РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир внутри и вокруг меня» 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Зорова Ирина Сергеевна

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, психологии и охраны здоровья человека, способ­ствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, раз­витию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_vokrug_i_vnutri_menya.docx86.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бельское

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

                      РАССМОТРЕНО

                             Руководитель  

                             ___________________                                                                                                                    

                                                                                                                   

                             Протокол

                             №    от          .2022 г.

        

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        «Мир внутри и вокруг меня»

                                                                                 8 класс

35 часов, 1 час в неделю

                                                                         

Зорова Ирина Сергеевна

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

2022-2023

 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая характеристика учебного курса

   Создание данной программы связано с переходом на образовательные стандарты второго поколения. Ключевое отличие нового образовательного стандарта - переход к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и формирования компетентностей. Существенное место должны занять метапредметные учебные действия, в том числе личностные универсальные учебные действия.

Ученики должны получить возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения, готовности к самообразованию и самовоспитанию, адекватной позитивной самооценки и Я-концепции, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Для успешной интеграции в современное общество школьникам необходимы умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий, обладание коммуникативной компетентностью.

Формирование УУД учащихся и, как результат, ключевых компетенций осуществляется в том числе на уроках биологии и занятиях внеурочной деятельности.

Глобальными целями школьного биологического образования являются социализация учащихся, приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Биологическое образование призвано обеспечить признание высшей ценностью жизнь и здоровье человека, развитие познавательных мотивов, направленных на изучение собственного организма, овладение методами изучения природы и человеческого организма в частности, формирование интеллектуальных и практических умений, познавательной культуры.

         Согласно новым стандартам биологию в 8 классе изучают в количестве 68 часов в год (2 часа в неделю). Безусловно, для реализации всех задач курса, для формирования УУД, развития ключевых компетенций необходимо дополнительное время. В связи с этим важная роль отводится внеурочной деятельности по предмету.

          Считаю целесообразным рассматривать особенности строения и функционирования нервной ткани, строение нервной системы, особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья школьника взаимосвязаны. Считаю уместным изучение основ психологии как составляющих здорового образа жизни. Знание основ психической деятельности, волевых процессов, коммуникации, способов управления своим поведением способствует формированию личности безопасного типа.

Программа «Мир вокруг и внутри меня» предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения для школьников подросткового возраста 13-15 лет.

Психологические особенности школьников подросткового возраста.

В подростковом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Это самый долгий переходный период который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием, и вхождением во взрослую жизнь».

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы.

Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Копирует любые отношения. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Практически, друг является аналогом психотерапевта.

Актуальность программы

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, психологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Значительное количество занятий отводится на практические работы, тренинги, проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само- и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Практические работы по определению видов памяти, воображения, темперамента, овладение эвристическими приёмами, способами рефлексии, тренинги по общению способствуют формированию у школьников позитивной адекватной самооценки, Я-концепции, учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной компетенций.

Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные тренинги, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологией проектной деятельности.

Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о строении, физиологии нервной системы как материальной основы высшей нервной деятельности; о речи, мышлении, памяти, эмоциях и других компонентах высшей нервной деятельности, обеспечивающих адаптацию человека в социуме, о психическом здоровье человека; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.

Основные идеи программы

Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной Я-концепции. Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.

Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Учёт возрастных особенностей детей.

Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:

  • принцип гуманизации (формирование системы моральных ценностей, реализация права человека на благоприятную среду жизни);
  • принцип научности (достаточный уровень учебной информации);
  • принцип прогностичности (способность прогнозировать условия сохранения здоровья);
  • принцип интеграции (обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся);
  • принцип активной и самостоятельной деятельности (возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта является предпосылкой исследовательской деятельности);
  • принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола);
  • принцип системности (рассматривание вопросов здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы обучения и воспитания:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (акции, выставки, тренинги, экскурсии, практические работы);
  • работа в малых группах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Методы обучения и воспитания:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
  • практические (акции, практические работы);

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Анализ проводимых мероприятий.
  2. Отзывы участников программы.
  3. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.
  4. Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся
  1. Место курса в базисном учебном плане

Содержание внеурочного компонента биологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования биологической грамотности.

Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы биологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в биологических ценностях.

Содержание курса «Человек среди людей» в 8-х классах является важным звеном в системе непрерывного биологического образования.

  1. Результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма;
  • формирование способности к конструктивному повседневному и деловому общению; овладение приемами саморегуляции в стрессовых ситуациях, развитие умения творчески преодолевать конфликты;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами;
  • формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
  • развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
  • формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.

