Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE
учебно-методическое пособие

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_po_razrabotke_distants._kursa.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ do3.pskgu.ru MOODLE 

 

 Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великие Луки 

 2020


Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE. 

Составитель: Cафонова Л.Ю., нач. УМО филиала ПсковГУ в г. Великие Луки   Псковской области

 


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные требования к дистанционному курсу

2. Методические рекомендации по содержанию структурных элементов курса

  1. Общие сведения о курсе
  2. Аннотация
  3. Рабочая программа
  4. Форма промежуточной аттестации
  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине
  2. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю
  3. Промежуточная аттестация по практике
  4. Выпускная квалификационная работа

3. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

3.1.    Лекционный материал

  1.  Материал для практических (лабораторных) работ; курсовых работ (проектов)
  2.  Материалы для контроля знаний
  3.  Материалы по организации дипломного проектирования


  1. Основные требования к дистанционному курсу

Дистанционный курс (ДК) – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины (МДК, темы МДК), обеспечения оперативного самоконтроля и контроля обучающихся, мотивации и управления познавательной деятельностью студентов, организации активной составляющей дистанционного курса.

ДК должен полностью соответствовать требованиям ФГОС и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины (модуля).

Состав и структура ДК конкретной дисциплины (модуля, МДК) формируются разработчиком курса (преподавателем или группой преподавателей).

В минимальный состав каждого ДК должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 − Структурные элементы ДК

п/п

Наименование структурного  элемента дистанционного курса

Содержание

 структурного элемента дистанционного курса

1

Общие сведения о курсе

Название курса;

Сведения об авторе (авторах).

2

Аннотация

Краткое описание курса

3

Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины (модуля) (утвержденный экземпляр в pdf)

Лист изменений и дополнений к РП (при наличии)

4

Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, критерии оценки

5

Методические указания по учебной дисциплине (модулю)

в соответствии с перечнем тем рабочей программы:

5.1. Лекционный материал

Лекционный материал может включать:

- электронные лекции;

- презентации;

- аудиолекции;

- видеолекции;

- ссылки на Интернет-ресурсы;

- подборки статей или фрагменты учебных пособий.

5.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ

Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)

5.3. Материалы для контроля знаний

 

Материалы для контроля знаний:

- практикоориентированные задания для подготовки к зачету (дифференцированному зачету, экзамену);

- перечень тем рефератов;

- задания для контрольных и   самостоятельных работ;

- вопросы и тесты для самопроверки;

- тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации;

- контрольные тесты.

6

Материалы по организации дипломного проектирования

Материалы по организации дипломного проектирования:

- методические указания по выполнению ВКР;

- задания на ВКР;

- графики выполнения ВКР.

 

  1. Методические рекомендации по содержанию

структурных элементов курса

             

2.1. Общие сведения о курсе

 

Название. Название электронного ресурса должно соответствовать названию дисциплины (модуля) по ФГОС.

Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе (авторах) указывается фамилия, имя, отчество разработчика курса, ученая степень и ученое звание (при наличии).

  1. Аннотация

 

В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи.

Аннотация содержит общую информацию о курсе.

  1. Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины (модуля) – определяет цели, задачи, содержание и объем дисциплины. Оформляется по общим правилам оформления рабочих программ.

В курсе размещается утвержденный вариант рабочей программы в формате pdf и листы изменений к рабочей программе (при наличии).

  1. Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, размещаются критерии оценки.

Критерии оценки зависят от формы промежуточной аттестации: 

  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине

          - Проведение зачета/ дифференцированного зачета/ экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;

  1. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю:

          - Проведение квалификационного экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;

        - Проведение экзамена по междисциплинарному курсу (МДК)

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате    видео – конференции);
  • в тестовой форме;

  1. Промежуточная аттестация по практике:

          - Проведение зачета/ дифференцированного зачета

  • включает представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в тестовой форме или

          представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в формате видео-конференции

  1. Выпускная квалификационная работа

Система оценивания ВКР проводится в соответствии с критериями

выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС) на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы

  1. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

Все виды занятий в системе дистанционного обучения необходимо проводить согласно расписанию в форме онлайн-трансляций.

