План урока по теме "Витамины и их роль для организма"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

План комплексного урока (биология/химия) по теме "Витамины, их роль для организма". Используется на уроке в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии и биологии

по теме «Витамины»

9 класс

         Зайцев И.Н. – учитель биологии, Маслова С.В. – учитель химии.

   

Цель.  На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся,  обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, актуализировать знания о авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Задачи.

Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов, обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов, показать значимость витаминов для здоровья человека.

Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.

Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.

Тип урока. Урок самостоятельного  изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, инструктивные карточки к проведению опытов,  растворы свежеприготовленных соков апельсина, яблока, капустного рассола, крахмальный клейстер, раствор йода, сухой порошок витамина С, витамины группы В,    витамины А, Д, Е , растительное масло, раствор хлорида железа, раствор брома.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в  группах.

Ход урока

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку (дети распределены по группам по 4 учащихся, позитивный настрой на урок). Сегодня мы проводим необычный урок. Особенность урока заключается в том, что это интегрированный  урок химии и биологии. Знания из одной предметной области «биология» необходимо применить в другом предмете «химия».

2. Подведение к теме урока. Актуализация знаний.

Учитель химии: 

- Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути,  его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”.  Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?  (возможные ответы учащихся)

- Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

– Это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм   быстро утомляется,  снижается иммунитет.

-Сформулируйте тему урока – Витамины  (запись в тетрадь) Слайд 1                                           -Чтобы вы хотели узнать? (О чём мы будем говорить на уроке?) Дети осуществляют целеполагание урока.                                                                                                                     - -И так, что же такое витамины?  Попробуйте дать определение? (варианты ответов учащихся) 

- прочитайте определение в учебнике на стр. 234. Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение в тетрадь.

Работа в тетради

 Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 2

- Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.

Учитель биологии:

- Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей. Рассмотрим с вами историю открытия витаминов (запись в тетрадь)

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

Слайд 3

В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ, выделенного К. Функом вещества, выявил, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. Слайд 4

Учитель химии: 

- В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня  известно около 80 видов.

-Важнейшим признаком классификации является способность витаминов

растворяться в воде или жирах. Запишем схему в тетрадь

Слайд № 5

Витамины


                                      водорастворимые                    жирорастворимые

                                      С, РР, группы В                              А, Д, Е, К

- У вас на столах есть образцы витаминов, какие из них вы бы отнесли к водоростворимым и жирорастворимым.

Учитель биологии:

- Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека,  вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу «Витамины» (работа в группах, обсуждение) Слайд №6  5-7 минут

Название витамина (синоним)

Функции

авитаминоз

симптомы

Суточная потребность

Источники витамина для организма

Витамин С

Витамины группы В

Витамин А

Витамин Д

- Проверка таблицы

Название витамина

Функции

авитаминоз

симптомы

Суточная потребность

Источники витамина для организма

С (аскорбиновая кислота)

Участвует в ОВР, повышает сопротивляемость

50-100 мг

Витамины группы В

Витамин А

Витамин Д

- При  заполнении таблицы вы столкнулись с такими понятиями как авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? Дайте определение этим понятиям (предполагаемые ответы учащихся)

 - Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Наряду с этими понятиями нужно вспомнить еще о таком понятии, как гипервитаминоз (болезни, возникающие при приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы). Это  часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.  Слайд №7-9

Вопросы к учащимся:

1. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном? (В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго)

2. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза? (Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме).

3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то какой витамин будет отсутствовать ? (витамины группы В)

4. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

- Проведем небольшое анкетирование «Есть ли у меня авитаминоз?»

Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

        А – да   Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

        А – да   Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

        А – да   Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

         А – да  Б – нет

5.  Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

         А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

         А – да  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

         А – да  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

         А – да  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

         А – да  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

         А – да  Б – нет

За каждый ответ «А» - 1 балл,  

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

Интерпретация:

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас  следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ   жизни

Учитель химии: 

- Сейчас мы проведём небольшое исследование, чтобы определить, какие витамины входят в состав пищевых продуктов. На ваших столах находится оборудование и пищевые продукты. Обсудите в группах, какое вам потребуется оборудование, и какой будет последовательность ваших действий для доказательства наличия этих веществ.