Предметные:

  • формирование и систематизация знаний, учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единицы организма человека; особенностях нервной клетки как основного элемента нервной ткани;
  • актуализация, углубление знаний о строении, значении и функционировании нервной системы;
  • формирование знаний о нервной системе как материальной основе высшей нервной деятельности; о видах ВНД;
  • овладение знаниями о ВНД и методиками определения типов памяти, темперамента, коммуникативных качеств, устойчивости к стрессу;
  • овладение приёмами коммуникации; развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме;
  • овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов).

1.4.        Предполагаемые результаты освоения программы

Учащиеся смогут узнать:

  • компоненты здорового образа жизни;
  • особенности строения и функционирования нервной ткани, нервной системы человека;
  • особенности высшей нервной деятельности человека;
  • типы высшей нервной деятельности и темпераменты;
  • особенности мыслительных процессов, восприятия, памяти;
  • основные нормы социального поведения в обществе;
  • особенности поведения в группе, стили общения;
  • о конфликтах и путях их разрешения;
  • об отношениях между людьми разного пола;
  • социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе,
  • основные правила подготовки к экзаменам;
  • о психическом здоровье личности и профилактике нервных расстройств;
  • меры по укреплению и сохранению здоровья.

Учащиеся смогут научиться:

  • ставить перед собой цели сохранения, формирования и укрепления здоровья;
  • выражать свою точку зрения с позиции формирования и сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья;
  • моделировать условия, комфортные для общения человека;
  • использовать факторы окружающей среды для сохранения и укрепления психического здоровья;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
  • осуществлять простейшие психологические исследования с целью самопознания;
  • различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти;
  • применять навыки межличностной коммуникации;
  • противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам;
  • устанавливать контакты с ровесниками при организации совместной деятельности.

Практический выход деятельности учащихся:

  • создание и защита проектов;
  • создание памяток для учащихся;
  • организация праздников, посвящённых ЗОЖ;
  • участие в тренингах.

  1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (1 час)

Включает в себя занятия по изучению истории развития науки анатомии как части биологии, методов изучения, значения в современном мире. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии. Проводится вводный инструктаж.

Раздел 2. Кирпичики жизни (3 часа)

Включает теоретические и практические занятия по изучению строения нейрона и нервной ткани. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных для развития цитологии. Совершенствуют навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом и выявляют черты различия и сходства у клеток разных тканей. Изучают строение нейрона, виды нейронов, строение нервной ткани.

Содержание учебных занятий способствует дальнейшему формированию у учащихся представлений о клеточном строении организмов, в том числе человека, об особенностях строения, функционирования и значения нервной ткани и нервной системы.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом эпителиальной, мышечной, костной, нервной ткани».

Раздел 3. Я мыслю - значит я существую (14 часов)

Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний об особенностях высшей нервной деятельности человека, её материальной основе, проявлениях, значении для жизни в социуме, для учебной и трудовой деятельности.

Учащиеся познакомятся с понятием «восприятие» (перцепция), важностью этого процесса для ориентации человека в окружающем мире. Получат представление о механизме восприятия, сенсорной адаптации, законах организации восприятия, видах восприятия, иллюзиях восприятия.

Изучение внимания как проявления ВНД, его свойств необходимо школьникам для формирования основных компетенций, в первую очередь образовательной, т. к. концентрация и устойчивость внимания - важные условия достижения успеха в любой деятельности. В ходе практической работы познакомятся с приёмами концентрации внимания, управления вниманием.

Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о памяти, её видах, возможностях, механизмах запоминания, о забывании как психическом процессе. Учащиеся приобретут знания о явлении дежавю, о нарушениях памяти и причинах этого явления. Практические работы помогут учащимся определить свой ведущий тип памяти, приобрести опыт организации запоминания материала. Ребята приобретут навыки правильного запоминания, подготовки к экзаменам.

Работая над проектами «Фантазёры», учащиеся познакомятся с воображением как психическим процессом, особенностями воображения, его связью с мышлением, с понятием о репродуктивном и продуктивном воображении, об опасности эскапизма, связи этого явления с возникновением компьютерной зависимости.

