Урок-путешествие по теме "Многообразие рыб"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Данный урок проходит в 8 классе с применением технологии проектной деятельности, ИКТ. Для его проведения требуется предварительная подготовка учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_mnogoobrazie_ryb.docx69.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Многообразие рыб»

Тип урока комбинированный

Цель: показать многообразие рыб, изучить признаки классификации рыб, разобрать особенности классов и подклассов рыб.

Задачи.

Познавательные:

  • сформировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки Хрящевых и Костных рыбы, особенности Костистых, Хрящекостных, Кистеперых, Двоякодышащих.

Развивающие:

  • развивать способность самостоятельно отыскивать решения поставленной учебной задачи;
  • развивать мыслительные операции у учащихся, такие как анализ, синтез.

Воспитывающие:

  •  воспитание уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание ответственности за общий результат работы группы,
  • воспитание бережного отношения к видовому разнообразию живых организмов на нашей планете.

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать и объединять  в группы.

Регулятивные: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение объективно оценить свою работу в группе,  работу одноклассника при самопроверке.

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками, слушать мнение одноклассников.

Личностные:  творческое отношение к учебному процессу, повышения интереса к изучаемому предмету.

Ход урока:

№ п/п

Название этапа

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствие.

Сообщения основных этапов урока.

Приветствие.

Повторение материала к сам. работе

2.

Проверка усвоения пройденного материала.

Фронтальная

Что мы знаем о рыбах?

Вспоминают особенности внешнего и внутреннего строения рыб

3.

Изучение нового материала

Фронтальная,        групповая, индивидуальная

Что хотели бы еще узнать о рыбах?

Число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема– как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам? Мы отправляемся с вами в путешествие по рекам и морям РФ, заглянем так же в Средиземное, Красное море, Индийский океан, побываем у берегов Африки, Австралии.

У нас 5 кораблей, каждый моряк заполняет свой судовой журнал, т.е. таблицу (см. приложение 2). Каждой команде в свое время я предоставлю слово. Итак, путешествие начинается…

Учащиеся отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока.

Учащиеся по группам защищают свой проект. Остальные учащиеся в это время заполняют таблицу.

4.

Первичное закрепление материала.

Фронтальная, индивидуальная

Предлагает выполнить задания из ВПР и задания по формированию  функциональной грамотности по теме «Надкласс Рыбы» из приложения 4. Предлагает выполнить задания по теме «Многообразие рыб», из приложения 3.

Учащиеся   выполняют устно задания из ВПР, задания по формированию функциональной грамотности. Затем на листочках выполняют задание на выбор правильных утверждений для проверки усвоения темы данного урока.

5.

Подведение итогов урока.

Индивидуальная, групповая

Организует взаимопроверку выполненных заданий.

Проверяет количество учащихся, справившихся на 5,4,3, не справившихся с работой.

Проверяют ответы одноклассников и выставляют оценку в соответствии с критериями.

6.

Рефлексия

Фронтальная, индивидуальная

Что нового узнали на уроке? Что было самым необычным, интересным?

Свое эмоциональное состояние покажите смайликом.

Отвечают на вопросы устно, рисуют смайлик.

 

Приложение 1.

Информационный проект должен содержать следующие сведения:

  1. Представители данной группы рыб (не менее 5)
  2. Самые интересные, необыкновенные, удивительные виды (3 примера).

Чем они интересны?

  1. Сохраняется ли хорда на протяжении всей жизни? Из какой ткани состоит скелет у взрослых особей (из костной/хрящевой ткани)?
  2. Есть ли жаберные крышки?
  3. Есть ли плавательный пузырь?
  4. Какова форма хвостового плавника?
  5. Какая чешуя? Из какого вещества состоит?
  6. Другие особенности.

Группы формируются за 2 недели до урока по желанию ребят, в составе группы получается 5-6 человек.

1 группа.   Хрящевые рыбы

2 группа.   Хрящекостные рыбы

3 группа.   Костистые рыбы        

4 группа.   Кистеперые рыбы

5 группа.   Двоякодышащие рыбы

Приложение 2.

Признаки сравнения

Хрящевые рыбы

 Костные рыбы

Костистые

Хрящекостные

Кистеперые

Двоякодышащие

Представители

Наличие хорды у взрослых особей

Наличие жаберных крышек

Наличие плавательного пузыря

Форма хвостового плавника

Тип и состав чешуи

Другие особенности

Приложение 3.

1 вариант.

Выберите верные высказывания.

1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы.

2.У большинства рыб обтекаемая форма тела.

3.Акулы и скаты имеют костный скелет.

4. Все рыбы имеют плавательный пузырь.

5. Чешуя у костистых рыб состоит из костной ткани.

6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах.

7. Рыбы – раздельнополые животные.        

8. Все рыбы дышат жабрами, которые у некоторых видов

закрыты жаберными крышками.

9. К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска.

 2 вариант.

Выберите верные высказывания.

1. В пресных водоемах обитают представители Костистых рыб.

2. Акулы должны все время двигаться.

3. Если плавательный пузырь отсутствует, значит рыба относится к Хрящевым рыбам.

4. Чешуя у хрящевых рыб состоит из дентина.

5. От кистеперых рыб произошли Земноводные.

6. Хрящевые рыбы в основном обитают в морях и океанах.

7. Рыбы – раздельнополые животные.

8. У костистых рыб есть жаберные крышки.

9. К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты.

 Приложение 4.

  1. Приведите по три примера рыб, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу. 

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

  1. У животного, изображенного на картинке,

 среда обитания …                 https://bio8-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=58704

 температура тела…

 камер в сердце …          

 развитие …  

дыхание…

        3. Щука и Кот»

«Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял её с собой он на охоту,

Мышей в амбаре половить».

Сможет ли щука жить на суше? Ответ поясните.

Какие особенности строения рыб связаны с водной средой обитания?

К какой группе рыб можно отнести щуку?

Какой тип взаимоотношений между котом и мышью?

          4.Какие последствия для проходных рыб может иметь загрязнение рек?

Используемые технологии: проектной деятельности, критического мышления, ИКТ

Используемые методы: метод проектов, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, эвристическая беседа.

Используемые формы организации деятельности учащихся: фронтальная индивидуальная, групповая.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...