Рецензия на обобщение педагогического опыта учителя биологии
статья

Джахаева Ирина Абакаровна

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы – создание полноценных и необходимых условий для развития творческой личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции.

           Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социальнообщественную значимость.

        Особенностью обучения биологии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия

на обобщение педагогического опыта учителя географии МБОУ СОШ №1 г. Моздок,  Джахаевой И. А по теме: «Развитие творческой активности учащихся через исследовательскую деятельность на уроках биологии»

         Ирина Абакаровна- замечательный педагог, обладающий знаниями и умениями применять на практике исследовательскую деятельность на уроках биологии. Основным направлением учителя является внедрение исследовательского подхода на уроках биологии , способствующего повышению мотивации и развитию творческой активности учебной деятельности обучающихся.

        Дети на уроках биологии учатся с интересом, без перегрузок, творчески. Разнообразие и интерактивность применяемых форм и методов в учебно-воспитательном процессе дают возможность вовлекать учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.

Обоснование актуальности опыта

           В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы – создание полноценных и необходимых условий для развития творческой личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции.

           Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социальнообщественную значимость.

        Особенностью обучения биологии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский подход.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков.

        Биология - это учебная дисциплина, которая позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины, развивает негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.

Оптимальность и эффективность средств 

Использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов и исследований повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Учащиеся повышают качество знаний по биологии, показывают хорошие результаты внешнего мониторинга, ежегодно выбирают ЕГЭ по биологии и успешно сдают его.

Научная концепция освоения опыта: состоит в формировании творческого мышления  и развитие творческой личности обучающихся, расширение кругозора . Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода и призвана конкретизировать требования к результатам и дополнить традиционное содержание образовательных программ.

В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Необходимость внедрения проектно- исследовательской технологии заключается в том, что она дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Если в содержание образования включается деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждения школьников, то должны меняться и критерии успешности образовательного процесса.

Новизна опыта  заключается в том, что при использовании проектно-исследовательской деятельности в школе может формироваться современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа, с повышенным интересом к учебной и внеурочной деятельности по биологии, способная к дальнейшему самообразованию.

        Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений и навыков. Исследовательская работа для ученика – средство самореализации.

Наличие и целесообразность приложений:

В приложении к опыту работы учителя даны подробные разработки уроков с использованием приемов и методик обучения, что будет полезно и интересно как молодым специалистам, начинающим свою  педагогическую деятельность, так и для остальных учителей, изъявивших желание применить в своей деятельности описанные приёмы интеграции современных образовательных технологий.

Перспективы применения актуального опыта в практике: 

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников. Если мы хотим, чтобы наши ученики научились решать комплексные интеллектуальные задачи, способствующие их наилучшей подготовке к условиям реальной жизни, а не были замкнуты в рамках одной учебной дисциплины, учителям необходимо самим расширять учебные задачи своего предмета, ориентируя его на современные требования.

 Своим опытом по данной проблеме Ирина Абакаровна активно делится  с коллегами, представляя его на заседаниях педсовета и заседаниях методических объединений школьного и муниципального уровней.

Перспективы  применения актуального опыта в практике способствует:

- всестороннему гармоническому развитию личности ребенка

- воспитывает у детей мотивацию к обучению,  способствует повышению

качества знаний обучающихся.

- развитию творческих способностей и мышления учащихся.

- расширяет возможности познавательной и самостоятельной деятельности  с учетом индивидуализации ребенка.

- развитию исследовательских навыков в процессе обучения

- формированию  активной  жизненной позиции в современном обществе.

- формированию информационной культуры не только детей, но и педагога.

Результативность опыта:

Поэтапность проекта, чёткая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетенций позволяет решить основную задачу образовательных учреждений – создание условий для достижения обучающимися определённого уровня образованности, т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельностный опыт. В этом случае обучение выступает как средство решения учебных проблем. В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к познаниям.

Используя в своей работе методы и формы развития способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках биологии, можно сделать выводы о положительных результатах и значении исследовательской деятельности. Такое обучение:

- способствует развитию научного стиля мышления;

- даёт возможность самостоятельно решать проблемные ситуации;

 - формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

- повышает качество знаний;

 - повышает и развивает интерес к предметам гуманитарного и естественно-математического цикла;

- формирует уверенность, в своих силах, что возможно изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

 - расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса биологии на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

- приобщает школьников работать сообща.

При правильной организации исследовательской деятельности обучающиеся самостоятельно решают поставленные перед собою исследовательские задачи, овладевают научным стилем речи. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, юные исследователи и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Обобщение педагогического опыта учителя биологии Конаковой Е.С.

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного ...

Рецензия на обобщение педагогического опыта "Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ"

Рецензия на обобщение педагогического опыта Обоснование актуальности опыта.Актуальность  опыта заключается в том, что в данное время в системе российского образования происходят глубокие, ко...

Рецензия на обобщение педагогического опыта

Рецензия на обобщение педагогического опыта учителя географии МБОУ СОШ №1 г. Моздок, Москалюк С.Н  по теме: «Внеклассная работа по английскому языку как средство активизации познавател...