Система работы педагога
методическая разработка по биологии

Наговицына Наталья Вячеславовна

Описание воспитательной работы через урок биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ Юндинская средняя общеобразовательная школа»

Система работы педагога.

Наговицына Наталья Вячеславовна,

учитель биологии и химии  МБОУ «Юндинская СОШ»,

с. Юнда, Балезинский район, Удмуртская Республика.

2023 г.

Содержание

  1. Введение
  2.  Основная часть
  1. Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся
  2. Нравственное воспитание
  3. Экологическое воспитание
  4. Трудовое воспитание
  5.  Воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  6. Эстетическое воспитание
  1.       Заключение
  2.       Библиографический список

Введение

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на 10 лет вперёд - сажай лес,

Если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

       Я родилась в маленьком, но очень красивом село, с не менее красивым названием - Турецкое. Оно находится на севере Удмуртии. Закончила 11 классов и поступила дальше учиться в сельскохозяйственную академию на агрономический факультет, получила дополнительную специальность – экономист. После окончания вернулась в свое родное село, где проработала два года экономистом. Во время работы, очень часто обращала внимание на школьный двор, который находился в нескольких метрах от колхозной канторы. Там происходили каждый раз какие-то новые события.


В тишине лишь лето прожил -
Школьный дворик шумом ожил,
Он теперь на всю неделю
Не одну родит идею,
Приголубит, приласкает,
И все новости узнает.
Дворик - дети суетятся,
Поделиться всем стремятся…

   (Валентина Скворцова)  

        Жизнь в школе – это постоянное общение, улыбки, смех, иногда слезы и грусть, но это определенно бурная жизнь, кипящая энергией. Поэтому я при первой же возможности поступила в университет, на биологический факультет и вот уже двадцать лет работаю в школе учителем. Не было ни дня, чтобы я пожалела об этом.  Работа учителем сама по себе интересна: каждый день не похож на предыдущий, как не бывают похожими друг на друга дети. Учителя ждут новые «происшествия», новые заботы, новые дела. Для кого-то это может показаться невыносимым: сегодня ты проводишь семинар, завтра организуешь праздник и репетируешь сценки, послезавтра идешь с детьми в поход, а на четвертый день проводишь родительское собрание. Но этот драйв мне по душе. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив. Двадцать лет работы в школе прошли не заметно, из них десять лет я проработала  заместителем директора по воспитательной работе. На данный момент я работаю  учителем биологии и химии, но воспитательную работу я продолжаю вести на своих уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

         Воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.

      Школа сегодня очень сильно отличается от школы XX века: это не дань моде, это новый запрос общества, это другая государственная политика в сфере образования, это новые тенденции в науке. Всего каких-то 10 лет назад мы даже не думали о том, что, например, на своих уроках и в воспитательной деятельности будем использовать компьютерную поддержку, мультимедийные технологии, для контроля успеваемости обучающихся - Интернет, возможности сотовой связи. Поэтому наша задача как педагогов, людей, которые обучают и воспитывают новое поколение, людей будущего, быть если не на два шага вперед, то хотя бы на один происходящих событий, пытаться своими действиями направить новое поколение на постоянное развитие и самосовершенствование. Каждому из направлений воспитательной работы соответствуют мероприятия, проводимые школой, где активное участие принимают как ребята, так и мы - педагоги, а вот участие родителей с каждым годом уменьшается. Такие направления, как гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое не может воспитываться без содействия с семьёй. Основная задача школы, в частности классного руководителя –это работа с родительской общественностью.

        Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Особенно это затрагивает детей с низким уровнем обучения и воспитания.

         Эффективность воспитательной системы школы зависит по крайней мере от четырех факторов:

  • Педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;
  • Сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
  • Родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителей;
  • Окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отношении, так и негативной.

         Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что ее называют «параллельной школой».

         В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают».

         В воспитательной работе в рамках ФГОС мы должны не забывать и учитывать требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.