Знакомство с мышлением как феноменом психики будет способствовать формированию образовательной компетенции школьников. Вербальное, образное, символическое мышление, абстрактное мышление, инструменты мышления и его парадоксы - важные составляющие мыслительного процесса, необходимые для приобретения теоретических и практических знаний. Понятие об алгоритме, знание эвристических приёмов будут способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся. Метапредметные навыки учащихся включают способность к рефлексии, т. е. овладение особым навыком, который заключается в умении осознавать направленность внимания, отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли, любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Формирование навыков рефлексивной деятельности предусмотрено на практическом занятии (тренинге).

В данном разделе планируется проведение практических работ и тренингов, работа над проектами и их защита.

Практическая работа «Тест для проверки внимания "Корректурная проба "».

Практическая работа «Тест на определение ведущего типа памяти».

Практическая работа «Исследование опосредованного запоминания».

Практическая работа «Исследование преобладающего типа запоминания».

Практическая работа «Определение типов мышления и уровня креативности».

Тренинговое занятие «Развитие творческого воображения».

Тренинг «Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие».

Защита проектов «Фантазёры».

Раздел 4. Я и другие (5 часов)

Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников об особенностях внутреннего мира человека, эмоциях, темпераменте, характере, способностях и одарённости человека.

В жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную, поэтому знания о них помогут в формировании коммуникативной компетенции, способности к само- и взаимооценке школьников. Учащиеся приобретут знания о физиологии эмоций, их влиянии на психическое и физическое здоровье человека. Формированию положительной Я-концепции поможет знакомство с возрастными этапами жизни человека и особенностями самооценки на каждом этапе, с составляющими понятия «Я».

Для успешной социализации учащихся необходимо овладение ими знаниями о типах ВНД, темпераментах, характере, психологической совместимости, психологических различиях полов, изменении темперамента. Эти знания учащиеся приобретут в процессе работы над проектами «Говорящие черты», «Левые и правые», «Кто я такой», «Наследие предков или заслуга воспитателей?», «Как вырастить гения» и пр. В ходе работы над проектами учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, формируют свою коммуникативную компетенцию, учатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогом. Защита проектов помогает закрепить навыки ведения дискуссии и использования речевых средств для аргументации своих взглядов.

Практическая работа «Определение темперамента подростка».

Практическая работа «Экстраверт или интроверт? Особенности характера».

Защита проектов «Говорящие черты», «Левые и правые», «Кто я такой», «Наследие предков или заслуга воспитателей?», «Как вырастить гения».

Раздел 5. Человек среди людей (8 часов)

Содержание раздела способствует дальнейшему формированию у школьников коммуникативной компетентности и положительной Я-концепции, самосознания и самопринятия через освоение азов психологии общения.

Теоретические знания о значении общения, эффекте присутствия, видах, стилях общения, коммуникативных стратегиях, правилах, этикете общения закрепляются в ходе практических занятий и тренингов.

Изучение материала данного раздела позволит учащимся приобрести знания о барьерах в общении, препятствиях, мешающих нормальным взаимоотношениям, об управлении своими эмоциями и чувствами, о способах и приёмах конструктивного выражения негативных чувств. Поскольку в подростковом возрасте ведущей является коммуникативная деятельность, знание правил эмпатического слушания, приёмов расположения к себе, умение конструктивного разрешения конфликтов актуальны.

Учащиеся приобретут знания, связанные с социально-психологическими особенностями взаимодействия людей в малой группе, необходимые для развития навыков уверенного отказа, овладеют приёмами противостояния давлению.

Практическая работа «Исследование уровня эмпатийных тенденций».

Практическая работа «Ваша коммуникативная толерантность».

Социально-психологический тренинг эффективного общения.

Раздел 6. Самопознание и личностный рост (2 часа)

Содержание заключительного раздела способствует принятию учащимися положения, что самопознание и личностный рост являются составными частями процесса саморазвития, личностного самосовершенствования человека, актуализации и реализации его устремлений, раскрытия внутренних потенциалов.

Тренинг личностного роста для подростков «Пойми себя».

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Практические,

лабораторные

работы

Тренинги

Защита проектов, выставки, сказка и проч.

1.

Введение

1

2.

Кирпичики жизни

4

1

3.

Я мыслю - значит я существую

15

5

2

1

4.

Я и другие

5

2

1

5.

Человек среди людей

8

2

3

6.

Самопознание и личностный рост

2

1

Итого:

35

10

6

2

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература для учителя:

  1. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст] : пособие для учащихся / И. Д. Зверев.-Изд. 2-е, переработанное.—М. : Просвещение, 1978. —239 с.
  2. Коломинский, Я. Л. Человек среди людей [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Изд. 2-е, дополненное. - М.: Молодая гвардия, 1973. - Серия «Эврика».
  3. Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6.
  4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Тушина, И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. - Биология. - 2003. - № 27-28.
  6. Энциклопедия для детей [Текст]: Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав, ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.
  7. Практическая психодиагностика[Текст] :Методики и тесты.  Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.-672с.

