Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
методическая разработка по теме

Вицина Ирина Ивановна

      Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.

Программа  "Театральное творчество" содержит следующие разделы:

• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения театральному творчеству, раскрываются особенности содержания образования по данному направлению на этой ступени;

• содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

• тематическое планирование  с описанием видов учебной деятельности учащихся 1-х классов и указанием  числа часов на изучение соот-ветствующего материала;

• рекомендации по оснащению учебного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr-ma_teatralnoe_tvorchestvo_fgos.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Театральное творчество»

для детей 7-8 лет

период реализации 1 год

Автор-составитель:

Вицина И. И.,

педагог дополнительного образования

Лангепас

2011

Пояснительная записка

     Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.

      Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и  пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Цель программы:

     Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества.
  2. Научить слушать, понимать и анализировать литературный материал, на основе которого будет готовиться постановка.
  3. Научить формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.

    Программа «Театральное творчество» модифицированная,  рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы. При разработке настоящей программы использованы  примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А.   Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.

      Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю по два часа.

      Все занятия включают в себя:  тренинг, в виде театральных игр на отработку внешней и внутренней психотехники, где обязательной составляющей являются упражнения на артикуляцию, развитие речи, пополнение словарного запаса; выполнение заданий в рабочих тетрадях, а также занятия по постановочной части.

      Занятия  по тренингу проводятся в классе, а выступления детей -  в актовом зале.

      Количество детей в группе должно составлять четное число, т.к приходится выполнять многие упражнения в парах, и не больше 16 человек.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

    Процесс обучения в группе позволяют оценить творческие выступления обучающихся в итоговых образовательных событиях, которые проходят каждые полгода. За учебный год демонстрируются два образовательных события. Они могут иметь различные формы  и тематики  с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и нравственного аспекта.

Примеры тем и форм проведения итоговых образовательных событий

  1. «Конкурс актерского мастерства» -творческое состязание, где проходят конкурсы на лучшее выполнение упражнений тренинга, скороговорок, этюдов и сюрпризов. Учащийся  попадает в ситуацию, где все зависит от его грамотности, гибкости, воображения, способности быстро ориентироваться, выявляется устойчивость в обучении.
  2. «Посвящение в артисты» - торжественная театрализованная программа, где учащиеся смогут пройти  ряд испытаний, для того, чтобы их «посвятили в артисты». Эта форма проведения итогового мероприятия будет способствовать заинтересованности детей в обучении. Торжественность создаст особые, незабываемы ощущения, которые также будут стимулировать учащихся на дальнейшую работу. Возможно привлечение к этому мероприятию , в качестве ведущих, ребят постарше и с большим опытом. Они явятся наглядным примером того, каких успехов можно добиться в дальнейшем.
  3. «Постановка литературного произведения» - завершающий этап обучения. Здесь могут быть представлены  театрализации различных праздников, отрывки из пьес, рассказов или постановка маленькой пьесы минут на 10-15, где учащиеся должны представить свои способности по овладению органическим действием в обстоятельствах, предлагаемых автором литературного произведения.

    Диагностические материалы результативности освоения программы:

  1. Критерии продуктивности творческой деятельности.
  2. Критерии оценки выполнения заданий в творческих тетрадях.
  3. Психологические тесты по Роршаху, Мюррею, Гарднеру
  4. Тесты- опросники Л.М. Фридман, Э.А. Голубевой, Т.А. Фотековой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ

1. Сформированность у учащихся  мотивации к творчеству

1. Пополнение словарного запаса учащихся.

2. Развитие речи учащихся.

3. Сформированность выразительных способностей

4. Сценическое раскрепощение – «публичное одиночество»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:

1.  Урок развивающих театральных игр как  основная форма организации образовательного процесса (групповые занятия).

2. Беседы (индивидуальные и групповые занятия  по содержанию программы или  воспитательные).

3. Репетиции: застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические (индивидуальные, мелкогрупповые, групповые занятия  в зависимости от специфики учебного материала)

      Групповые занятия проводятся для всей группы.

      Мелкогрупповые занятия – для работы с 2-мя, 3-мя, 4-мя учащимися.

       Индивидуальные занятия – для работы с одним учащимся

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

    Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:

1. Словесных – рассказ, беседа, лекция, работа с литературным материалом Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнение  заданий в творческих тетрадях.

2. Наглядных – демонстрация наглядных пособий, а также просмотр видеофильмов и т.д.

3. Практических – тренинги, упражнения, творческие задания, показы и выступления.

     В организации педагогической деятельности используются следующие принципы:

1. Принцип научности, основанный на Системе Станиславского, которая в свою очередь  представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.

2. Принцип системности и последовательности;

3. Принцип сознательности и активности;

4. Принцип наглядности;

5. Принцип доступности.

Дидактический материал

  1. Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «основы актерского мастерства», «Творческие тетради».
  2. Художественные материалы ( наборы открыток, репродукции).
  3. Фотоматериалы.
  4. групповые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных карандашей, фломастеров.
  5. Литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.