        Каждый ребёнок, как личность, имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию. Основная воспитательная задача школы – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. И каким бы ученик не был в учёбе – он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Для этого в школе для 9-11 классов нужно обязательно проводить день самоуправления, чтобы ребенок реализовался и почувствовал уверенность, путем проведения урока .

       Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательного учреждения, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

        Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание».

        Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.

        Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания:

создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.

         В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя биологии. Это должен быть биологически образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию.

         Успех в работе учителя, в решении стоящих перед ним образовательных и воспитательных задач зависит прежде всего от его понимания содержания педагогической деятельности, основных его функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания подрастающего поколения.

         Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания.

            К воспитательным задачам учителя биологии относится: возбуждение интереса к изучению биологии, формирование умений и навыков осуществлять профессиональную ориентацию школьников с учётом их склонностей и возможностей, вырабатывать правильное отношение к природе, осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся, переводить знания в убеждения и оказывать, воздействие не только на разум, но и на чувства.

        Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели - всестороннее развитие личности учащихся.

        Для достижения этой цели при о бучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:

1. формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся

2. нравственное воспитание,

3. экологическое воспитание,

4. трудовое воспитание,

5.воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

6. эстетическое воспитание.

 

2. Основная часть.

2.1.  Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся

     Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем.                                             Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.  Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

         Интегрированное обучение - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и биология. Школьный предмет «Биология» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний. Интегрированные уроки это способ формирования у обучающихся  функциональной грамотности. На протяжении нескольких лет в школе проводятся такие интегрированные уроки, как «Реакции окисления и синтеза в процессах метаболизма» интеграция биологии и химии ; «Белки – природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков и их биологические функции» интеграция биологии и химии; «Пищеварение в ротовой полости. Химический анализ слюны» интеграция биологии и химии, (приложение 1); «Возникновение жизни» интеграция биологии, химии, физики, истории; «Модификационная изменчивость интеграция алгебры, биологии; «Экология» интеграция краеведения, физики, географии, биологии и др.

       

        Кроме уроков проводятся интегрированные внеклассные мероприятия, такие как «Всё в твоих рука» - направленное на профилактику ВИЧ и СПИДа, данное мероприятие строится на знаниях учащихся о иммунной системе человека (приложение 2). «Генетика на страже здоровья» - профилактика генетических заболеваний (приложение 3). Капля жизни» урок посвященный памяти трагедии 1-3 сентября в г. Беслан (приложение 4). Вот уже несколько лет подряд проходит районная интеллектуальная игра  «Естествознайка», где ребята показывают не плохие знания по биологии, экологии, химии (приложение 5).

       Конечно же, не возможно представить межпредметные взаимодействия без исследовательских работ, так совместно с местным краеведом, учителем начальных классов Чирковой Н.А. была написана исследовательская работа «Перспективы производства пихтового масла» в этой работе описывается история д. Артемьево Балезинского района, где во время Великой Отечественной войны был завод по производству пихтового масла. Ребята изучили процесс производства пихтового масла и предлагают  возможные перспективы возрождения этого производства, работа была опубликована в журнале «Вордскем кыл» (приложение 6). Еще одной исследовательской работой была работа в течении нескольких лет на пришкольном участке «Выращивание овощей (картофеля, капусты, моркови, свёклы, лука) по методу Миттлайдера», метод основан на том, что в основе его лежат знания о фотосинтезе, свои наблюдения, расчеты и анализ ребята оформили виде исследовательской работы и изложили на школьной научно-практической конференции (приложение 7). Село Юнда, в котором я работаю уже много лет, очень старое, ему уже около 400 лет. Оно богато своей историей, людьми, которые проживают там и  вековыми деревьями. Одно из таких деревьев стало объектом исследовательской работы учащихся 7 класса, которые после изучения темы «Покрытосеменные растения» решили найти самое большое и старое дерево в селе, изучить его особенности и историю. Таких деревьев оказалось очень много, но самое толстое имело обхват 4,2 метра. Результаты исследования были опубликованы в районной газете «Вперед» (Приложение 8)  

        Результатом своей работы считаю, то что выпускники, которые сдают экзамены по биологии и химии поступают высшие учебные заведения:

2003 г.

