Авторская образовательная программа по тестопластике "МукоСолька"
рабочая программа по теме

Басова Лариса Викторовна

Объединение дополнительного образования детей"МукоСолька".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mukosolka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №285

Красносельского района города Санкт-Петербурга 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ СОШ № 285

________________ Соколов  Д.Л.

«_____»______________ 200___ г.

ОСНОВАНИЕ:

Решение педсовета ГОУ СОШ № 285

«_____»______________ 200___ г.

 

Протокол №______

Образовательная программа

по тестопластике

 «МукоСолька»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Объём программы: 144 часа

Составитель программы:          

педагог дополнительного образования

Басова Лариса Викторовна  

=Санкт-Петербург=

2009


Пояснительная записка.

Каждый день в нашей жизни мы, так или иначе, используем тесто. Чаще всего – в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда-то давным-давно еще древние египтяне делали из теста замечательные поделки, которые можно назвать даже произведениями искусства. Как они сохранились? Секрет прост: их делали из соленого теста. Благодаря этому они не деформировались, не подвергались внешним воздействиям.

В наши дни постепенно возвращается интерес к этому виду творчества. Как и у любого другого материала, у теста есть достоинства, и недостатки. Но в одном он просто уникально – его можно использовать для того, чтобы научить малышей лепить.  Это незаменимый материал, потому что безопасен во всех отношениях: от него нельзя получить аллергию, если кусочек случайно съеден – это не вызовет отравления. Тесто, как материал, очень удобно в работе, всегда под рукой и не требует практически никаких затрат.  

Программа «Тестопластика» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития. Занятия по программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ, ПФ). Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

Программа «Тестопластика» в объеме 144 учебных часа за год (4 часа в неделю, 1 год реализации), рассчитана на учащихся 2-3 классов (9-10 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественно-эстетической направленности. Режим занятий по программе – 2 раза в неделю по 2 часа.

В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому образовательная программа «Тестопластика» является актуальной в наше время.

Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие,  что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

Новизна программы заключается  в том, что она включает в себя не только обучение  тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.

Цель программы:

Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из  соленого теста.

Задачи программы:

     Образовательные:

  1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
  2.  Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

    Развивающие:

1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.

3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании  изделий из теста.

4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.
  2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
  3. Формировать культуру труда и совершенствовать  трудовые навыки.

    Прогнозируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года учащиеся

должны знать:

- технологию приготовления соленого теста;

- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;

- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на тесто;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;

- самостоятельно исправлять повреждения поделок;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

приобретут навыки:

- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;

- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;

- изготовления поделки по собственному эскизу.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

2

2

4

Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.

2

8

10

Украшения из соленого теста

2

10

12

Сушка и окрашивание.

2

8

10

Новогодние игрушки и елочные украшения.

2

8

10

Лепка животных.

2

8

10

Лепка цветов.

2

10

12

Рамки для фотографий.

2

12

     14

Корзинки.

2

14

16

Композиции и панно.

2

14

16

Подсвечники.

2

12

14

Изготовление картин из теста.

2

14

16

ИТОГО:    

24

120

144

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

Практика: Лепка простых фигур: шарик, лепешка, капелька, колбаска, лента.

  1. Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.

Теория: Организация рабочего места. Уход за изделиями из теста. Работа с шаблонами. Декоративно-отделочные работы.

Практика: Изготовление поделок, с  помощью шаблонов.

  1. Украшения из соленого теста.

Теория: Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.

Практика: Изготовление бус, браслетов, кулонов.

  1. Сушка и окрашивание.

Теория: Два способа сушки изделия. Сушка на открытом воздухе. Виды красок: гуашь, акварель, темпера. Варианты окрашивания изделия.

Практика: Самостоятельное окрашивание учащимися собственных работ.

  1. Новогодние игрушки и елочные украшения.

Теория: Основные приемы, используемые при лепке животных и птиц.

Практика: Самостоятельное изготовление животного.

  1. Лепка животных.

Теория: История новогодней игрушки.

Практика: Самостоятельное изготовление новогодних игрушек и елочных украшений.

  1. Лепка цветов.

Теория: Виды цветов. Приемы лепки цветов.

Практика: Изготовление цветов.

  1. Рамки для фотографий.

Теория: Фотография в жизни человека.

Практика: Изготовление рамок для фотографий.

  1. Корзинки.

Теория: Варианты «плетения» корзин.

Практика: Изготовление корзинок.

10.Композиции и панно.

Теория: Последовательность изготовления композиций.

Практика: Изготовление композиций. Изготовление коллективной композиции.

10.Подсвечники.

Теория: Назначение подсвечников. Виды подсвечников.

Практика: Изготовление подсвечников.

11. Картины.

Теория: Возможность изготовления картин.

Практика: Изготовление картин. Изготовление коллективной картины.

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

Тема программы

Формы занятий

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Беседа

Коллекция поделок, книги

Опрос

2.

Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.

Комбинированное

Готовые шаблоны, формочки, тесто, вода, клей ПВА

Самостоятельная работа

3.

Украшения из соленого теста.

Комбинированное

Клей ПВА, белая краска, кисточки, краски, художественный или мебельный лак (НЦ, ПФ)

Самостоятельная работа

4.

Сушка и окрашивание изделий.

Комбинированное

Тесто, капроновая нить, зубочистки, клей ПВА, кисточки.

Самостоятельная работа

5.

Новогодние игрушки и украшения.

Комбинированное

Тесто, клей ПВА, кисть, краски, чесночница, лак (НЦ, ПФ)

Самостоятельная работа

6.

Лепка животных.

Комбинированное

Тесто, нитки, клей ПВА, шпильки (проволока), краски, лак (НЦ, ПФ)

Самостоятельная работа

7.

Лепка цветов.

Комбинированное

Коллекция искусственных цветов, тесто, клей ПВА, кисточка, ножницы, краски, лак (НЦ, ПФ)

Самостоятельная работа

8.

Рамки для фотографий.

Комбинированное

Тесто, картон, клей ПВА, кисточка, ножницы, краски, лак (НЦ, ПФ)

Выставка

9.

Корзинки.

Комбинированное

Тесто, клей ПВА, ножницы, краски, кисточка, вода, лак (НЦ, ПФ)

Самостоятельная работа

10.

Композиции и панно.

Комбинированное

Тесто, клей ПВА, , краски, лак (НЦ, ПФ).

Самостоятельная работа

11.

Подсвечники.

Комбинированное

Тесто, клей ПВА, кисточки, парафиновые свечи, краски, лак (НЦ, ПФ)

Выставка

12.

Изготовление картин из теста.

Комбинированное

Тесто, клей ПВА, кисточки, краски, лак (НЦ, ПФ)

Выставка

Использованная литература:

  1. Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
  2. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
  3. Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
  4. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
  5. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

Литература для учащихся:

  1. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
  2. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
  3. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладн...