Методическая разработка урока биологии для 6 класса по теме "Жизнедеятельность клетки"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Кривошей Валентина Юрьевна

Методическая рарзаротка урока биологии по учебнику Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 – 160с (Линия жизни). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Био_6кл_Жизнедеятельность клетки524.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии 6 класс по теме «Жизнедеятельность клетки».

Учебник Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 – 160с (Линия жизни)

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

Образовательные: формирование компетенций по изучаемой теме; развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; подвести учащихся к формированию знаний о   движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни

УУД

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедеятельности клетки».

Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.

Ход урока:

(перед уроком класс делится на 5 групп по 4-5 человек в группе. Можно взять за основу принцип деления на группы по буквам: слово КЛЕТКА. 1 группа – группа К, 2 группа – группа Л, 3 группа – группа Е, 4 группа - группа Т, 5 группа – группа А).

Актуализация знаний

Учитель: Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок. А темой нашего сегодняшнего урока будет ответ на загадку:

Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз, - так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай, кто я? (ответ – клетка).

(Обучающиеся дают ответ на загадку.)

Учитель: Правильно – клетка. Мы сегодня поговорим про процессы, которые происходят в живой клетке. Запишите в тетради тему урока - Жизнедеятельность клетки.

Учитель: А как называется прибор, для изучения клетки?  (ответы обучающихся – микроскоп).  

Я приглашаю к столу двух учеников, которые будут выполнять небольшое практическое задание.

Проверка практических умений

По одному ученику из 1 и 3 группы дается задание настроить микроскоп на малое увеличение. (В это время учитель общается с классом.) Через 2—3 мин по одному ученику из 2 и 4 группы предлагается проверить и оценить качество настройки. После проверки предложить настроить микроскоп на большое увеличение. Далее ученик из 5 группы проверяет качество настройки обоих микроскопов.

Проверка теоретических знаний «Строение клетки»

Фронтальный опрос. Ответьте на вопросы.

  1. Назовите органоиды растительной клетки.
  2. Каковы основные отличия строения животной и растительной клеток?
  3. Какие пластиды вы знаете?
  4. Какова функция хлоропластов?
  5. Какова функция хромопластов?
  6. Какова функция лейкопластов?
  7. За счет каких свойств клеточной мембраны возможен обмен веществ между клеткой и окружающей средой, контакт клеток между собой?

Биологический диктант (раздать ученикам заготовленные бланки для работы в них)

Вставьте пропущенное слово.

  1. ... - структурная и функциональная единица всех живых организмов.
  2. Все ... друг от друга отделены плазматической ... - плотной прозрачной оболочкой.
  3. Живое содержимое клетки представлено ... - бесцветным вязким полупрозрачным веществом.
  4. Важнейшим органоидом клетки является… . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки.
  5. В ядре находится одно или несколько ... .
  6. В растительной клетке имеется три вида ... .
  7. ... имеют зеленую окраску, ... - красную, а ... - белую.
  8. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются ... .

 Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Выполняя лабораторную работу, вы на практике убедились в том, что растения состоят из клеток, рассмотрев некоторые органоиды клеток. Назовите органоиды клетки, которые вы могли видеть под микроскопом. (обучающиеся называют органоиды).

Докажите, что клетка — самостоятельная живая система. (ответы обучающихся)

Перечислите признаки клетки, характерные для живых организмов. (ответы обучающихся)

В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. Одно из важных и наиболее заметных проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. (На доске слайд, демонстрирующий движение цитоплазмы)

Каково значение этого движения?https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/cytoplasmmovements/dvizheniecitoplazmi6.jpg

В цитоплазме протекают различные химические процессы. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ к различным частям клетки. Кроме того, удаляются в вакуоль вещества, выработанные клеткой.

Кроме того, движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. Если в течение некоторого времени следить за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки, позволяющие видеть перемещение бесцветной цитоплазмы. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещенности, уровня обеспечения кислородом и других условий. Если температура повышается или препарат облучают ярким светом, скорость движения увеличивается. При понижении температуры скорость движения уменьшается. В этом проявляется реакция живых клеток на изменение условий окружающей среды.