Медакадемия, г. Ижевск

2004 г.

Медакадемия, г. Ижевск

2005 г.

Фармакадемия, г. Пермь

2009 г.

УдГУ, биологический факультет

2009 г.

Фармакадемия, г. Пермь

2014 г.

УдГУ, биологический факультет

2016 г.

Медакадемия, г. Уфа

2017 г.

Медакадемия, г. Ижевск

2017 г

Медакадемия, г. Ижевск

2020 г.

ГГПИ, факультет биологи и информатики

В современных условия занятия нередко приходится проводить в дистанционном формате.  Инновационность дистанционного обучения проявляется в новой специализации преподавателя – тьютора, который осуществляет учебно-методическое обеспечение и решает организационные вопросы, связанные с контролем успеваемости и качеством усвоения учебного материала обучающимися в процессе обучения.

Функции  преподавателя - тьютора:

  • помогает обучающемуся дидактически правильно организовать процесс обучения;
  • мотивирует на эффективное усвоение знаний, умений и навыков;
  • разрабатывает программно-методическое обеспечение;
  • организует и управляет учебным процессом;
  • консультирует обучающихся;
  • контролирует выполнение индивидуальных планов обучения;
  • создает благоприятные для обучения организационно-психологические условия, облегчающие и содействующие эффективному процессу самообразования.

             Дистанционное обучение достаточно трудоемкий процесс, как для учителя, так и для учеников. Для того, чтобы сгладить его, необходимо чтоб занятия были  более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения, которые я осуществляю на платформе Zoom, также достаточно эффективно усваивается учебный материал учащимися на образовательной платформе «Российская электронная школа».

        Для того, чтобы идти в ногу со временем и давать обучающимся качественные знания очень важным моментом является самообразование педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации. Так за последние пять лет мною были пройдены следующие курсы: «Организация внеурочной деятельности по биологии в контексте требований ФГОС»; «Вопросы общей и неорганической химии и методики их преподавания в школьном курсе в соответствии с требованиями ФГОС»; «Формирование функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе школы»; «Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ОО»; «Семь чудес внутреннего я»; «Адаптированные программы в образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования», выезжала на республиканский съезд учителей и преподавателей химии (приложение 9). Участвую ежегодно в большом этнографическом диктанте (приложение 10). Участвовала в районном профессиональном конкурсе педагогов «Открытый урок по ФГОС», где стала дипломантом второй степени (приложение 11).

       Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:

  1. способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  2. даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  3. формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  4. повышает качество знаний учащихся;
  5. повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла;
  6. формирует у учащихся общие понятия биологии; обобщённые умения и навыки: вычислительные, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  7. формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  8. позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  9. расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса биологии и химии на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  10. приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

         Таким образом, Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

        Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему. Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.        

          Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения. Все это повышает качество образовательного процесса.

2.2. Нравственное воспитание

      Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек - это малая часть окружающего мира.

Обучение биологии должно происходить под девизом: "Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью". Воспитание нравственности - одна из важнейших задач школы.

       Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения. В нашей школе ежегодными стали конкурсы кормушек, скворечников. Данный конкурс хорош тем, что в него активно включаются родители. Ведь именно семья своим отношением к жизни, своей моралью закладывает основы нравственного воспитания детей.

    После подведения итогов проводиться праздник «День птиц» -зимой, когда развешиваются кормушки и весной,  когда устанавливаются скворечники на деревьях. Благодаря таким мероприятиям очень удобно вести фенологические наблюдения за птицами. Ребята узнают, как трудно приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем селе из-за отсутствия корма. Да кому придет в голову считать их. В условиях нашего села, мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби - тоже жители Юнды, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются  в нашей помощи, в нашей заботе.

         Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке, выходят на субботники для того, чтобы очистить территорию школы от мусора, собирают макулатуру, а потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.

      Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

    "Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах".

Так говорил Аристотель. Пройдёт время и другой философ - Гегель сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

2.3. Экологическое воспитание

        Самым приоритетным направлением своей работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

     Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

     Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Под экологическим воспитанием школьников в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

       Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. 

      Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

      Для реализации данной задачи в школе проходят различные мероприятия: викторины, конкурсы рисунков, коллажей,  фотографий, которые отражают красоту нашего родного края. К практическим мероприятиям можно отнести трудовые десанты по уборке мусора на берегу реки Юнда, очистке родников, походы с целью обучения ребят навыкам выживания в дикой природе и конечного же бережного отношения к ней. Ребята учатся безопасно разводить костры, утилизировать бытовой мусор, который накапливается после похода и тот мусор, который оставили недобропорядочные отдыхающих.

        В последнее время большое внимание в школе уделяется энергосбережению. В среднем и старшем звене работа по воспитанию культуры энергосбережения проводиться на уроках географии, физики, химии, биологи, ОБЖ, при изучении отдельных тем. В основном в среднем и старшем звене данная воспитательно-просветительская работа   проводится во внеурочное время с целью привлечения внимания к проблеме рационального использования энергии, энергоресурсов и их экономии, к охране окружающей среды. На внеклассных мероприятиях, экскурсиях проводится воспитание экологического сознания у учащихся; навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.  Обращается внимание  школьников к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, к охране окружающей среды. Учащиеся создают памятки по энергосбережению и раздают их местному населению при этом, объясняя как выгодно для них и страны в целом экономить энергоресурсы.

           Образовательный процесс, нацеленный на формирование экологических компетенций школьников, должен быть ориентирован на создание ситуаций и поддержку действий, которые для учащихся имеют практический смысл и могут опираться на жизненный опыт. При этом огромное внимание уделяется организации всевозможных практикумов, разработке и реализации ученических проектов, проведении мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.

"Мы все поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная постоянной цены здоровья. Мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных".

2.4. Трудовое воспитание

           Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Биология занимает одно из ведущих мест в трудовом воспитании школьников. При этом осуществляется ряд учебно - воспитательных задач:

1) политехническое образование на базе усвоения элементарных научных основ биологической промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, здравоохранения;

2) усвоение элементарных знаний о физиологии и гигиене труда;

3) овладение тудовыми умениями и навыками по выращиванию растений, практическими действиями по охране природы;

4) воспитание любви к сельскохозяйственному труду, потребности в активной трудовой деятельности.

          Так, как я по своей первой специальности агроном, а по второй специальности – экономист, кроме того в 2017 году прошла обучение в ГГПИ и получила  дополнительную профессиональную квалификацию по программе «Менеджмент в образовании» (Приложение 12), являюсь заведующей пришкольного участка, использую все знания смежных профессий.  Именно, на пришкольном участке удобно осуществлять трудовое воспитание.

         На учебно-опытном участке школы организованы отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный и производственный отдел. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием,  проведением сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии. Ранней весной проходят субботники по благоустройству школьной территории, в том числе и на участке. Учащие под контролем взрослых сгребают старые листья, учатся делать обрезку плодово-ягодных культур. На участке имеются парники, поэтому возможно раннее получение рассады капусты, цветов. Соблюдение агротехники, а так же своевременный уход, позволяет собрать достаточно хороший урожай, учащиеся видят результат своей работы. Учебно-опытный участок имеет огромное профориентационное значение, именно работая на своих опытных участках, ребята осваивают первоначальные знания по плодоводству, овощеводству, картофелеводству и другим профессиям, которые связаны с сельским хозяйством.

         Таким образом, методологическую основу трудового воспитания школьников в процессе обучения биологии составляет учение о роли труда в возникновении и развитии человеческого общества, о роли трудовой деятельности в нравственном воспитании человека как обязательным социальным условием всестороннего развития личности.

2.5. Воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

      Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.

       Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля и внедрения дифференцированного подхода в обучении. Это должно облегчить учащимся адаптацию к современным условиям социальной среды, к системе образования, к пониманию сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем.

      Цель: формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

     Задачи:

  • воспитание личности, умеющей противодействовать вредным привычкам;
  • воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.

Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю здоровью.

       В младших класса упор делаю на соблюдение режима дня, закаливанию, соблюдению гигиены. Особое внимание уделяется профилактике простудных заболеваний и короновирусной инфекции. Ребята следят за чистотой в классе, по мере необходимости проводят генеральную уборку в классе, проверяют друг у друга, пострижены ли ногти.

        Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности по формированию здорового образа жизни. При изучении каждой темы включаю материал о профилактике заболеваний той или иной системы органов. Обязательно обращаю внимание учащихся на   то, как вредные привычки влияют на формирование систем органов.

        Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Учащиеся пишут доклады, сообщения о вредном влиянии на организм человека курения, наркотиков, алкоголя. Систематически проводятся беседы на уроках и классные часы о вреде курения и других вредных привычек.   В последние годы мною создана агитбригада,  которая пропагандирует здоровый образ жизни. Агитбригада стала постоянным участником  районного конкурса агитбригад «Ради жизни» в рамках районной акции «Выбираю здоровье» подпрограммы «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в муниципальном образовании «Балезинский район» Удмуртской Республики" муниципальной программы «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни населения на 2015-2022 годы», среди образовательных учреждений п. Балезино  (приложение13, 14, 15)                        

      В школьные годы закладывается фундамент здоровья человека. Особенно важным является период полового созревания организма, который связан с подростковым возрастом. В этот период происходят колоссальные как физиологические, так и психологические перестройки организма. В это период психика учащихся очень ранимая, поэтому на свои уроки и внеклассные мероприятия приглашаю узких специалистов, таких как  гинеколог, венеролог, психолог. Где учащиеся могут получить ответы на волнующие их вопросы. Усвоение гигиенических знаний - необходимый элемент подготовки школьников к самостоятельной жизни и труду, к воспитанию детей в семье.

     Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания

2.6. Эстетическое воспитание

        Мы все привыкли к тому, что эстетическое воспитание в школе происходит в лучшем случае в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках изобразительного искусства и музыки. Но ведь и биология в средней школе открывает огромные возможности для эстетического воспитания, для формирования у учащихся художественного вкуса и правильного понимания прекрасного в жизни.

         Могучим средством эстетического воспитания являются непосредственно воспринимаемая учащимися красота растительного мира. На ботанике можно провести ряд экскурсий в мир растений в разные времена года, чтобы учащиеся могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений лесов, лугов, полей. Например: Тема урока «Весенние явления в жизни растений» (экскурсия). Весной цветущий сад бывает наполнен тонким ароматом. Выполнив основную учебную часть, учитель дает детям возможность полюбоваться цветущим садом, а затем проводит биологическую викторину, в которую включает вопросы, заставляющие учащихся вспомнить известные им произведения прозы, поэзии, музыки и живописи, посвященные весенней природе.

     Очень ценным методом эстетического воспитания может стать непосредственное соприкосновение с миром многокрасочных и многообразных живых существ на экскурсиях в природу. Особенно сильное впечатление производят на учащихся весенние орнитологические экскурсии. На таких экскурсиях дети не только видят яркоокрашенных певчих птиц (зяблика, горихвостку, мухоловку-пеструшку, овсянку, синиц и др.), но и слышат в натуре их многозвучное пение. При наличии бинокля учащиеся получают возможность видеть их красивую окраску, что также усиливает эстетические переживания. Много красивого, интересного увидят дети и в зимнем школьном сквере, куда в огромном количестве прилетают разнообразные птицы угостится, из школьных кормушек. Особенно впечатляющи бывают встречи со снегирями. Здесь кормятся и красивые свиристели с хохолками на голове, особенно хороши они на гроздьях красной рябины. На шишках репейника хороши щеглы. В хвойном лесу то и дело слышатся голоса клестов, синиц. Очень часто на старых деревьях возле школы можно увидеть пестрого дятла, услышать его неповторимый стук.

