Организация учебно-познавательной деятельности на уроке биологии в 6 классе
статья по биологии (6 класс)

В статье рассматривается организация учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит индивидуально-групповая методика, позволяющая успешно реализовать основные требования усовершенствованных ФГОС. Для реализации стандарта предлагается использование различных методик, технологий и приемов. Дается методический комментарий для возможного применения представленных типов урока, в котором предлагается решение задачи направленной на формирование функциональной грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебно-познавательной деятельности на уроке биологии в 6 классе

Чимитова Л.А., учитель биологии

Проблема организации познавательной деятельности учащихся выдвигалась и рассматривалась учеными с давних времен. Многие из них делали попытки разрешить ее, исходя из социально-исторических условий своего времени. «В зависимости от организации учебного процесса деятельность учащегося может быть воспроизводящей (репродуктивной) или творческой (продуктивной)» [5].

Цели учебно-познавательной деятельности заключаются в раскрытии смысла учебно-познавательного процесса и объективно выражают социальную направленность и обуславливают ее конечные результаты. «Социальная направленность учения в основном определяется деятельностью учителя» [8].

Введение обновленных образовательных стандартов предполагает новые подходы к организации учебного процесса. Организуя учебный процесс, учитель определяет, какой вид познавательной деятельности учащихся станет преобладающим и каковы будут цели этой деятельности. В зависимости от этого деятельность учителя и учащихся имеет различную направленность. Анализ методической литературы и школьной практики показали, что эффективность учебного процесса при обучении биологии зависит от организации учебного процесса и умелого рационального сочетания различных форм, методов, средств, в том числе и современных, обучения биологии.

Очень важно определить психолого-педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии.

Процесс модернизации школьного биологического образования, протекающий в последнее десятилетие в России, способствует совершенствованию профессиональной компетенции учителя. Однако в период перехода на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 г. перед учителями биологии возникает ряд проблем, связанных не только с научно-методическим обеспечением образовательного процесса, но и с выбором для реализации ФГОС методической системы обучения и пр. Так анализ работы учителей показывает, что в связи с изменением образовательной парадигмы у них возникает ряд вопросов, касающихся организации учебной деятельности на уроках биологии. Внедрение обновленного ФГОС ОО в процесс обучения биологии в школе предусматривает переход на деятельностную парадигму, которая требует от учителя новых подходов к организации учебной деятельности обучающихся

Однако несмотря на значительное количество исследований по данной проблеме, она еще не нашла своего окончательного решения и вызывает определенные затруднения в практической деятельности учителей. Следует обратить во внимание, что в основу стандартов ФГОС 2010 г. положен системно-деятельностный подход, который успешно реализуется в модели методической системы на основе индивидуально-групповой методике. Известно, что, построение образовательного процессав ней осуществляется с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, предусматривает активную учебно-познавательную деятельность и предполагает самостоятельное добывание знаний. Поэтому, модельможет использоваться для реализации обновленного ФГОС ОО.

В разработанной методической системе хорошо реализуются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования личностным, метапредметным и предметным. Основной задачей современной системы образования является формирование у школьников совокупности универсальных учебных действий [1; 6]. Известно, что они обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность обучения. Учащиеся должны научиться самостоятельно развивать познавательную деятельность: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и ее результаты. В методической системе на основе индивидуально-групповой методики создаются условия для формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов, составляющих содержание современного образования. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали, в том числе, условия организации учебной деятельности.

Рассмотрев принцип создания и применения в практической деятельности на уроках биологии методической системы на основе индивидуально-групповой методике мы пришли к выводу о возможности ее применения в современных условиях в том числе и для реализации усовершенствованного ФГОС ОО. Надо отметить, что методика была разработана В.В. Пасечником и усовершенствована его последователями. Она неоднократно внедрялась и проходила апробацию в Москве, Московской области и регионах. В настоящее время реализуется для организации учебно-познавательной деятельности в шестых классах https://korolev-school10.nethouse.ru/page/1078673 , https://korolev-school10.nethouse.ru/page/1249901

Познавательная деятельность учащихся при данной методике сочетает в себе индивидуальную и групповую формы работы, применяемые на уроках. При индивидуально-групповой организации познавательной деятельности учащихся следует подготовить к осмыслению и восприятию изучаемого материала. Школьникам важно понять, какие знания и умения им необходимо получить в результате самостоятельного изучения определенного материала. А также представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперед. Следовательно, единицей учебного процесса в данном случае является не урок, как при традиционной методике, а целая учебная тема.

