Научные методы изучения природы
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Саблашева Лада Валерьевна

Урок по биологии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnye_metody_izucheniya_prirody.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

 Биология  Класс: 5- В

Дата: 10.10.2023 г.

Тема урока: «Научные методы изучения живой природы»

Цель урока: формирование представлений о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

Задачи:

- образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы: измерение, наблюдение, эксперимент, описание, сравнение;

- развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение  анализировать, сравнивать, проводить простейшие измерения и эксперименты; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы в группе.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух,умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Тип урока:  изучение нового материала

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, листья растений, плоды.

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент Здравствуйте, уважаемые  5-  классники!  Сегодня на уроке мы с вами рады гостям.
  2. Мотивация

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”  
(демонстрация  опыта с изменением цвета)

  1. Формирование темы  и целей.

Решение ребусов.   (I группа – наблюдение, II группа – измерение, III группа – эксперимент)

  Постановка  темы:      Методы изучения живой природы (Методы изучения биологии)

Постановка целей: Какова цель нашего урока?

- Слова "помощники":

Повторим                           Я повторю

Изучим                               Я узнаю

Узнаем                                Я научусь

Проверим                            Мне пригодится

  • Вывешиваем ватман -  в течение урока мы должны заполнить наш плакат!

   4).Совместное открытие знаний.

Но сначала давайте узнаем, что же такое метод? Как вы думаете, что такое метод? (ученики выдвигают предположения)

МЕТОД – способ познания или исследования; способ достижения цели или решения конкретной задачи.

Например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами.  Какими? (Овощерезкой. Теркой. Ножом) Отлично.    Я предлагаю измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку. (Ножом удобнее)

Результат использования данного метода налицо, ножом удобнее резать на кусочки, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научных методах.

Сегодня на уроке мы познакомимся  с основными методами изучения живой природы.

Задание 1. Прочитайте текст. (раздать инструктивные карточки. )Работа в  группах

Метод (от греческого «методос» - способ познания) – путь исследования.

Одним из самых первых методов, которыми стал пользоваться ещё первобытный человек. Что он делал? Правильно, наблюдал.  Первый метод -  наблюдение. Знания, полученные при наблюдении за окружающей природой, люди передавали из поколения в поколение. Наши предки наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

В ходе наблюдения объекта или явления человек  вмешивается?(Не вмешивается)

  Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» - являю и «логос»).

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ на поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

I задание. Наблюдение. Просмотр видео (Развитие божьей коровки)

Отвечают на вопросы на карточке.

Карточка 1.

Кто герой фильма?

 Как назовете фильм?

Какой процесс происходил ?

Каким методом биологии вы пользовались?

Вывод:

Мы использовали метод …

Узнали …

II Задание. Измерение. Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры — термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени — часы.

Карточка 2. I группа. «Измерение пальцев рук»

  1. Измерьте длину пальцев каждого члена группы.
  2. Занесите данные в таблицу.
  3. Рассчитайте среднее значение измеренных величин.

 ИМЯ

Орган

Параметр измерения

Размеры измерений, мм

Среднее значение, мм

Больш

Ук

Ср

Без

Миз

Вывод: Самые длинные пальцы у …   Самые короткие пальцы у …..

- какие единицы измерения вы использовали?__________________________

- такой метод изучения природы называется ____________________________

- какое оборудование вы при этом использовали? _______________________

Карточка 2. I группа. «Измерение колец на спиле стебля дерева, лиственницы»

  1. Измерьте  число колец на спилах стебля лиственницы.
  2. Занесите данные в таблицу.
  3. Рассчитайте среднее значение измеренных величин.

Орган

Параметр измерения

Размеры измерений, мм

Среднее значение, мм

 1

 2

3

4

5

Вывод: Самые длинные пальцы у …   Самые короткие пальцы у …..

- какие единицы измерения вы использовали?__________________________

- такой метод изучения природы называется ____________________________

- какое оборудование вы при этом использовали? _______________________

Карточка 2. Инструкция  для 3 группы «Измерение ширины листа комнатного растения».

