Открытый урок по биологии Строение и работа сердца
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Смирнова Елена Юрьевна

Открытый урок по биологии Строение и работа сердца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_rabota_serdtsa.docx23.51 КБ
Файл stroenie_i_rabota_serdtsa.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и работа сердца.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.

Задачи:

  1. Общеобразовательные:
  • познакомить обучающихся со строением сердца;
  • раскрыть связь строения сердца с его функциями; 
  • изучить фазы сердечного цикла;
  • дать понятия об автоматизме сердца. 
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
  • работать с рисунками, таблицами моделями;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
  • научить анализировать информацию, делать выводы;
  1. Воспитательные:
  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
  • воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  • формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
  • воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.

Методы обучения: частично – поисковый, работа в парах, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Педагогическая технология: технология проблемного обучения

Оборудование: модель сердца, набор для создания модели сердца (стаканчики, шарики, скрепки и трубочки), набор для демонстрации работы сердца (палочки и баночки), раздаточный материал для закрепления знаний о строении и работе сердца, плакат с сердцем для рефлексии учащихся, презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  1. Расположение сердца.
  2. Форма и внешнее строение сердца.
  3. Сердечный цикл.
  4. Особенности сердечной мышцы
  5. Автоматизм сердца
  1. Закрепление изученного материала.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. О чём эта загадка? И о какой клетке идет речь? (Сердце, грудная клетка).

Правильно. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви.

Почему так говорят: сердце в пятки ушло, принимать близко к сердцу, сердце ёкнуло в груди, сердце не на месте? Предлагать руку и сердце?

Обсуждение с учащимися.

Долгое время сердце традиционно считали вместилищем души и наука о сердце не зря называется кардиология - «кор» с латинского переводится –душа. Еще в древности племена каннибалов считали, что съев сердце врага, получишь его душу и станешь сильнее. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце

  1. Изучение нового материала.

Учитель: «Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».

Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Средняя масса сердца у мужчин – 350 г, у женщин – 250 г. Сердце – “середина”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Последовательное сокращение стенок сердца и особое расположение клапанов обеспечивают одностороннее движение крови. Полый мышечный орган подразделяется на 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердие воспринимают кровь камерами, желудочки выбрасывают ее из сердца в артерии. Правая и левая половины разделены сплошной перегородкой. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (в правой половине трех-, а в левой – двустворчатые). Между легочными артериями и аортой располагаются полулунные клапаны, имеющие форму карманов. В момент расслабления желудочков клапаны заполняются кровью артерии и, растягиваясь, закрывают просвет сосуда, что препятствует возвращению крови сердца.

Задание для учащихся: собрать пазл «Строение сердца», соотнести структуры сердца и их названия (работа в парах).

Физкультминутка: органы кровеносной системы – хлопаем, органы пищеварительной системы – топаем, органы дыхательной системы – мотаем головой, органы нервной системы – пожимаем плечами.

А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

  1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
  2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
  3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.

Задание для учащихся: заполнить таблицу (работа в парах).

Фазы

Направление движения крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Длительность
фазы

Систола предсердий

Из предсердий - в желудочки

Открыты

Закрыты

0,1 сек

Систола желудочков

Из левого желудочка - в аорту.

Из правого желудочка - в лёгочную артерию.

Закрыты

Открыты

0,3 сек

Диастола сердца

Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки.

Открыты

Закрыты

0,4 сек

Вывод: Время работы = времени отдыха

Проводится игра «СЕРДЦЕ» (берется две чашки и палочки, в одной чашке палочки, другая пустая. Нужно передать палочки со скоростью 70 палочек в минуту).

Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца. Сердце — самый мощный в мире «Живой насос» нет аналогов в технике.

Еще факт. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. 

Автоматизм сердца (постановка проблемного вопроса): Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы:

Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание для учащихся: выполнить тестовые задания (индивидуальная работа).

Давайте теперь сделаем модель сердца своими руками (работа в парах).

  1. Домашнее задание:

§ 22, выучить новые термины и понятия.

Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Многоуровневое сердце (100 %, 75 %, 50 % и 25 %) – прикрепляем сердечко, в зависимости от того на сколько процентов тебе понравился урок.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и работа сердца.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.

