ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
статья по биологии (8 класс)

Гарифуллина Эльвира Флюровна

Одной из жизненных  вопросов  современного общества и образования является формирование здорового образа жизни,  связанного с загрязнением окружающей  нас среды и продуктов питания, пьянством , наркоманией.   В школьные годы закладывается основа фундаментального  здоровья человека.Очень огромной становится значение курса анатомии, физиологии и гигиены человека в образовании и воспитании школьников.Расписаны какие лабораторные работы и темы уроков формируют у школьников ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Одной из жизненных  вопросов  современного общества и образования является формирование здорового образа жизни,  связанного с загрязнением окружающей  нас среды и продуктов питания, пьянством , наркоманией.    

Общественные  и экономические проблемы, нагрузки, стресс, нездоровые  привычки современного  бытия - все это сказывается на состояние здоровья, не только великовозрастных людей, но и растущего поколения.

О проблемах ухудшения здоровья молодого  поколения в современном мире , медики заявляют  давно. Но многое зависит от типа  жизненного состояния  самого учащегося . В школьные годы закладывается основа фундаментального  здоровья человека и повышается   роль школьной общеобразовательной организации  в укреплении здоровья, в пропаганде здорового образа  жизни. Поэтому очень огромной становится значение курса анатомии, физиологии и гигиены человека в образовании и воспитании школьников.

При формировании мировоззрения о здоровом  образе  жизни (ЗОЖ) необходимы знания о  функции клеток, строения тканей,  анатомии органов, систем органов и организма человека в целом, так же  основы медицинских знаний и применение их на практике.

Одной из задач предмета анатомии человека – расширение и углубление знаний учащихся о сохранения здоровья. В связи с этим учитель биологии должен давать ученикам знания, обучать навыкам общения и поведения, формировать у учащихся основные принципы здорового образа жизни и использовать различные методы и подходы к решению проблемы оздоровления школьников. Особо необходимо уделять внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. В соответствии со школьной  программой немаловажную роль играют проведение лабораторных работ . Таких как: «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия», «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления», «Дыхательные движения», « Изучение строения и работы органа зрения». На уроках биологии темы  из раздела «Человек и его здоровье» близки с основами здорового образа жизни.

Например такие уроки как:

 -Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета  

- Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц  

- Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата  

- Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний  

- Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях

 -Гигиена дыхания. Вред табакокурения.

-Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма
 - Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом

  - Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний

  - Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

  - Заболевания органов мочевыделительной системы и меры предупреждения

  - Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа

  - Нарушения зрения и их предупреждение

  - Гигиена слуха

 - Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья

В конце учебного года учащиеся по желанию готовят проекты по темам связанным со здоровым образом жизни.

Такие работы как:

 - Влияние алкоголя на организм подростка

 - ГМО: пища будущего или риск для здоровья

 - Влияние электронных сигарет на организм человека

 - Влияние алкоголя на организм человека

 - Фас-фуд-вред или польза

 - Влияние гаджетов на  организм человека

 - Недельный мониторинг пищевого статуса моей семьи по нутрициологическим показателям

 - Различные виды курения и его влияние на здоровье человека
- Акустический шум и его влияние на человека

 Ценность работ над проектом заключалась в том,что ученики в знакомстве с материалом, выходили за пределы школьной программы. Каждый развивал умение анализировать и сравнивать объекты, делать выводы. При изучении научно-популярной литературы и материалов школьной программы связанные с ситуациями из жизни  позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья. Выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам. Конечно же  для сохранения  здоровья  каждому современному  подростку  необходимы  полноценные как теоретические так и практические знания, ставшие повседневной нормой жизни для каждого: физические упражнения, упражнения для глаз, закаливание организма, избавление от вредных привычек. Ведь все эти экологические факторы окружающей среды, в которой человек находится: живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье, понижая иммунитет и на его восприимчивость к различным  болезням. Они же позволят  определять , в какой мере каждый из нас способен, стараясь пересмотреть  привычное поведение и приспособиться к каким-либо труднопереносимым условиям среды.

Гарифуллина Э.Ф, учитель биологии, МБОУ «СОШ№33» Набережные Челны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе

Данная презентация посвящена формированию здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время

Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...