9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем
план-конспект урока (9 класс)

Трофимова Светлана Николаевна

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_korrektsionnaya_shkola_viii_vida_2.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс     Коррекционная школа VIII вида                                          

СБО                                              

Тема урока: «Российская семья»

Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить  типы  семей. 

Задачи:

Образовательные.

формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;

Коррекционные.

развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы по сопоставлению фактов и умению делать выводы;

Воспитательные.

воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.

Структура  урока.

  1. Орг. Момент
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Актуализация знаний.
  5. Изучение нового материала.

А) Функции семьи;

Б)  Какого типа бывают семьи;

  1. Закрепление.
  2. Итог урока
  3. Д/з

Ход урока.

  1. Орг. Момент. (слайд 1)

Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Садитесь, пожалуйста.

Проверка присутствующих.

Учитель отмечает отсутствующих на уроке.

  1. Введение в тему урока.

Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с очень красивого стихотворения. Послушайте его.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

  1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: Понравилось вам стихотворение? О чём это стихотворение? (Ответы учащихся).  Правильно. Поэтому тема нашего урока так и называется «Российская семья» Запишите тему урока. (Приложение 1) (слайд 2)

Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)

Слово учителя:  (слайд 3) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете не только что такое семья и брак, но и узнаете какую роль, играет семья в жизни человека, т.е. какие  функции выполняет семья, а также узнаем о различных   типах  семьи.

  1. Актуализация знаний.

(слайд 4)

- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)

Молодцы!

Слово учителя: Семья – важнейшая часть жизни любого человека. Благодаря семье мы появились на свет, научились говорить и понимать окружающий мир, в семье мы проводим большую часть своего свободного времени, работаем и отдыхаем, делимся самым сокровенным – тем, о чем нельзя рассказать посторонним людям. Так что же такое семья? Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу: «Семья – это группа людей, связанная отношениями…»  Какими отношениями связана семья?  Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семьи является самым важным?                                                                                                                          «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?» «Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».

Слова учителя: Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или  браке.

Слово учителя:  (слайд 5) Давайте, запишем, что такое семья. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или  браке.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя: Ребята, семьи у всех разные, но функции для любой семьи одинаковые. Функция это роль, которую выполняет семья в жизни человека. Давайте познакомимся с этими функциями.

А) Функции семьи

Слово учителя: (слайд 6)     Репродуктивная.   Запишите  название этой функции.                                                                                                        

Репродуктивная функция решает две основные задачи: первое: это рождаемость, в семье появляются дети. Один, два, три ребёнка.  И второе значение этой функции - воспроизводство населения. Ребята, а как вы понимаете воспроизводство населения? (рождение детей)

Почему функция деторождения так важна для общества?                                - Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло.                                                                                                    Давайте кратко сформулируем и запишем, за что отвечает эта  функция.                                                       (слайд 7)  Репродуктивная ( Рождаемость и воспроизводство населения)

(слайд 8)   Хозяйственно-бытовая.  Запишите  название этой функции.                                                                                                        

Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, а также за  бюджет семьи.                                                                                                                                                                                                                     Давайте кратко сформулируем, что это за функция.                                                                                                                          (слайд 9)  Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)

(слайд 10)    Воспитательная.   Запишите название этой функции.                                                                                                        

Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Развить способности и интересы, характерные именно для этого ребенка.                                                                                                                           Давайте сформулируем, что это за функция.   Запишите.                                                                              (слайд11)  Воспитательная  (воспитание личности ребёнка)                                                                                                        

(слайд 12)  Досуговая функция семьи. Запишите  название этой функции.

Роль этой функции в организации свободного времени.  Чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.        Давайте сформулируем, что это за функция и запишем.                                      

(слайд 13)  Досуговая функция семьи (организация свободного времени)

(слайд 14) Эмоциональная функция семьи

Задача этой функции дарить друг другу любовь, заботу, тепло и внимание.                                                                                          Запишите на своих листах.                                                                                                         Давайте сформулируем, что это за функция                                                                                      (слайд 15) Эмоциональная функция семьи (любовь, поддержка, взаимопонимание)

Слово учителя: Максим,  какие же функции семьи ты сегодня  узнал?  Эмин,  повтори, пожалуйста.

(слайд 16)

Функции семьи:

•Репродуктивная                                                                                                                      •Хозяйственно-бытовая                                                                                                  •Воспитательная                                                                                                                                •Досуговая                                                                                                                 •Эмоциональная  

 Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

Слово учителя:  (слайд 17) Появление новой семьи связано с заключением брака. Брак регистрируется в отделе ЗАГС (запись актов гражданского состояния. Во время регистрации брака в ЗАГСе мужчина и женщина официально объявляют о существовании своей семьи. Только такой брак признаётся в нашей стране действительным. При этом у супругов возникают взаимные права и обязанности, которые находятся под защитой государства, и прописаны в  Семейном кодексе РФ.