  1. Измерьте ширину нескольких листьев комнатного растения.
  2. Занесите данные в таблицу.
  3. Рассчитайте среднее значение измеренных величин.

Вид растения

Орган

Параметр измерения

Размеры измерений, мм

Среднее значение, мм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вывод:

- какие единицы измерения вы использовали?__________________________

- такой метод изучения природы называется ____________________________

- какое оборудование вы при этом использовали? _______________________

  1. Физкульминутка 

- А теперь немного отдохнем. Учащиеся встают. 

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!(Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете.(Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете.(Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).

Слегка отдохнули - и снова за дело!

III задание.  Эксперимент.

Эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт) – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе. В лабораториях используют лабораторное оборудование. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений.

 Каждая группа получает инструкционную карту. (Приложение)

Проводят измерения, эксперименты….

Выступление учащихся по проведенной работе.  Зачитываются  выводы.

  1. Закрепление изученного материала. Задания выводятся на доске.

Зачитывают предложения на карточке и   ложат в соответствующий кармашек: «Эксперимент», «Измерение» или «Наблюдение»

Самооценивание на листочках. 

Рефлексия. Чемодан – Мясорубка – Корзина. 

Приложение

Инструкция  для 1 группы  «Растворение сахара в воде»

Ход работы:

  1. Насыпать в стакан 1 чайную ложку сахара.
  2. Налить до половины стакана воды.
  3. Размешать.
  4. Наблюдение: сахар в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. (Подчеркнуть)
  5. Вывод:

- сахар в воде растворим/нерастворим;

- такой метод изучения природы называется ________________________

Инструкция  для 2 группы  « Фильтрование грязной воды»

Ход работы:

  1. Насыпать в стакан 1 чайную ложку песка.
  2. Налить до половины стакана воды.
  3. Размешать.
  4. Провести фильрование. Наблюдение:  песок в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. (Подчеркнуть) После фильтрования вода ______
  5. Вывод:

-  песок в воде растворим/нерастворим;

- такой метод изучения природы называется ________________________

Инструкция  для 3 группы  «Изменение цвета раствора» (с учителем)

Ход работы:

  1. Насыпать в стакан на кончике шпателя марганцовку.
  2. Налить до половины стакана воды.
  3. Размешать.
  4.  Добавить уксусную кислоту, затем перекись водорода. Наблюдение:   марганцовка  растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Цвет раствора ______ После  добавления уксуса ______, после добавления перекиси водорода  ______
  5. Вывод:

- марганцовка в воде растворима/нерастворима;

- такой метод изучения природы называется ________________________

  1. Высота сосны достигает 54 м.

  1. Журавли улетают в теплые края.

  1. Рост растений происходит интенсивнее при внесении в почву удобрений.

  1. Рост ученика 5 класса в среднем 143 см.

  1. Пауки  - хищники, ловят   паутиной мух и других насекомых.

  1. При добавлении йода в клубень картофеля появляется фиолетовое окрашивание.

  1. Площадь класса 60 м2.

  1. В  темном месте растения плохо растут, чем  на подоконнике.

  1. Если поместить мел в уксус – появятся пузырьки.

  1. Масса кита  150 тонн, а длина 33

  1. Осенью дуют сильные ветра, выпадают много осадков.

  1. Соль хорошо растворяется в теплой воде.

  1. Стрижи низко летают – жди дождя.

  1. Температура воздуха на улице сегодня 10 градусов.

  1. Грязную воду очищают фильтрованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

презентация предназначина для 5-х классов...

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Контрольная работа "Научные методы изучения природы. Измерение физических величин"

Контрольная работа по физике для учащихся 7 класса, изучающих физику на углубленном уровне (к учебнику А.А.Пинского, В.Г.Разумовского)...

Урок по биологии в 5 классе: "Научные методы познания природы."

Урок позволяет сформировать:Личностные УУД1.     Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе дост...

Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»

Урок   изучения нового материала. учащиеся знакомяться с  описаьтельным методом в биологии....