Дистанционный урок: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
план-конспект урока

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Дистанционный урок по музыке для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tihaya_moya_mama_dlya_konkursa.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный урок по музыке.

Учитель: Гаподченко Т.А.

Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Класс: 3

   Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок помогает учащимся познакомиться с музыкальной культурой: историей и традициями, творчеством композиторов, художников.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: совершенствовать умение детей выделять, анализировать и сравнивать образы матери в произведениях музыки и искусства.

Задачи:

   вызвать эмоциональный отклик от произведений искусства;

   актуализировать знания о том, что в произведениях музыки и искусства разными средствами выразительности изображен образ матери;

   поработать над текстом песни «Мама»;

   вспомнить о том, как велика роль матери в жизни каждого человека;

   научить анализировать музыкальные произведения и произведения искусства.

   На данном уроке реализовывались задачи формирования УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Регулятивные:

   планирование собственных действий в процессе восприятия музыки;

   осмысленность и обобщенность учебных действий:

   коррекция;

   оценка.

Познавательные:

   поиск и выделение необходимой информации;

   применение методов информационного поиска;

   овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений.

Личностные:

   эмоциональный настрой;

   понимание социальных функций музыки в жизни людей.

   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

   способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

   формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

   Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

   На уроке применялись индивидуальная и фронтальная формы работы.

   На уроке были использованы следующие виды деятельности:

 слушание музыки;

 пение;

 музыкально-пластическое движение;

 арт-терапевтическая деятельность;

 музыкальная импровизация.

   На уроке применялись следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

• объяснительно-иллюстративный;

• наглядно-слуховой;

• частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

• ситуация занимательности;

• сравнение, анализ, обобщение;

• приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности использовались методы:

• словесные;

• наглядные;

• практические

по назначению и дидактическим задачам:

• приобретение и применение знаний;

• формирование умений и навыков;

• повторение.

Средства обучения:

• компьютер;

• компьютерные презентации и музыкальные фрагменты.

Этапы урока:

Вводный этап: организация начала урока.

Основной этап: введение в тему урока, изучение нового материала.

Обобщающий этап: подведение итогов урока, рефлексия.

Заключительный этап: домашнее задание.

   На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.

   Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнен

Ход урока

1.Организационный момент:

   Ребята, добрый день! Давайте поприветствуем друг друга нашей традиционной распевкой и подарим друг другу бодрость и хорошее настроение!

Звучит песня «Здравствуй, утро»

   Сегодня у нас особенный урок – урок-путешествие в сказочный мир любви, доброты, нежности и радости и начать наш урок я предлагаю с прослушивания отрывка песни Валерия Гаврилина.

Прослушивание отрывка песни «Мама»

   Ребята, у вас на столе лежат смайлики, поднимите их те, кому понравилась песня?

   А как она звучала? (тихо, нежно, ласково, с любовью, неторопливо, искренно).

   Ребята, а с каким словом связаны те слова, которые вы перечислили? Да, конечно, они связаны с самым прекрасным словом на земле, МАМА.

   Ребята, а что для каждого слово мама?

   Ребята, а придумайте название для песни, которою мы с вами прослушали?

   А можно ли назвать песню словами припева «Тихая моя, нежная моя, добрая мама!»? –Поднимите зеленые квадратики, кто со мной согласен?

Так и будет звучать тема нашего урока.

На дворе осень, а мы говорим о маме. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

   Ребята, а вы знаете, когда отмечается этот праздник? В конце ноября в нашей стране отмечается добрый праздник, День Матери.

   Сегодня нас ждет встреча с образами матери, которые композиторы запечатлели в своих музыкальных картинках и каждый композитор по – своему показал образ матери.

    Ребята откройте учебник на стр. 43. Посмотрите внимательно, кто изображен на картине В.Васнецова. (Богоматерь с младенцем).

Как мы называем самую главную маму на земле и на небе? (Богородицу)

   А знаете ли вы, что образ Божьей Матери воспевается много тысяч лет. Богородица – это, прежде всего мать, и ее образ воспевают, как вечный символ страдающей матери.

   В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Мы сейчас с вами отправимся в гости к Сергею Рахманинову – русскому композитору, пианисту и дирижеру и прослушаем его духовное произведение о Богородице.

   Задание для вас следующее. Прослушайте произведение «Богородице, Дево, радуйся» и ответьте на вопрос. Как звучит это произведение?

Звучит фрагмент произведения С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

   И как же звучит это произведение? Ребята отвечают

   А кто исполнял это произведение? Один человек или несколько? Как называется коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение?

   Мы продолжаем наше путешествие и сейчас мы отправимся к Францу Шуберту - австрийскому композитору и услышим еще одно произведение, посвященное Божьей Матери. Называется оно - «Радуйся, Мария!».  Но перед прослушиванием взгляните на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Ребята откройте учебник на стр. 41

Кого мы видим в центре?

Кто такая, Мария и откуда она явилась?