Особенность методики состоит в том, что оценивание результатов школьников на четвертом этапе осуществляется как по отдельности (индивидуально), так и совместно в группе (групповая оценка) одновременно. При правильной организации работы учащихся в группе материал темы полностью прорабатывается на уроке, что позволяет исключить домашнее задание как обязательный элемент учебного процесса. Необходимость работы по изучению темы вне урока учащиеся определяют самостоятельно.

Изучение учебной темы по индивидуально-групповой методике проходит в четыре этапа: вводная беседа или лекция, самостоятельная работа учащихся, коррекция и систематизация знаний, контрольно-обобщающий урок [5].

Для того чтобы организовать процесс обучения по предлагаемой модели методической системы, учащихся надо подготовить, а именно сформировать умения организовывать свою деятельность, результативно мыслить и работать с информацией, общаться и взаимодействовать с друг с другом. Необходимо отметить, что формирование у школьников УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных) на начальном этапе индивидуально-групповой методики является важной задачей для учителя биологии, так как это обеспечит в дальнейшей работе возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Таким образом, на подготовительном этапе необходимо научить учащихся приемам самостоятельной работы.

При организации индивидуально-групповой методики важно учесть следующие основные моменты: организация группы, выбор задания для работы в группе, управление работой групп на уроке в течение прорабатываемой темы, наличие обратной связи, контроль и коррекция, обобщение [9].

Хорошо известно, что процесс обучения включает две формы деятельности - это обучающая и обучаемая. Обучающая включает в себя деятельность учителя по организации процесса обучения. Обучаемая - деятельность учащихся в процессе обучения. В процессе обучения деятельность учителя и учащихся неразрывно взаимосвязана. От того, какие цели ставит перед собой учитель и учащиеся, в конечном итоге будут зависеть результаты их деятельности.

Если исходить из данного представления, то деятельность учителя и обучающихся можно построить по следующей структуре: анализ исходной ситуации, планирование работы, организация учебной работы, контроль и коррекция, анализи оценка результатов обучения. Применительно к рассматриваемой нами модели методической системы деятельность учителя и учащихся организуется в соответствии с основными этапами индивидуально-групповой методики.

С введением стандарта деятельность учителя меняется: на передний план выходит организационная, на второй - информационная функция, что хорошо прослеживается в разработаннойсистеме на основе индивидуально-групповой методики. Рассмотрим деятельность учителя и обучающихся в методической системе на основных этапах методики в процессе обучения биологии.

Управление работой групп на уроках по индивидуально-групповой методике осуществляется учителем с помощью устных или письменных инструкций. Учитель инструктирует, опрашивает и дает рекомендации консультантам по выполнению того или иного вида заданий в группе. Таким образом, постоянного прямого контакта учителя с учащимися группы нет. Однако при опросе учащихся в группеучитель непосредственно напрямую контактирует с каждым учеником, что делает процесс общения более личностным, индивидуальным и целенаправленным.

Учителю следует на каждом уроке давать ответный комментарий и озвучивать результаты обучения не только опрашиваемым ученикам или опрашиваемой группе, но и всем группам, присутствующим на занятии. Важность канала обратной связи представляется не только для учителя, но и для учащихся, так как они могут видеть свои успехи и недостатки, оценить свою деятельность, получить советы по ее корректировке. Кроме того, ученики хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

Важное значение имеет вопрос о руководстве деятельностью учащихся в группе. Как показали раннее проводимые исследования, в гетерогенных группах наиболее эффективна работа с одним лидером [5].Поэтому для руководства внутри группы обычно избирается ученик-лидер (консультант) с хорошей или отличной успеваемостью. Консультант контактирует напрямую с каждым учеником из группы и учителем. Он организует работу внутри группы по инструктивной карточке, разработанной учителем, осуществляет опрос учащихся по инструкции и имеет возможность оценивать результаты совместно с учащимися, при необходимости прибегая к помощи учителя.

Обучающиеся настраиваются на предстоящую работу, демонстрируют приобретенные в результате самостоятельной работы предметные знания и способность использовать их на практике, принимают активное участие в оценивании результатов обучения и рефлексии.

Организованная таким образом работа позволяет значительно экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, оказывает положительное влияние на мотивацию и умственное развитие, а также обеспечивает формирование у учащихся зрительных образов, способствует развитию познавательной самостоятельности учащихся, препятствует переутомлению, осуществляет связь теории с практикой.