Учитель:

Ребята, а сейчас я вам предлагаю поработать внутри группы. У вас на столах лежат материалы с дополнительной информацией о процессах, протекающих в клетках (у каждой группы информация о своем процессе).  Вам необходимо самостоятельно изучить предложенный материал, сделать в тетради небольшие комментарии. И через 5 минут каждая группа защитит предложенное свойство живой клетки.  Представители от групп защищают изученную информацию, ребята фиксируют полученные знания в тетрадях.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586f90e508ee1/img21.jpg

1 группа - группа К.  Свойство ПИТАНИЕ.

Клетки питаются, т. е. поглощают различные вещества из окружающей среды, а затем в результате сложных химических реакций эти вещества входят в состав тела самой клетки.

2 группа – группа Л. Свойство  ДЫХАНИЕ.

Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дыхание — сложный химический процесс, в результате окисления питательных веществ дающий клетке энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности. https://prezentacii.org/upload/cloud/19/01/112863/images/screen7.jpg

3 группа – группы Е. Процесс – ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.

Преобразование одних веществ в другие внутри клетки, окисление питательных веществ с выделением энергии при помощи кислорода, поглощенного при дыхании, преобразование этих веществ в другие, пригодные для дальнейшего использования клеткой, и вывод ненужных, «отработанных» веществ называются обменом веществ. Обмен веществ — основное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма в целом. В процессе обмена веществ одни продукты используются клеткой, другие оказываются временно ненужными и откладываются в виде запасных питательных веществ, третьи продукты выводятся во внешнюю среду. Перемещению питательных веществ в клетке способствует движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку, обмен веществом между клетками и удаление из клетки ненужных продуктов обмена веществ возможны благодаря одному очень важному свойству оболочки клетки — избирательной проницаемости мембраны.https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/8/8myDp5xJNeM94k7lj2dRa1uY6BQHOPAzrnvsTChIf/slide-9.jpg

В избирательной проницаемости клеточной мембраны можно убедиться на опыте. (опыт отработать заранее).

На уроке обучающиеся демонстрируют опыт. Для этого понадобятся кусок упаковочной пленки для цветов размером около 5 см в диаметре с крахмальным клейстером и стакан со слабым водным раствором йода. Мешочек с бесцветным крахмальным клейстером опускаем в стакан с водным раствором йода. Через 10—12 мин достаем мешочек из стакана и видим, что содержимое мешочка стало фиолетовым. Произошла реакция крахмала с йодом. Под действием йода крахмал окрашивается в фиолетовый цвет. При этом содержимое стакана осталось прозрачным и цвет его не изменился. На данном опыте мы наглядно убедились, что клеточная мембрана (в данном случае в роли мембраны выступает целлофан) обладает свойством пропускать воду и минеральные вещества и препятствует выхо­ду органических веществ (в данном случае крахмала) из клетки.

4 группа – группа Т. Процесс  РОСТ.  https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596e84234c63c/img7.jpg

Клетки способны расти. Рост клетки происходит за счет растяжения мембраны, а также увеличения вакуоли. По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую. Именно поэтому в старой клетке вакуоль занимает практически все пространство.

5 группа – группа А. Процесс – ДЕЛЕНИЕ.  https://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674251777_papik-pro-p-risunok-delenie-kletki-1.jpg

Важнейшей особенностью жизнедеятельности клетки является способность к делению. Таким образом происходит размножение клеток. Деление клетки — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Закрепление знаний и умений.

 Учитель:

Ребята, вы все –молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте устно ответим на вопросы.

  1. Докажите, что клетка является живым организмом.
  2. Каково значение движения цитоплазмы в клетке?
  3. Что такое обмен веществ?
  4. Назовите одно из важнейших свойств клеточной мембраны.
  5. В чем состоит внешнее различие между молодыми и старыми клетками?

Спасибо за плодотворную, активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"

Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить химический состав...

Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»

Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...

Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»

Целью урока  является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их  функций. Материал урока является основой дл...