Куда направляет свои стопы?

Какие краски, какого цвета больше?

Действие происходит где?

   В центре мы видим женщину с младенцем на руках. Как зовут младенца? (Христос). А имя его матери? (Мария). Действие происходит на небе. «Аве Мария» - «Славься, Мария».

   Попытайтесь определить, в каких красках и звуковых интонациях композитор выразил чувства, чтобы показать образ Марии.

Звучит произведение Ф.Шуберта «Аве, Мария» в исполнении Робертино Лоретти.

   Какие эмоции вы испытали, слушая музыку?

У вас на столах лежит Карточка с табличкой. Нам нужно ее заполнить.

Название произведения

Композитор

Кто исполнял?

Произведение звучит:

   Смотрим – 1 столбик, название произведения, 2 столбик – композитор, 3 столбик – кто исполнял, солист или хор и 4 столбик – как звучало произведение.

   А теперь ребята, посмотрите на экран. На экране правильный вариант. Проверьте свои таблицы, которые вы заполнили и поставьте себе оценку. Поднимите зеленый квадратик, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

   Вы устали? А давайте поиграем. Встаньте и отойдите от экрана компьютера на 2 шага. Предлагаю игру «Словарик музыкальных эмоций». Я называю слова и словосочетания. Если они подходят к нашим произведениям, вы хлопаете в ладоши, если нет – стоите спокойно.

Искренняя радость

Величие

Гнев

Божественная КРАСОТА

Злость

Душевное СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

Любовь – это мама. И нам всегда хочется быть рядом с мамой.

Физминутка

   Давайте представим картинку. Вы стоите на яркой, покрытой цветами, поляне. Рядом журчит ручеёк. Над нами голубое - голубое небо с пушистыми белыми облаками. Светит ласковое солнышко, как наша мама. Представили? А теперь давайте покажем жестами, всё, о чём или о ком я буду говорить:

Как здорово! Солнце проснулось и осветило своим теплом землю. На полянке просыпаются голубые колокольчики и красные тюльпаны. Деревья шелестят своими зелеными ветками. Мы бежим к озеру, смотрим, как плещут волны, видим, как летают красивые бабочки. Птички над нами звонко щебечут. Вокруг всё несёт нам радость и тепло. Как же прекрасен этот мир! Особенно, когда нам улыбается мама.

   Ребята, а вы знаете песенку «От улыбки станет всем светлей»? А такая песня есть с новыми словами. Хотите услышать? Попробуем ее исполнить, но сначала мы распоемся на слогах.

Слова песни на экране.

Ля – ля – ля – ля     ля – ля - ля – ля – ля

Ля – ля – ля – ля     ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля

Лё – лё – лё – лё – лё –лё – лё - лё – лё

Ля – ля – ля – ля - ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля

Диги – диги – диги – ди   Доги – доги – доги – до

Диги – диги – диги – диги   Доги – доги

Ма – ма – ма – ма   Ма – ма – ма

Ми – ми – ми – ми    Ми – ми – ми

Даги – даги – даги – даги - даги – даги

А теперь давайте споем эту песню со словами.

От улыбки мамы день светлей.

От улыбки мамы ярко светит солнце,

На душе становится теплей,

И уходят прочь несчастья и невзгоды

Мама песенку споет

Мама сказочку прочтет

И меня накормит очень, очень вкусно

И смеется громче всех,

Мой услышав звонкий смех

И грустит со мной, когда мне очень грустно

   Молодцы ребята!

   Мы сегодня с вами познакомились с прекрасными произведениями Сергея Рахманинова и Франца Шуберта. Как они называются?

   К кому обращены эти произведения?

   Ребята, а произведение “Богородице, Дево, радуйся” звучало спокойно и радостно или тоскливо и печально? Церковная музыка не признает скорби и печали, она всегда светлая.

   Посмотрите на экран и скажите, кого вы видите? (Образ богоматери), о котором говорили на уроке. Давайте всмотримся ещё раз в этот образ. Одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. Ребята, у вас было домашнее задание нарисовать портреты ваших мам и подготовить сердечки. Покажите их, пожалуйста. А теперь напишите на сердечке пожелание своим мамам (Звучит песня мама) 

   Прикрепите сердечки к портретам мамочек, и Богородица обязательно исполнит вашу просьбу.

   Ребята, наш урок подходит к концу. Ежедневно радуйте своих мам, дарите им подарки и улыбки. Дома выучите песню, слова у вас есть. А на следующем уроке мы запишем для ваших мам музыкальный подарок к празднику. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это доброе слово "Мама"

Классный час, посвященный Дню Матери. Классный час содержит стихи, песни, танцы, сценки....

"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"

Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....

Классный час "Мой добрый ангел - мама! 7-11 класс.

Разработка классного часа для учащихся 7 - 11 классов "Мой добрыый ангел - мама!...

Конспект урока музыки в 3 классе«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Конспект урока музыки составлен в форме технологической карты....

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"

Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»...