В разработанной методической системе хорошо реализуются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования личностным, метапредметным и предметным. Важно отметить, что основной задачей современной системы образования является формирование у школьников совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые формируются на протяжении изучаемого курса на всех этапах методической системы.

Важно отметить использование проектной и исследовательской деятельности при внедрении Стандарта 2021г. в урочной ивнеурочной деятельности. Известно, что использование проектной деятельности на уроках биологии обычно вызывает ряд отдельных проблем, из-за которых их применение не всегда приветствуется учителями. Однако это возможно при применении проектной технологии на уроках. Проектная деятельность в обновленных ФГОС ОО является частью программы формирования УУД, основная форма учебной деятельности развивающая УУД, составная часть к предметным результатам, оцениваемая, одно из требований метапредметным результатам обучения. Исследовательской деятельности в новой версии Стандарта 2021 отводится особое место [2; 6].

При реализации требований обновленных ФГОС можно использовать технологию проблемного и проектного обучения, а также критического мышления. Возможен ряд других методик, технологий и эффективных педагогических практик, используемых в обучении биологии. Методические приемы в представленных технологиях могут применяться не только в совокупности, но и отдельно от технологии на различных этапах учебного занятия.

Рассмотрим какие типы уроков можно использовать для реализации учебных занятий при внедрении обновленного ФГОС ООО: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации изученного, урок проверки и оценки знаний и др. Сегодня, для того чтобы спроектировать современное учебное занятие учителю необходимо определить цель, осуществить отбор содержания, спроектировать систему учебных задач, выбрать формы организации учебной деятельности на каждом этапе занятия. Для этого можно использовать следующие этапы: мотивационно-целевой, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, обобщения и систематизации изученного, проверки и оценки знаний, самоконтроль и самооценка, рефлексия учебной деятельности. На каждом этапе учебного занятия осуществляется организация разных видов учебной деятельности, Организация разных форм учебной деятельности, нацеленность на формирование планируемых результатов обучения, а также наличие обратной связи.

Известно, что на всех этапах учебного занятия организуется учебная деятельность, которая представляет собой систему учебных задач. Это может быть информация о каком- то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти. Учебная задача является единица учебной деятельности, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий. Важно отметить, что учебные задачи воплощаются в учебных заданиях. Представляют средство реализации содержания образования и основу деятельности обучающихся.

Учебная задача состоит из целеполагающей части, содержательной части и критерии оценки. Задачи подразделяются на практические и учебные.

Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить, доказать, собрать, проанализировать то-то и др.) и отвечает на вопрос «что нужно делать». Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач. Решение учебной задачи - это средство достижения целей учебной деятельности. Рассмотрим пример практической задачи. Прочитайте текст о культурных растениях. Ответьте на вопросы: Какие культурные растения вам известны? Какова роль культурных растений в жизни человека? Как использует человек культурные растения различных семейств?

Пример учебной задачи. Среди растений, произрастающих в вашей местности, ты встречаешь представителей разных растений (демонстрация фото, видео дикорастущих и культурных растений). Ученые относят эти растения к разным систематическим группам. Изучите материал учебника (другие информационные источники) и установите отличие, на основании которых происходит разделение растений на культурные и дикорастущие. Проанализируйте информацию, представленную в тексте учебника о культурных растениях, и выберите ту, которую можно поместить в справочник.

Введение образовательных стандартов предполагает новые подходы к организации учебного процесса. Использования методик, технологий, приемов, а также различных типов учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности.

  1. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования // Вестник Института образования человека. - 2016. - №1. - С. 13 - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/
  2. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л., 1986. - 79 с.
  3. Коджеспирова Г.М. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ». 2005. - 48с.
  4. Машарова Т.В. Основные положения личностноориентированной модели образования // Сознание-Мировоззрение-Мышление. - Киров, 1998 Вып.3. - С. 137-148.
  5. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис. на соиск. учен. степени д-ра пед. наук: - М., 1994. - 269 с.
  6. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова. - М.: Книга по требованию, 2013. - 401 с.
  7. Скаткин М.Н., Данилов М.А. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
  8. Швырев B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия //Эргономика. Труды ВНИИТЭ. - 1976. - N 10 - С. 68-80.
  9. Хайбулина К.В. Методическая система обучения, основанная на индивидуальногрупповой методике //Биология в школе. - 2015. - №9. - С 26-34.
  10. Хайбулина К.В. XV Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения», г. Москва, 2023г., С.499-503.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....