Задачи:

  1. Общеобразовательные:
  • познакомить обучающихся со строением сердца;
  • раскрыть связь строения сердца с его функциями; 
  • изучить фазы сердечного цикла;
  • дать понятия об автоматизме сердца. 
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
  • работать с рисунками, таблицами моделями;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
  • научить анализировать информацию, делать выводы;
  1. Воспитательные:
  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
  • воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  • формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
  • воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.

Методы обучения: частично – поисковый, работа в парах, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Педагогическая технология: технология проблемного обучения

Оборудование: модель сердца, набор для создания модели сердца (стаканчики, шарики, скрепки и трубочки), набор для демонстрации работы сердца (палочки и баночки), раздаточный материал для закрепления знаний о строении и работе сердца, плакат с сердцем для рефлексии учащихся, презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  1. Расположение сердца.
  2. Форма и внешнее строение сердца.
  3. Сердечный цикл.
  4. Особенности сердечной мышцы
  5. Автоматизм сердца
  1. Закрепление изученного материала.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. О чём эта загадка? И о какой клетке идет речь? (Сердце, грудная клетка).

Правильно. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви.

Почему так говорят: сердце в пятки ушло, принимать близко к сердцу, сердце ёкнуло в груди, сердце не на месте? Предлагать руку и сердце?

Обсуждение с учащимися.

Долгое время сердце традиционно считали вместилищем души и наука о сердце не зря называется кардиология - «кор» с латинского переводится –душа. Еще в древности племена каннибалов считали, что съев сердце врага, получишь его душу и станешь сильнее. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце

  1. Изучение нового материала.

Учитель: «Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».

Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Средняя масса сердца у мужчин – 350 г, у женщин – 250 г. Сердце – “середина”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Последовательное сокращение стенок сердца и особое расположение клапанов обеспечивают одностороннее движение крови. Полый мышечный орган подразделяется на 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердие воспринимают кровь камерами, желудочки выбрасывают ее из сердца в артерии. Правая и левая половины разделены сплошной перегородкой. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (в правой половине трех-, а в левой – двустворчатые). Между легочными артериями и аортой располагаются полулунные клапаны, имеющие форму карманов. В момент расслабления желудочков клапаны заполняются кровью артерии и, растягиваясь, закрывают просвет сосуда, что препятствует возвращению крови сердца.

Задание для учащихся: собрать пазл «Строение сердца», соотнести структуры сердца и их названия (работа в парах).

Физкультминутка: органы кровеносной системы – хлопаем, органы пищеварительной системы – топаем, органы дыхательной системы – мотаем головой, органы нервной системы – пожимаем плечами.

А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

  1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
  2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
  3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.

Задание для учащихся: заполнить таблицу (работа в парах).

Фазы

Направление движения крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Длительность
фазы

Систола предсердий

Из предсердий - в желудочки

Открыты

Закрыты

0,1 сек

Систола желудочков

Из левого желудочка - в аорту.

Из правого желудочка - в лёгочную артерию.

Закрыты

Открыты

0,3 сек

Диастола сердца

Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки.

Открыты

Закрыты

0,4 сек

Вывод: Время работы = времени отдыха

Проводится игра «СЕРДЦЕ» (берется две чашки и палочки, в одной чашке палочки, другая пустая. Нужно передать палочки со скоростью 70 палочек в минуту).

Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца. Сердце — самый мощный в мире «Живой насос» нет аналогов в технике.

Еще факт. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. 

Автоматизм сердца (постановка проблемного вопроса): Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы:

Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание для учащихся: выполнить тестовые задания (индивидуальная работа).

Давайте теперь сделаем модель сердца своими руками (работа в парах).

  1. Домашнее задание:

§ 22, выучить новые термины и понятия.

Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Многоуровневое сердце (100 %, 75 %, 50 % и 25 %) – прикрепляем сердечко, в зависимости от того на сколько процентов тебе понравился урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок на тему "Строение и работа сердца"

В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца».  Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания ...

урок на тему"Строение и работа сердца"

разработка урока и презентация на тему "Строение и работа сердца", биология 8 класс...

Урок биологии «Строение и работа сердца»

Урок биологии 8 класс. Тема урока: «Строение и работа сердца». Урок предусматривает использование приложений: Kahoot и DAQRI: Anatomy 4D...