Электронные ресурсы:

  1. Azps.ru А.Я. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps/tests/2/tt6.html 
  2. Здоровая тема. Определение темперамента для подростка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ztema.ru/inspect/opredelenie-temperamenta-dlya-podrostkov/ 
  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 
  4. Консультационно-психологический центр «5+5» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://repetitorege.spb.ru/treningi/kurs-vnimanie-i-pamyat/test-vedushei-pamyati 

  1. Леви Владимир Книги онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/levi/ 
  2. Психология счастливой жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera 
  1. Развитие способностей в любом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mironovair.com/sposobnisti/?р=103 
  2. «Эврика» Публичная Библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/%27%27Evrika%27%27/_%27%27Evrika%27%27_J-M_.html 
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=рV8gk2qMDg8 
  4. Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест) http://psycabi.net/testy/635-test-dom-derevo-chelovek

Литература для учащихся:

1.Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст]: пособие для учащихся / И. Д. Зверев. -2-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 1978.- 239 с.

2.Доннер, К. Тайны анатомии [Текст]: пер. с англ. / К. Доннер. - М.: Мир, 1988. - 158 с., ил.

3.Коломинский, Я. Л. Человек среди людей [Текст] / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., дополненное. - М.: Молодая гвардия, 1973. - Серия «Эврика».

4.Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст] / Кристиан де Дюв. - М.: Мир, 1987.

5.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия [Текст] / гл. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Результаты обучения

Л. – личностные

М. – метапредметные

П. - предметные

Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Оборудование

план

факт

Раздел 1. Введение(1час)

1

1

История развития науки анатомии как части биологии, методы изучения. Правила поведения в кабинете биологии.

Л: Понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;        

М: Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека.

П: Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы. Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов).

Фронтальная, работа в парах, групповая. Эвристическая беседа, работа со справочной литературой, просмотр к/презентации

Мультимедиа, к/презентация. Справочники, энциклопедии по биологии

Раздел 2. Кирпичики жизни (3 часа)

2

1

Основа основ - клетка. Особенности строения тканей тела человека

Л: Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение основы живой природы — клетки. Развитие интеллектуальных умений анализа, сравнения, умения делать выводы. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

М: Формирование и развитие компетентности в области ИКТ, умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, энциклопедии, ЭОР) при знакомстве с материалом о нервной ткани и её особенностях, анализ и оценка информации, умение использовать речевые средства в ходе изложения найденной информации. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем в ходе работы с различной литературой и структурирования материала.

П: Актуализация знаний о клетке как основе живых систем; выделение существенных признаков живых объектов на примере процессов, происходящих в клетке; различение на рисунках, таблицах, микропрепаратах частей и органоидов нервной клетки, различных тканей. Усвоение системы научных знаний о строении и функционировании нервной системы человека, головного мозга как основы высшей нервной деятельности.

Фронтальная, работа в парах, групповая. Беседа, работа с энциклопедиями, ЭОР, эвристическая беседа.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом эпителиальной, мышечной, костной, нервной ткани»

Мультимедиа, к/презентация. Справочники по биологии, энциклопедии, рисунки клетки растений и животных. Микроскоп, микропрепараты.

Строение растительной клетки

3

1

Строение нейрона, виды нейронов. Нервная ткань и её особенности

Фронтальная, групповая. Рассказ, показ к/презентации, беседа.

Таблицы, иллюстрации, ЭОР, мультимедиа

Строение и функции нейрона

http://www.yotutube.com/watch?v=0eGAKKuCJDI 

4

1

Нервная система человека. Головной мозг. Кора больших полушарий-основа ВНД.

Работа с ЭОР, рассказ, беседа, работа в парах.

