Разработка урока «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»
учебно-методический материал по биологии (8, 9 класс)

Письменная Лидия Юрьевна

В ходе изучения раздела «Внутренняя среда организма» в курсе биологии «Человек и его здоровье» особое место уделяется изучению типов и механизмов работы иммунитета человека.  Тема очень объемная и достаточно тяжелая для восприятия обучающимися. Поэтому применение игровых технологий может повысить познавательную активность и улучшить восприятие нового материала. Приведенная в данной статье разработка урока, является примером использования игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_pismennaya_l.yu_.docx168.6 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Ю. Письменная

МАОУ СОШ№12 г. Славянска-на-Кубани

Применение игровых технологий на уроках биологии при изучении курса биологии «Человек и его здоровье»

        Игровые технологии являются одним из наиболее привлекательных видов эффективного обучения. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

В ходе изучения раздела «Внутренняя среда организма» в курсе биологии «Человек и его здоровье» особое место уделяется изучению типов и механизмов работы иммунитета человека.  Тема очень объемная и достаточно тяжелая для восприятия обучающимися. Поэтому применение игровых технологий может повысить познавательную активность и улучшить восприятие нового материала. Приведенная в данной статье разработка урока, является примером использования игровых технологий.

Тема урока «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Цели по содержанию:

обучающие: ознакомление учащихся с понятиями иммунитета, его видах и способах формирования; иммунологии.

развивающие: умение делать выводы, использовать дополнительную информацию, развитие у учащихся умения планировать свою деятельность.

воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:  

знать – основные виды иммунитета, способы его формирования. Понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания», знать способы их профилактики.

уметь – отличать искусственный иммунитет от естественного, отличать вакцину от сыворотки, обосновывать необходимость соблюдения правил общественной и личной гигиены.

Метапредметные:

Формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию, проводить сравнение

Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.

Используемая технология: игровые и здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, индивидуальный бланк для заполнения, компьютер, проектор, презентация к уроку, игровые карточки, раздаточный материал.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, организует рабочее место, проверяет подготовленность к уроку. Озвучивает свое имя, правила поведения и особенности проведения открытого урока.

       - Я хочу предложить вам посмотреть на палитру цветов и выбрать тот, который наиболее точно показывает ваше настроение (Слайд «Тест Люшера» ).

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Выбирают цвет настроения, озвучивают ответы.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Наладить контакт с учащимися, мотивировать к плодотворной работе.

Приветствие, Постановка проблемы. На слайде вы видите картинки-ассоциации к сегодняшнему уроку, попробуйте разгадать их смысл и ответьте на вопросы:

- О чём же сегодня на уроке будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какие цели на уроке будут решаться?

 Решают поставленные задачи, отвечают на вопросы.

Формулируют предполагаемую тему урока.

«Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»

Формулируют цель урока: узнать, что такое иммунитет, его виды. Использовать полученные знания на практике.

Личностные УУД 

Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Этап актуализации

Актуализация опорных знаний и способов действий

Определение области «знания – незнания»

- Что нам поможет получить знания о том, чего вы ещё не знаете?

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз.

Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет», где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья.

На слайде вы видите основные понятия, которые помогут нам изучить новую тему, но присмотритесь, они перепутаны, давайте исправим ошибки.

1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы.

2.Формулируют вопросы.

Читают тему урока. Делают предположения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Этап усвоении новых знаний

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий, работ в группах.

– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Кто из вас знаком с правилом 80\20?

1. Защитные барьеры организма, органы иммунной системы.

  • Мы никогда не бываем одиноки, нас окружают миллиарды микроорганизмов, которые постоянно предпринимают попытки проникнуть в наш организм, а некоторые живут с нами на постоянной дружеской основе. Как же наш организм защищается от непрошенных гостей?

Прием «осмысленное чтение» при работе с раздаточным материалом.

  • Давайте узнаем об этом, изучив карточки «Гуморальный и клеточный иммунитет» и работая со слайдом на экране. Сегодня мы разделились на две команды, одна команда - это будущие специалисты по клеточному иммунитету – «Мечниковцы». Вторая команда – специалисты по гуморальному иммунитету «Эрлиховцы».

2. Различают клеточный и гуморальный механизмы иммунитета:

  • Клеточный (уничтожение вредного фактора клетками – фагоцитами и лимфоцитами) Клеточный иммунитет был отрыт И.И.Мечниковым, за что он был удостоен нобелевской премии.

Демонстрация наглядного материала.

  • Гуморальный (уничтожение вредного фактора особыми веществами - антителами). Был открыт немецким врачом Паулем Эрлихом, так же удостоившимся нобелевской премией.

Антигены — это любые чужеродные вещества, которые при попадании в организм вызывают иммунную реакцию.

Антитела - это белки, которые связываются с антигенами и обезвреживают их.

Подходят друг к другу как ключ к замку. Давайте проверим на практике, как это работает.

Физминутка: игра «Антиген-антитело»

Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим легко ли организму подобрать антитела к проникшим антигенам, мне нужен доброволец на роль гуморального иммунитета.

Игра «Слепое узнавание»

  1. Виды иммунитета (работа с бланками)

– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?

– Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.

Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.

Игра «Сортировка». Перед вами конверты с изображениями, ваша задача отобрать те из них, которые подходят тому виду иммунитета, который указан на конверте.

4. Борьба организма с инфекциями.

Известно огромное количество инфекционных заболеваний, я приготовила для вас задания описания, я расскажу известные факты о болезни, а ваша задача угадать её, и не произнося в слух ответ, написать его на листке, по счету 3, покажите мне свой ответ, не забывайте, команды соревнуются между собой.

1)Это самое известное заболевание иммунной системы. Получило распространение после укуса человека больной обезьяной, названо чумой 20 века. Распространяется в кругу наркоманов, людей с болезненной ориентацией, из-за нее погиб известный всем солист группы Квин, Фредди Меркури.

—СПИД .

А кто знает, как можно защититься от болезни в наши дни и как себя вести с больными?

2)Эта болезнь поражала людей в средние века и убивала миллионы, виновниками оказались переносчики-блохи 55 видов, кстати, заражавшиеся от крыс, зайцев, сусликов. Летальность форм легочной, бубонной, кожной составляла 98-100% Сейчас при правильном лечении 5-10%.

 - Чума

Бактерия, вызывающая заболевание обнаружена в конце 19 века, и ученный дал ей свое имя Йерсиния пестис.

3) Палочка- бактерия, поселяющаяся в дыхательных путях человека, унесла жизнь моего двоюродного дяди, он служил на флоте и во время дальнего плавания на корабле оказался больной матрос, через неделю после моего рождения дядя Юра умер, увидев меня перед смертью, только через оконное стекло. Болезнь коварна и очень заразна, заражение происходит воздушно-капельным путем, через общую посуду, одежду. Для проверки иммунитета к этой болезни каждому ребенку через определенный промежуток времени делают пробу (диаскин-тест).

- Палочка Коха – Туберкулез.

Очень известна история создания первого противотуберкулезного санатория на юге России, в зарослях Пицундской сосны и можжевельника. Кто знает какие особые лечебные вещества летают в воздухе в хвойных лесах?

Фитонциды – летучие соединения, выделяемые растениями и способные подавлять рост и развитие бактерий.

4) Эту болезнь называют «Чумой 21 века», ею страдает 95% населения планеты. Многие лишены возможности есть любимые сладости или даже хлеб. Реакция возникает именно на гуморальном уровне, в результате контакта с веществами различной природы, при вдыхании, поедании, касании. Реакция может иметь накопительный характер и доходить до крайнего проявления анафилактического шока.

- Аллергия

Есть ли среди вас такие, кто страдает от аллергии. А что делать, чтобы уберечь себя от этой болезни?

Что помогло человечеству победить большинство инфекционных заболеваний?

История появления прививок.

  • 1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

  • 2. Работают с текстом и схемами раздаточного материала.

Называют органы иммунной системы.

Повторяют топографию расположения органов на собственном теле.

  • Заполняют индивидуальные бланки, но знания добывают, работая в группе.

  • 3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами.

  • Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

  • Работа в группах.
  • 1 группа — естественный иммунитет.
  • 2 группа -искусственный иммунитет.
  • Отчет групп — устные ответы.

Выполняют задания физкультминутки.

Рассказывают о данных заболеваниях

Работают в группах.

Записывают понятия в индивидуальные бланки. Добавляют данные в таблицы.

Выполняют задание, проводят самопроверку.

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми, изучаемой темы:

Работа в группах

  • Каждая группа должна составить рецепт: «Как поддержать свой иммунитет».
  • Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.

  Режим дня.

  • Рациональное питание.
  •  Двигательная активность на свежем воздухе.
  •  Соблюдение личной гигиены.
  •  Хорошее настроение.

Отказ от вредных привычек.

Своевременные прививки

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Работа с индивидуальными бланками.

Выполняют самостоятельно, затем осуществляют взаимопроверку.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  1. Работа по слайду «Тема урока»

Повторяем смысл каждого рисунка в изученной теме.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам).

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся,

  1. Домашнее задание: подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Выбираем палитру настроения, оцениваем активность на уроке, что понравилось, что вызвало затруднение?

Выставляют себе оценку за урок, сдают бланки индивидуальной работы.

Благодарю за сотрудничество!!!

Выбирают цвет настроения, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк к уроку: «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»

  1. Подпишите органы иммунной системы:

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  1. Иммунитет -_____________________________________________________ ________________________________________________________________
  2. Иммунология____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Механизм клеточного иммунитета__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Механизм гуморального иммунитета_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Заполните схему:

Примеры:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Памятка «Как поддержать свой иммунитет»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс

   Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...

Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....

Презентация к уроку «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»

Данная презентация является дополнением к разработке урока по теме "Иммунитет. Иммунитет на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями"...