Взаимодействие преподавателя и студента в филиале ПсковГУ организовано через СДО do3.pskgu.ru.

Кроме того, онлайн-трансляции поточных лекций целесообразно организовывать на платформе ZOOM с указанием ссылки на конкретную лекцию в созданном курсе СДО.

Преподавателю необходимо обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, включая фиксацию времени взаимодействия в рамках процесса обучения по конкретной дисциплине (модулю) и его результатов.

В СДО do3.pskgu.ru все выполненные студентами задания сохраняются в системе.

Запись онлайн-трансляции занятий необходимо вести согласно инструкциям (приложение 1, приложение 2).

В качестве дополнительных учебно-методических материалов к онлайн-трансляции, в зависимости от типа занятий, преподавателю целесообразно разместить в СДО следующие материалы в любом из представленных форматов:

 

3.1. Лекционный материал

Электронные лекции

В данном структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:

- обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;

- содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;

- минимизировать обращение студента к дополнительным источникам информации;

- включать в себя дополнительные элементы для иллюстрации изучаемого материала – звук, видео, графику, анимацию и т.д., при этом включаемые элементы не должны превалировать над основным информационным содержанием лекции, не отвлекать внимание студента (слушателя) от основного учебного процесса, а наоборот, удерживать их внимание;

- содержать обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики, отражающие главные сведения или выводы. Материал, представляемый в такой форме, должен быть наглядным и содержать комментарии;

- содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;

          - включать вопросы для самоконтроля после каждого раздела (темы) лекции;

- завершаться краткими выводами с целью ориентирования студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Презентации

Презентационные лекции отражают основные понятия дисциплин (терминологию) и позволяют в обобщенном виде представить содержание дисциплины.

Размещение презентаций в дистанционном курсе значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации обучающимися.

Подборки статей или фрагменты учебных пособий

Целесообразно использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса. 

3.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с расписанием размещать материал для практических занятий, учебно-методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов) и задания для студентов.

          К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  1. инструкции, включающие в себя описание алгоритма выполнения практических заданий;
  2. методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов)

          Перед размещенным материалом в обязательном порядке составляется график выполнения заданий (таблица 2).

Таблица 2

График выполнения заданий

№ п/п

Наименование

учебного материала в соответствии с расписанием

Дата размещения материала

Дата выполнения заданий студентами

1

Практическая работа

№ «      »

  1. Материалы для контроля знаний

 

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) – допускается приведение примерных вопросов.

Перечень тем рефератов - должен содержать требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи. 

Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.

Вопросы и тесты для самопроверки – целесообразны для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.

Тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации - должны содержать задания, аналогичные, используемым при формировании заданий самоконтроля и промежуточной аттестации.

Контрольные тесты или практико-ориентированные задания – могут содержать задания для проверки уровня знаний обучающихся как по разделу учебной дисциплины (модуля), так и по всему курсу.

3.4. Материалы по организации дипломного проектирования

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с графиком дипломного проектирования размещать материал по подготовке выпускной квалификационной работы.

К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  • методические указания по выполнению ВКР;
  • задания на ВКР;
  • графики выполнения ВКР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дистанционного курса на основе LMS Moodle для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Дистанционный Курс создан на основе платформы Moodle - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Дистанционный Курс создан для поддержки учителей...

Курс лекций и практические задания для студентов ТГПУ в системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда»

Разработан курс лекций и практические задания по физике для студентов ТГПУ в  системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда» http://opensystem.tspu.ru/course/view.php?...

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе

Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва...

Рабочая программа курса "Занимательное краеведение" в системе дистанционного обучения

    Актуальность данного дистанционного курса определяется повышением интереса к своему краю. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к...

Работа учителя музыки в системе дистанционного обучения Moodle на школьном сайте

Работа учителя музыки в системе дистанционного обучения Moodle на школьном сайте...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии с использованием приемов системы дистанционного обучения «Moodle».

В статье приведены примеры активизации познавательного интереса учащися 8-9 классов с использованием системы дистанционного обучения "moodle", а также приводится программное обеспечение для ...