— А давайте посмотрим на то, что находится у вас на столах в подносах.

— Как мы можем это использовать для решения нашей  задачи урока? Предложите, что надо сделать, чтобы решить эту задачу.

-  Но перед тем, как вы приступите к выполнению лабораторной работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими реактивами.

Инструктивная карточка  Определение витаминов

Опыт 1. Определение pH раствора:

В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.

- Как изменился цвет индикатора?

-  Какой вы можете сделать вывод?

Опыт 2. Определение витамина С.

Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Опыт 3. Определение витамина А.

    В пробирку налейте  1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание

Опыт 5. Определение витамина Д

В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Учитель биологии:

- А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

- Мы уже знаем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм.

- Как вы думаете, от чего зависит сохранность витаминов в продуктах питания? (Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения)

-Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах и что вы запомнили, мы сейчас проверим. Один человек выходит к доске, я буду читать утверждения, а вы, если согласны, ставите «+», несогласны - «-«

Проверочная работа «Какие утверждения верны» (с взаимопроверкой) Слайд №10

  1. Витамины – это органические соединения, выполняющие роль ферментов в организме.
  2. Витамин А относят к водорастворимым.
  3. Витамин С влияет на обмен фосфора и кальция в организме.
  4. Качественной реакцией на определение витамина А - при взаимодействии с FeClз раствор приобретает желто-зеленую окраску.
  5. В основном, почти все витамины синтезируются в нашем организме.
  6. Авитаминозом при отсутствии витамина А является куриная слепота.
  7. Витамин образуется в коже при воздействии ультрафиолетовых лучей.
  8. Черный хлеб – источник витамина С.

Ответы и критерии оценивания на слайде №11

Учитель химии: Слайд №12

Рефлексия

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и обдумайте то, что происходило на уроке.

Оцените свою работу на уроке, работу класса по пятибалльной

системе.

Ответьте на вопросы:

1 .Что вам особенно понравилось на уроке?

2.Каков ваш вклад в урок?

З.Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

4.Что лично для вас значит сегодняшний урок?

Домашнее задание: Слайд №13   

§ 45

Попробуйте составить меню завтрака, опираясь на материал сегодняшнего урока, в котором бы было наибольшее содержание витаминов. 

Учитель химии: Слайд №14

- На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины. Спасибо за внимание и работу!

«Есть ли у меня авитаминоз?»

Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

        А – да   Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

        А – да   Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

        А – да   Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

         А – да  Б – нет

5.  Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

         А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

         А – да  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

         А – да  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

         А – да  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

         А – да  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

         А – да  Б – нет

За каждый ответ «А» - 1 балл,  

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

«Есть ли у меня авитаминоз?»

Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

        А – да   Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

        А – да   Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

        А – да   Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

         А – да  Б – нет

5.  Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

         А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

         А – да  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

         А – да  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

         А – да  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

         А – да  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

         А – да  Б – нет

За каждый ответ «А» - 1 балл,  

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

        

        

Инструктивная карточка:  Определение витаминов

Опыт 1. Определение pH раствора:

В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.

- Как изменился цвет индикатора?

-  Какой вы можете сделать вывод?

Опыт 2. Определение витамина С.

Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Опыт 3. Определение витамина А.

    В пробирку налейте  1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание

Опыт 5. Определение витамина Д

В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Инструктивная карточка:  Определение витаминов

Опыт 1. Определение pH раствора:

В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.

- Как изменился цвет индикатора?

-  Какой вы можете сделать вывод?

Опыт 2. Определение витамина С.

Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Опыт 3. Определение витамина А.

    В пробирку налейте  1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание

Опыт 5. Определение витамина Д

В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Инструктивная карточка:  Определение витаминов

Опыт 1. Определение pH раствора:

В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.

- Как изменился цвет индикатора?

-  Какой вы можете сделать вывод?

Опыт 2. Определение витамина С.

Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Опыт 3. Определение витамина А.

    В пробирку налейте  1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание

Опыт 5. Определение витамина Д

В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира, затем 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их роль в организме человека.

Конспект урока в 8 классе по теме: "Витамины"...

План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"

Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...

Урок Витамины и их роль в организме

Конспект урока " Витамины и их роль в организме" (подробный)...