         Хорошим местом для создания красоты своими руками является школьный цветник, где учащиеся сами проектируют будущий цветник, подбирают понравившиеся им цветы, определяются с дизайном цветника, а также подсчитывают, какие необходимы расходы, как рабочего времени, так и материальные средства. С осени они заготавливают семена, а уж весной приступают к возделыванию клумб.

           Как учитель я стараюсь показывать учащимся красоту в поступках людей, привязывая их к красивой жизни. Есть мудрая народная поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Очень важно, чтобы «поступок», «характер» и «судьба» были действительно красивыми.                    

Заключение

       Воспитание –процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной общественной и культурной деятельности. Перед курсом биологии, как и перед любым другим учебным предметом общеобразовательной школы, стоят большие и ответственные задачи, связанные с осуществлением всестороннего воспитания подрастающего поколения.

         Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Для создания у школьника целостного представления об окружающем мире необходимо давать учащимся комплексные знания. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. 

Межпредметные связи, используемые на уроках биологии, помогут доказать взаимосвязь и единство живой и неживой природы. Они позволят провести урок по любой, даже самой удаленной от реальной жизни, теме интересно и актуально, с яркими запоминающимися примерами.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», -  рекомендовал ещё Я.А. Коменский. И в наше время К.Д. Ушинский утверждал, что «знания и   идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности обширный взгляд на мир». 

          Любая система воспитания существует до тех пор, пока востребована в обществе. Трудовое воспитание востребовано на протяжении многих веков, фактически одновременно со становлением человека как члена общества.

Главными задачами трудового воспитания в современной школе являются: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека, накопление опыта по самообслуживанию, навыков учебного труда, опыта профессиональной деятельности.

        Система уроков биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания. Основной задачей преподавателя является подготовка обучающихся к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями.

        В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты "некрасивых" животных или растений, например, обыкновенной жабы, гадюки, кобры, паразитических организмов, хищников, жуков (мертвоедов, навозников и др.). Это объясняется тем, что на уроках учитель не только обращает внимание на внешнюю красоту или иной облик, но и постоянно развивает у учащихся умение видеть скрытую красоту и гармонию - пропорциональность и изящество форм тела, образ жизни, приспособленность организмов к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами, со средой и др. Особенно много такого материала в курсе о животных - красота звуков (пение птиц, шум леса), изящество движений, взаимоотношения с детенышами, брачные игры и пр.

        Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

        Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой, высокой интенсивностью учебного процесса, указывает на необходимость и важность формирования у учащихся школы на уроках и во внеурочной деятельности важнейшей эколого-валеологической компетенции. Очень важно обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья - как важнейшей составляющей целостного педагогического процесса.

         Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому, следует активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формирования научной картины мира.

Притча  «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…

Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость.

Библиографический список

  1. https://infourok.ru/statya-integrirovannoe-obuchenie-na-urokah-biologii-4620695.html
  2. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trudovoe-vospitanie/
  3. https://infourok.ru/statya-esteticheskoe-vospitanie-na-urokah-biologii-3674648.html
  4. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/10/30/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-urokah-biologii-i-vo
  5. https://rosuchebnik.ru/material/vospitatelnaya-sistema-shkoly-ot-kontseptsii-k-voploshcheniyu/
  6. https://pandia.ru/text/80/141/16017.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Система работы педагога - психолога

Формирование позитивного мышления учащихся как технология сохранения психического здоровья ....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

При анализе материалов актуального педагогического опыта педагогов-организаторов подчеркивается слабое владение теорией и методикой диагностики при оценке результативности представленных материалов.Пс...

Описание системы работы педагога

Описание системы работы учителя математики, информатики и физикимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждениясредней общеобразовательной школы № 105 имени М. И. Рунтгородского округа Самар...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...