урок по биологии "Движение" 6кл
методическая разработка по биологии (6 класс)

Еланцева Анастасия Александровна
Мир живой природы наполнен движением. Чутко реагируя на происходящее во внешней среде, живые организмы приспособились временно изменять свою форму или положение тела в пространстве. Вслед за движущимся на небосводе солнцем открываются и закрываются лепестки цветков, двигаются стада и стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии в воздухе и простейшие в капле воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_dvizhenie.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по биологии в 6 классе

Тема: Движение

Тип урока: Урок – редакция

Цели: Формирование понятия «движение»,  как свойства живых организмов, изучение эволюции органов движения животных, их разнообразие.  Зависимость строения органов движения от среды обитания организма. Выполнение коллективного проекта «Изготовление книги «Движение»

Задачи:

 Образовательные:

 1. Познакомить обучающихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живого. 2. Показать разнообразие способов движения животных. 3. Рассмотреть эволюцию органов движения. 4. Использование знаний о движении животных человеком.

Воспитательная: Показать красоту и целостность природы

Развивающая: Продолжить формирование творческих способностей, умения самостоятельно анализировать материал, выбирая необходимую информацию.

Оборудование: карточки, на которых написаны свойства живых организмов; мыслительный лист с оценочной шкалой; лист с определениями понятия «движение» из физики, математики, из словаря Ожегова, в быту; карточки с определением понятия «движение» из биологии; листы формата А3; клей; иллюстрации; рабочие материалы; ножницы;

Ход урока:       

     Эпиграф: «Движение – это жизнь»

Эмоциональный настрой:

 Мир живой природы наполнен движением. Чутко реагируя на происходящее во внешней среде, живые организмы приспособились временно изменять свою форму или положение тела в пространстве.

Вслед за движущимся на небосводе солнцем открываются и закрываются лепестки цветков, двигаются стада и стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии в воздухе и простейшие в капле воды.

*Давайте вспомним свойства живых организмов (среди свойств ребята называют  - движение, учитель прикрепляет карточки на доску, движение -  выделено) Приложение1

Сегодня речь пойдет о движении.

*Определение понятия «движение»  - работа с листом определений ( «движение» в математике, физике, из словаря Ожегова, в быту)   Приложение2  Обсуждение.

* Работа с Мыслительными листами: Приложение3

1) раздаются карточки с определением  из биологии ( Движение – свойство живых организмов, связанное с перемещением в пространстве организмов или их органов), ребята вклеивают их в Мыслительный лист – задание1

2) выполняется задание 2 из Мыслительного листа: Выбрать из слов глаголы, связанные с передвижением.

На разных уровнях организации живой природы происходят различные двигательные процессы.

Нам необходимо вспомнить уровни организации живой природы, с которыми мы уже знакомы.

*Задание: Подобрать соответствие

Клетка----------движение инфузории

Ткань----------движение сердечной мышцы 

Орган--------движение желудка

Организм----движение птицы

*Дома Вам было дано задание, наглядно проиллюстрировать,   как происходит движение у организмов,(ребята представляют свой проект - макет, аппликация, рисунок, коллаж, модель из пластилина и т.д.), после каждого представления на доску вывешиваются карточки

1. Одноклеточные  --------  жгутики, реснички, ложноножки

2. Дождевой червь  -------  мускулатура

3. Моллюски             -------   мускульная нога, слизь

4. Насекомые           -------   крылья, 3 пары ног

5. Рыбы                      -------   плавники

6. Земноводные     --------    конечности, скелет, мускулатура

7. Пресмыкающиеся  ------  конечности, мышцы, скелет

8. Птицы                    -------  крылья, ноги, мышцы

9. Млекопитающие ------  конечности , скелет, мышцы

Посмотрите, в  развитии органов движения живых организмов в процессе эволюции наблюдаются существенные изменения. С повышением организации животных, усложняются органы движения.

Эволюция – это тоже движение.  

*Работа с Мыслительным листами: задание 3.  Приложение3

Физ. минутка: Мы шагаем, мы бежим, мы летим, мы плывем, мы живем!

*Загадка: Дышит, растет, а ходить не может. Кто это? (растение) – движение растений - небольшое сообщение ученика

*Работа с Мыслительными листами: задание 4. Приложение3

Закрепление: Сегодня мы начинаем издавать книгу «Движение» (учитель показывает готовую обложку книги)

 

Выдаются  листы А3, клей, ножницы, конверты с текстовыми материалами, иллюстрациями, фломастеры.

Работа в парах. Каждая пара оформляет свою страницу по конкретной теме. Из раздаточного материала ребята выбирают необходимый им материал, можно вырезать, наклеивать, рисовать.

Странички скрепляются между собой -  книга готова! На следующих уроках можно дополнить ее главами о том, как передвигаются животные в разных средах обитания.

*Использование знаний о движении животных человеком:

Человек, наблюдая за природой, извлекал для себя необходимые знания, помогавшие ему создавать полезные устройства:

- Русский ученый Жуковский разработал методику расчета подъемной силы крыла самолета на основе изучения полета птиц.

-В Горьковском политехническом институте была разработана снегоходная машина «Пингвин», имитирующая принцип движения пингвинов по рыхлому снегу.

-Японским ученым Тако Инуш создана модель пассажирского парохода «Куренаи Маару» по типу формы головы кита. По сравнению с обычными судами китообразный пароход оказался более экономичным.

-По принципу движения кальмара создано судно, которое движется в противоположном направлении.

-Американская подводная лодка «Скипджек», корпус которой по форме напоминает тунца, имеет более высокую скорость, повышенную маневренность по сравнению с другими подводными судами.

-13 сентября 1960г. – день рождения науки Бионики

*Задание5 из Мыслительного листа. Приложение3

*Дома:  материал учебника, рисунок о движении животных

Приложение1

Свойства живых организмов:

Питание   Дыхание   Обмен веществ   Выделение   Размножение    Рост и Развитие  

Приложение2

Физика: Изменение с течением времени местоположение тела относительно других тел называется Движением

Математика: Движение – это отображение пространства на себе, сохраняющее расстояние между точками.

Русский язык и Литература: (из толкового словаря Ожегова): Движение – изменение положения тела или его частей

В быту: Движение – перемещение кого либо, чего либо

Приложение3

Мыслительный лист

  1. Движение - …

  1. Необходимо выбрать из слов глаголы, связанные с передвижением: Скакать, Звать, Плавать, Спать, Ходить, Дышать, Летать (подчеркнуть)

  1. Почему у разных животных разные  способы передвижения?

  1. Как вы думаете, почему животные более активны, чем растения?
  2. День Рождения Бионики  -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...