Информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей при дистанционном обучении и в режиме ограничения.
материал

Гузовская Алла Николаевна

Текст содержит общую информацию о работе дополнительного образования при дистанционном обучении и в режиме ограничений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2_2020.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО МальчевскийДДиЮ

Информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей при дистанционном обучении и в режиме ограничения.

2020г

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике (даже в режиме ограничений или дистанционного обучения) всегда присутствуют элементы технологии. Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Организация дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности (особенно в режиме ограничений или дистанционного обучения).

Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании (и даже в режиме ограничений или дистанционного обучения)  является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается практически под каждого ребёнка. Дополнительное образование как особый образовательный институт сегодня располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации в режиме ограничений или дистанционного обучения. Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога (В.М. Монахов).

3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

4. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:  как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)  как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей,  как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокий (порой профессиональный), чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным программам. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления - программирование и Интернет-технологии. Безусловно, и то и другое будет модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi-tech(хай – тек: высокие технологии) технологий, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества. Сейчас информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

1. Обучение - это общение ребенка с компьютером.

2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

3. Диалоговый характер обучения.

4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

7. Поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания новых информационных технологий:

Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ребенка и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции педагога компьютер предоставляет:

• источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога и книгу);

• наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

• индивидуальное информационное пространство;

• тренажер;

 • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютервыступает как:

• средство подготовки текстов, их хранения;

• текстовый редактор;

• графопостроитель, графический редактор;

• вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

• средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

• программировании, обучении компьютера заданным процессам;

• создании программных продуктов;

• применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

• игровых программ;

• компьютерных игр по сети;

• компьютерного видео.

Информатизация обучения требует от педагогов и обучающихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

• знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

• знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

• знание современных операционных систем и владение их основными командами;

• знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (NortonCommander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

• владение хотя бы одним текстовым редактором;

• первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

• первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Любая работа с детьми может проходить через мессенджерWhatsApp и мессенджерSkype с подробной инструкцией задания, через социальную сеть Instagram, через платформу для организации аудио и видео конференций (программа ZOOM).  Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

 Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира; • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки или портфолио, где отмечаются достижения и успехи.

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах разного уровня, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.Всё это  является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

В условиях работы в режиме ограничений или дистанционного обучения детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы, или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

Заключение. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

- разбудить активность детей;

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Информационные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности. Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс - строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:  Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения.  Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Принципы проблемного обучения:  самостоятельность обучающихся;  развивающий характер обучения;  интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;  использование дидактических алгоритмизированных задач.

Цели новых информационных технологий:

1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

2. Подготовка личности «информационного общества».

3. Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

4. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, особенным является обучение при ограничительном режиме работыи дистанционном обучении, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.  Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:  применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;  проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новойтехнологии;  научить детей новым методам работы;  оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет–ресурсы.

3. Из опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как двигаться во время публичного выступления"

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как двигаться во время публичного выступления"...

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как взаимодействовать с аудиторией"

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как взаимодействовать с аудиторией"...

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как подготовиться к публичному выступлению"

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как подготовиться к публичному выступлению"...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

Особенности использования технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании

Дистанционное образование –  это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она п...