | |||
Дождевые черви. | ||||
4. | Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. | 1 | 13.09 | |
5. | Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | 1 | 16.09 | |
Насекомые | 9 | |||
6. | Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. | 1 | 20.09 | |
7. | Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. | 1 | 23.09 | |
8. | Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. | 1 | 27.09 | |
9. | Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. | 1 | 30.09 | |
10. | Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. | 1 | 04.10 | |
11. | Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. | 1 | 07.10 | |
12. | Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. | 1 | 11.10 | |
Позвоночные животные | 1 | |||
13. | Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). | 1 | 14.10 | |
Рыбы. | 6 | |||
14. | Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. | 1 | 18.10 | |
15. | Речные рыбы (окунь, щука, карп). | 1 | 21.10 | |
16. | Морские рыбы (треска, сельдь). | 1 | 25.10 | |
17. | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 28.10 | |
2 четверть | 16 | |||
18. | Размножение рыб. | 1 | 08.11 | |
19. | Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | 11.11 | |
Земноводные. | 7 | |||
20. | Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. | 1 | 15.11 | |
21. | Внешнее строение лягушки, способ передвижения. | 1 | 18.11 | |
22. | Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 22.11 | |
23. | Размножение лягушки. | 1 | 25.11 | |
24. | Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. | 1 | 29.11 | |
25. | Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. | 1 | 02.12 | |
26. | Значение и охрана земноводных. | 1 | 06.12 | |
Пресмыкающиеся. | 5 | |||
27. | Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение. | 1 | 09.12 | |
28. | Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | 13.12 | |
29. | Размножение пресмыкающихся. | 1 | 16.12 | |
30. | Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. | 1 | 20.12 | |
31. | Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. | 1 | 23.12 | |
Птицы. | 12 | |||
3 четверть | ||||
32. | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. | 1 | 10.01 | |
33. | Внутреннее строение. | 1 | 13.01 | |
34. | Размножение и развитие. | 1 | 17.01 | |
35. | Питание птиц. | 1 | 20.01 | |
36. | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | 1 | 24.01 | |
37. | Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. | 1 | 27.01 | |
38. | Хищные птицы (сова, орел). | 1 | 31.01 | |
39. | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | 1 | 03.02 | |
40. | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | 1 | 07.02 | |
41. | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | 10.02 | |
42. | Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. | 1 | 14.02 | |
43. | Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. | 1 | 17.02 | |
Млекопитающие, или звери. | 24 | |||
44. | Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. | 1 | 21.02 | |
45. | Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. | 1 | 28.02 | |
46. | Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. | 1 | 03.03 | |
47. | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. | 1 | 07.03 | |
48. | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. | 1 | 10.03 | |
49. | Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | 1 | 14.03 | |
50. | Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. | 1 | 17.03 | |
51. | Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. | 1 | 21.03 | |
52. | Общие признаки хищных зверей. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. | 1 | 24.03 | |
4 четверть | ||||
53. | Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. | 1 | 04.04 | |
54. | Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. | 1 | 07.04 | |
55. | Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикие свиньи). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. | 1 | 11.04 | |
56. | Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень. | 1 | 14.04 | |
57. | Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. | 1 | 18.04 | |
58. | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. | 1 | 21.04 | |
59. | Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. | 1 | 25.04 | |
60. | Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. | 1 | 28.04 | |
61. | Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. | 1 | 02.05 | |
62. | Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. | 1 | 05.05 | |
63. | Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. | 1 | 12.05 16.05 | |
64. | Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | 1 | ||
65. | Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. | 1 | 19.05 23.05 | |
66. | Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | 1 | ||
67. | Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. | 1 | 26.05 | |
68. | Обобщающее занятие. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. | 1 | 30.05 | |
ИТОГО: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...
Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по математике в 6 классе на 2022-2023 учебный год, учебник под ред.Мерзляка....
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Колягина, 4 часа в неделю....
Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред. Атанасяна, 2 часа в неделю....