  Техническое оснащение

  1. Стулья.
  2. Столы.
  3. Ширмы.
  4. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
  5. Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Основные темы и разделы

Количество часов в год

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Мышечная свобода

2

20

3

Речевая гимнастика

2

34

4

Гимнастика чувств

3

33

5

Я–артист (участие в постановочной части)

5

37

6

Итоговое образовательное событие

0

4

7

Итоговое занятие

0

2

ИТОГО:

13

131

144

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

1 Раздел. Вводное занятие

     Тема:

     Знакомство.

     Познакомиться друг с другом. Познакомить детей с правилами техники безопасности. Дать определение театральным понятиям: «театр», «актер», «режиссер», «декорация», «пьеса». Рассказать о театре  как виде искусства. Рассказать о древнегреческом театре.

      Практическая работа:  Первые пробы детей сыграть в сказке «Репка».

2 Раздел. Мышечная свобода

Тема:

    1) Свободу мышцам!

     Рассказать для чего актер должен уметь управлять своим телом. Дать определение понятиям  «зажим», «мышечная свобода». Рассказать, о путях достижения мышечной свободы и  правилах проведения упражнений на снятие мышечного зажима.

      Практическая работа: тренинг-разминка как подготовка психофизического и         дыхательного аппарата к работе; упражнения на мышечное освобождение.

3 Раздел. Речевая гимнастика

Темы:

     1) Голос и речь.

     Рассказать о значении голоса, речи в жизни человека, в частности- актера. Рассказать что общего между актером на сцене и учеником у доски. Дать определение понятию «осанка». Рассказать, какое должно быть положение корпуса при хорошей осанке.

     Практическая работа: Тренировка правильного положения корпуса тела. Тренировка правильности вдоха и выдоха. Выполнение заданий в творческих тетрадях: разукрасить картинки по данной теме.

    2) Тренинг гласных и согласных звуков.

    Дать определение понятию «тренинг». Рассказать: для чего необходимо выполнять тренинг; какие звуки являются гласными и согласными; дать определение понятиям «тренинг».

     Практическая работа: комплекс упражнений   на дыхание, артикуляцию; тренинг гласных  и согласных звуков.

     3) Скороговорки.

     Дать определение понятию «скороговорка». Рассказать, для чего необходимо разучивать скороговорки и о правилах их разучивания.

     Практическая работа: тренинг на дыхание, артикуляцию. Начать разучивать ряд скороговорок «в мире животных» « в мире природы»; выполнение заданий в творческих тетрадях: разукрасить картинки животных, о которых говорится в данных скороговорках; придумать рассказ со скороговорками.

     4) Слова, слова, слова…

     Рассказать о значении слов в жизни человека; что такое «жест», «язык жестов», «темп речи», «интонация»; о видах интонаций.

     Практическая работа: тренинг на дыхание, артикуляцию. Научить детей связывать слова в предложения; сочинять коллективные рассказы. Выполнение заданий в творческих тетрадях: прочесть четверостишия с разными интонациями и разукрасить картинки, относящиеся к этим четверостишиям. Выполнение других заданий, например, « Расскажи сказку или стихотворение, используя жесты, мимику, голос».

4 Раздел. Гимнастика чувств

Темы:

  1. В стране вообразилии.

Рассказ о том, для чего актеру необходимо развивать воображение, фантазию.

     Практическая работа: Выполнение упражнений на развитие воображения и фантазии, например, «обыграй стул», «обыграй позу», «Я –животное, растение, насекомое» и других. Выполнение заданий в творческой тетради:  «дорисуй портреты гномов», «что можно нарисовать, используя квадрат?», «найди лишний предмет и зачеркни его», «Сравни представленных героев и раскрась фигурки любимых персонажей» и т.д.

  1. Мастерская памяти и внимания

       Рассказать детям для чего человеку, а особенно актеру необходимо развивать память и внимание?

      Практическая работа:  Выполнение упражнений на развитие памяти и внимания, например, «хлопки», «хлопки по кругу». «Послушаем тишину», «Воробьи-вороны», «Мигалки», «муха», «снежный ком» и другие. Выполнение заданий в творческих тетрадях, например, «какие часы идут неверно?», «сравни гномиков, которые оказались в пещере горного короля и раскрась их», «рассмотри картинки и найди различия между ними» и другие.

5 Раздел. Я – артист

Темы:

  1. Поговорим о постановке.  

        Рассказать из каких этапов складывается постановка спектакля (выбор произведения для постановки, репетиция, выпуск). Прочитать литературный материал, на основе которого будет производиться постановка.

      Практическая работа: Провести анализ литературного текста для постановки, соответствующий данному школьному возрасту детей, задав примерно такие вопросы: Понравился ли вам сценарий, сказка или пьеса? ( зависит от того, какой литературный материал берется для постановки). О чем этот сценарий, сказка, пьеса? А почему произошло то-то и то-то? Какие герои поступили правильно, а какие нет? А как нужно поступать? И т.д.