Б) Какого типа бывают семьи;

Слова учителя:  (слайд18) Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, сколько детей может быть в семье?                        

Слова учителя: по числу детей семьи бывают многодетные (более 3-х детей),  малодетные, однодетные и бездетные;

Слова учителя: (слайд 19) Перед вами три изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении, кого на втором и, на третьем? Ответ учащихся:

Ответы детей: На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка. На третьем – только супругов.

Слова учителя: Все правильно. Семья, на первом изображении, называется трехпоколенной, как вы считаете почему? (родители, дети и внуки), а семья, на втором изображении – двухпоколенной , почему? (родители и дети).  Семья на третьем изображении – однопоколенная (только супруги). Несколько веков назад в традиционной семье насчитывалось несколько поколений. Родственники жили одной большой семьёй. В 21 веке в современной семье всего два поколения: родители и дети, остальные родственники живут отдельно.

Слова учителя: (слайд 20) В семье может быть разное количество родителей. Представьте, что с первого изображения исчезла мама и остались только папа и его сын. Как будет называться такая семья?                                                                                                                          Ответ учащихся: «Неполная».                                                                                          Слова учителя: Да, неполная. В жизни бывают разные ситуации, и подобные семьи встречаются в нашей стране довольно часто.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 21)

А сейчас мы проведем очень коротенькую игру- физкультминутку.  Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. Садитесь.

Слова учителя. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.

  1. Закрепление.

Слово учителя: Ребята, кто может назвать тему нашего урока. (Российская семья)

Что такое семья?  (Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или  браке).    

- Чем связаны между собой члены семьи?   (родством)                                                                                                                                                       - С чем связано появление новой семьи? (Появление новой семьи связано с заключением брака).

- Под чьей защитой находится семья? (государства)

- Какой документ регулирует семейные взаимоотношения? (Семейный кодекс РФ)

Как называется семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка?  (Трёхпоколенной)

Как называется семья, в которой нет одного из родителей? (неполная)

Ребята, а кто запомнил,  как называется семья,  в которой трое и больше детей? (многодетная)

Как называется семья, в которой живут сын, дочь,мама и папа?  (Двухпоколенной)

- Как называется семья, где нет одного из родителей? (неполная)

Внимательно послушайте и скажите, о какой функции идет речь.    

                                                                                                                                                         1. Было нас с тобою двое...

Появился третий-

Самый лучший, самый славный

Карапуз на свете.

Маленький мальчишка-

Наш родной сынишка!     (репродуктивная)

2. Воспитание ребёнка –

Непростая работёнка,

Нужно научить дитя,

Всем основам бытия.

Чтоб ребёнок одевался,

И в искусстве разбирался,

Знал, что плохо, а что  - нет,

Развивал свой интеллект. (воспитательная)

3. Где-то на белом свете наша семья живет,

Горя и бед не знает, дружною слывет.

Вместе читаем книги, вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!  (досуговая)

4. Мама белье стирает, сын подметает пол,

Папа обед готовит, слушая футбол.

Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.

И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!          (хозяйственно-бытовая)

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!    (эмоциональная)

Слово учителя: Молодцы ребята! Я вижу,  что вы готовы к выполнению самостоятельного задания. Каждый из вас получает лист,  в правом углу подписывает  свою фамилию.

Слово учителя: Перед вами лист с заданиями.  Прочитайте, что надо сделать в первом задании. (слайд 22)

Задание 1.  Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками.  Приложение 2

Это задание мы будем выполнять вместе. Вы видите таблицу. Она у вас на листах, а у меня на экране. В колонке слева перечислены типы семьи. Прочитайте. В колонке справа – состав семьи. Прочитайте.

Ваня, читай первую строчку. Найди правильный ответ в колонке справа.

Настя, прочитай вторую строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.

Эмин, прочитай третью строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.

Павел выполняет задание на четвертой строке.

Прочитай ,Алеша, что получилось в первой строке. Проверяем на экране. И т.д.

(слайд 23)

Задание 2 (Приложение 3) вы будете выполнять самостоятельно, без моей помощи. Перед вами тест из  5-ти  вопросов и нескольких вариантов ответа. Прочитайте вопрос и перед правильным вариантом ответа  в квадратике поставьте галочку. И этот вариант будет считаться правильным ответом.

Проверка. Читай первый вопрос, какой ответ. У всех так? И т.д.

  1. Итог урока.

Какую тему, мы сегодня, с вами изучили? (Российская семья)

Что вы должны были узнать на уроке? (функции семьи, типы семей)

Цель достигнута? (Да)

Молодцы!

Посмотрите на тему урока

- Что мы сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

8. Дом. задание

Определить  в какой семье живешь ты?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».

На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....