ЭОР, мультимедиа, модели ГМ. Мозг человека http://www.yotutube.com/watch?v=2iqLGS306Q 

Раздел 3. Я мыслю - значит я существую (14 часов)

5

1

Особенности высшей нервной деятельности человека, её материальная основа, проявления, значение для жизни в социуме, для учебной и трудовой деятельности

Л: Формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации в ходе изучения процессов восприятия, познания, памяти, в ходе выполнения практических работ. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Формирование способности к осознанному выбору траектории познавательного процесса с учётом профессиональных предпочтений. Формирование мотивации к познавательной деятельности, направленной на изучение процессов восприятия, мышления, внимания, механизмов запоминания и забывания как условий и основы успешной учебной деятельности и подготовки к итоговой аттестации. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

М: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение работать с различными источниками информации. Развитие умения аргументированно излагать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и работы с партнёром. Уметь самостоятельно планировать своё время и управлять им, осуществлять контроль по результату и способу действия, вносить необходимые коррективы. Способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Развитие ИКТ-компетенции. Овладение основами проектной деятельности. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Способность к само- и взаимоконтролю деятельности, коррекции в ходе деятельности. Умение организовывать и осуществлять рефлексию.

П: Объяснение роли знаний механизмов мыслительных процессов в практической деятельности, жизни в социуме, для осуществления учебной деятельности. Знакомство с понятием «восприятие» (перцепция), важностью этого процесса для ориентации человека в окружающем мире, представление о механизме восприятия, сенсорной адаптации, законах организации восприятия, видах восприятия, иллюзиях восприятия. Приобретение навыков проведения простейших исследований в ходе выполнения практических работ. Формирование первоначальных систематизированных представлений о памяти, её видах, возможностях, механизмах запоминания, о забывании как психическом процессе. Освоение приёмов организации запоминания, эффективной подготовки и итоговой аттестации. Знание основных правил общения и поведения во время тренингов.

Беседа, работа с энциклопедиями, ЭОР, научно-популярной литературой

ЭОР, компьютерная презентация

6

1

Восприятие (перцепция), важность этого процесса для ориентации человека в окружающем мире

Беседа, работа с ЭОР, научно-популярной литературой

Мультимедиа, ЭОР.

Иллюзии восприятия http://www.yotutube.com/watch?v=UFkMc7GXwSg  

7

1

Законы организации восприятия

Беседа, работа с энциклопедиями, ЭОР, научно-популярной литературой. Работа в парах, в малых группах, проведение мини исследования «Иллюзии восприятия»

Мультимедиа, ЭОР, печатные издания

9-10

2

Внимание. Свойства внимания, управление вниманием

Просмотр к/презентации, работа с биологическими справочниками и энциклопедиями Практическая работа «Тест для проверки внимания». Корректурная проба”»

Компьютерная презентация, таблицы для проведения теста

11

1

Память, её виды, возможности, механизмы запоминания, забывание

Эвристическая беседа, работа с различными источниками информации

Мультимедиа, видеотехника, ЭОР, инструктивные карточки Память - её тайны и открытия http://www.yotutube.com/watch?v=iPU3eDAYLcE 

12-14

3

Ведущий тип памяти, запоминание, оперативная память

Фронтальная, групповая.

Практическая работа «Тест на определение ведущего типа памяти». Практическая работа «Исследование опосредованного запоминания». Практическая работа «Исследование преобладающего типа запоминания»

Мультимедиа, к/презентация, энциклопедии, справочники, научно-популярная литература, инструктивные карточки

15

1

Правила запоминания. Как готовиться к экзаменам

Беседа, работа в парах по выработке рекомендаций (коллективный мини-проект «К экзамену готов!»)

Ватман, краски, фломастеры, клей, ножницы, принтер, бумага и пр.

16

1

Воображение, виды и значение. Продуктивное и репродуктивное воображение

Эвристическая беседа, Тренинговое занятие «Развитие творческого воображения»

Инструктивные карточки

17

1

Обязанности воображения, развитие воображения, эскапизм и профилактика компьютерной зависимости

Защита проектов «Фантазёры»

Мультимедиа, компьютерные презентации, материал для стендового доклада

18-19

2

Мышление и его виды. Стили мышления. Решение задач и комплексных проблем

Практическая работа «Определение типов мышления и уровня креативности»

Тест, инструктивные карточки

20

1

Рефлексия и её значение

Тренинг «Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие»

Материалы для проведения тренинга

Раздел 4. Я и другие (6 часа)

21

1

Эмоции и чувства. Основные эмоции

Л: Формирование ответственного отношения к учению, способности, обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма. Формирование положительной Я-концепции.

М: Способность устанавливать целевые приоритеты, формулировать собственное мнение, устанавливать и сравнивать различные точки зрения. Адекватно использовать речь для организации учебного сотрудничества, для решения коммуникативных задач в ходе работы над проектами и при проведении тренингов. Способность эффективно сотрудничать в группе и способствовать продуктивной кооперации. Формирование умения работать с различными источниками информации, анализа и синтеза информации; использование речевых средств при изложении полученной информации; развитие ИКТ-компетенции. Развитие умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, способности выбирать целевые и смысловые установки в своей деятельности по отношению к своему здоровью.

П: Овладение знаниями о ВИД и методиками определения типов темперамента, коммуникативных качеств, устойчивости к стрессу, приобретение знаний о физиологии эмоций, их влиянии на психическое и физическое здоровье человека. Приобретение знаний о способностях и одарённости человека, о типах темперамента, характере, психологической совместимости, психологических различиях полов, изменении темперамента. Знакомство с возрастными этапами жизни человека и особенностями самооценки на каждом этапе, с составляющими понятия «Я». Овладение приёмами коммуникации; развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме

Фронтальная, кооперативно-групповая

Мультимедиа, компьютерная

презентация.

Наши эмоции http://www.yotutube.com/watch?v=Venb53V7gWM 

22

1

Истоки настроения и эмоции. Мотивация

Эвристическая беседа, работа с ЭОР и энциклопедиями

Мультимедиа, компьютерная презентация, ЭОР

23

1

Темперамент и характер. Типы темперамента. Психологические отличия полов

Эвристическая беседа. Работа с ЭОР Практическая работа «Определение темперамента подростка»

Инструктивные карточки, мультимедиа, ЭОР.

Темперамент

http://www.yotutube.com/watch?v=40qcYZdGDmQ 

24

1

Многогранность характера

Практическая работа «Экстраверт или интроверт? Особенности характера»

Инструктивные карточки

24-25

2

Темперамент и характер, значение учета темперамента при организации сотрудничества. Психологическая совместимость

Подготовка и защита проектов «Говорящие черты», «Левые и правые», «Кто я такой», «Наследие предков или заслуга воспитателей?», «Как вырастить гения»

Мультимедиа, компьютерные презентации

Раздел 5. Человек среди людей (8 часов)

26

1

Мир отношений. Эффект присутствия.

Л: Формирование ответственного отношения к учению, способности, обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Освоение социальных норм и правил поведения, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение грамматики отношений, видов и стилей общения, особенностей коммуникативных стратегий, этикета общения.

М: Способность устанавливать целевые приоритеты, формулировать собственное мнение, устанавливать и сравнивать различные точки зрения. Адекватно использовать речь для организации учебного сотрудничества, для решения коммуникативных задач в ходе работы над проектами и при проведении тренингов. Способность эффективно сотрудничать в группе и способствовать продуктивной кооперации. Формирование умения работать с различными источниками информации, анализа и синтеза информации; использование речевых средств при изложении полученной информации; развитие ИКТ-компетенции. Развитие умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, способности выбирать целевые и смысловые установки в совей деятельности по отношению к своему здоровью.

П: Теоретические знания о значении общения, эффекте присутствия, видах. Стилях общения, коммуникативных стратегиях, правилах, этикете общения в ходе практических знаний и тренингов. Знания о барьерах в общении, препятствиях, мешающих нормальным взаимоотношениям, и их влиянии на здоровье человека. Приобретение знаний об управлении своими эмоциями и чувствами, о способах и приёмах расположения к себе, умений конструктивного разрешения конфликтов. Развитие навыков уверенного отказа, овладение приёмами противостояния давлению.

Рассказ, беседа, работа с ЭОР, справочниками

Мультимедиа, к/презентация и другие ЭОР, справочники по психологии

27

1

Виды и стили общения.

Практическая работа «Исследование уровня эмпатийных тенденций»

Инструктивные карточки

28

1

Грамматика отношений. Коммуникативные стратегии.

Практическая работа «Ваша коммуникативная толерантность»

Инструктивные карточки

29

1

Правила общения. Социальная дистанция.

Беседа, работа с различными источниками информации, работа в группах.

Мультимедиа, ЭОР, справочники, научно-популярная литература

30

1

Стратегия конфликта. Поведение в конфликтной ситуации.

Рассказ, беседа, работа с ЭОР, кооперативно-групповая

Мультимедиа, ЭОР, справочники по психологии

31-33

3

Социально-психологический тренинг эффективного общения

Групповая, тренинг

Оборудование для тренинга

Раздел 6. Самопознание и личностный рост (2 часов)

34

1

Личностное самосовершенствование человека

Тренинг личностного роста для подростков «Пойми себя»

Оборудование для тренинга

35

1

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов

Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов,  которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас"

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчита...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...