  1. «Примеряем» образ на себя.

        Беседа о том, как важны в театре самые маленькие роли, самые, казалось бы, незаметные должности. Как важно вовремя открыть и закрыть занавес, включить свет и музыку и т.д. Рассказать, что необходимо учитывать при работе над образом: его характер, внешний вид, образ жизни, к чему стремится персонаж, отрицательный он или положительный и т.д.

     Практическая работа: Вместе с педагогом дети обсуждают распределение ролей, учитывая, у кого та или иная  роль должна получиться лучше; кто больше подходит на ту или иную роль по своим внешним данным, голосовым, по характеру.

  1. Репетиция.

        Вычленяются, разбираются все события сценария, пьесы, сказки ( зависит от того, какой литературный материал берется для постановки). При этом обговариваются логика поведения и отношения между персонажами, конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия

     Практическая работа: Проигрываются все события сценария, пьесы, сказки, учитывая при этом логику поведения и отношения между персонажами, конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия.

      4) Итоговое образовательное событие.

     Практическая работа: Проводится или в форме концерта, состоящего из художественных номеров и показов упражнений, где основным  действующим лицом были бы сами дети, именно они должны выступать в роли ведущих и основных заводил., или, в форме показов сценических этюдов по сказкам.

6 Раздел. Итоговое занятие

Темы:

     Итоговое занятие.

     Подведение итогов работы за учебный год: что удалось сделать, чего не удалось сделать и по каким причинам. Обязательно отметить каждого ребенка, чем он отличился за год, и поощрить тех, кто проявил себя в творчестве. Поощрения могут быть словесными, а могут быть, в виде грамот. Участие самих студийцев в оценке работ друг друга. Пожелания на новый учебный год.

ТРЕБОВАНИЯ

К  ЗНАНИЯМ,  УМЕНИЯМ  И  НАВЫКАМ

      К концу  учебного года учащиеся должны

знать:

  1. Что такое «театр»;
  2.  что представляет театр, как вид искусства;
  3. основные театральные профессии;
  4. театральные термины и понятия:  «декорация», «пьеса», «мышечный зажим», «мышечная свобода», «осанка», «тренинг», «скороговорка», «жест», «язык жеста», «темп речи», «интонация»;
  5. правила поведения в театре;
  6. устройство зрительного зала;
  7. значение  слова в театре;
  8. Какие качества необходимо развивать актеру.

Уметь:

  1. участвовать в коллективных театральных играх.
  2. Выполнять тренинг-разминку, как подготовку психофизического и дыхательного аппарата к работе;
  3. Выговаривать ряд скороговорок;
  4. связывать слова в предложения; сочинять коллективные рассказы;
  5. анализировать, согласно своему возрасту, литературные произведения, предназначенные для постановки;
  6. участвовать в постановочной работе в качестве актера.

ЛИТЕРАТУРА,

РЕКОМЕНДУЕМАЯ    ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

  1. Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Очерки истории  Александринской сцены /А.Я.Альтшуллер. – Л.,: Искусство, 1968.
  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя./Н.П. Аникеева.– М.,:Просвещение,  1987.
  3. Барро Ж. Размышления о театре / Ж  Барро.– М.,: Просвещение, 1963.
  4. Блейз А. История в костюмах /А. Блейз. – М.,: Олма-Пресс Экслибрис,  2002.
  5. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г.Н. Бояджиев.–  М.,: Просвещение, 1969.
  6. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка /Н. Ветлугина.– М.,: Просвещение,  1968.
  7. Генералова И. Мастерская чувств/ И. Генералова. – М.,: Школьный театр, 2000.
  8. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С.В. Гиппиус.–  Л-М.,: Искусство, 1967.
  9. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера / М.О. Кнебель. –  М.,: ВТО, 1970.
  10. Кох И. Э. Основы сценического движения/ И.Э. Кох. – Л.,: Искусство, 1970.
  11. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. –  М.,: Просвещение,  1968.
  12. Осовицкая З. В мире музыки / З. Осовицкая, В. Казаринова– М.,: Музыка, 1996.
  13. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. –  М.,: Просвещение, 1954.
  14. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены / Г.А. Товстоногов.  – Л.,: Искусство, 1980.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.,: Просвещение, 1990.
  16. Шмойлов М. Мастерство актера: упражнения и игры начального этапа

Обучения / М. Шмойлов – Л.,: Искусство, 1990.

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

  1. Алянский Ю. Азбука театра / Ю. Алянский – Л.,: Детская литература, 1986.
  2. Генералова И. Театр / И. Генералова – М.,: Школьный театр, 1998.
  3. Мартынюк С. Костюм и маска / С. Мартынюк. – М.,: Астрель,  2002.
  4. Энциклопедия для детей. Музыка. Театр. Кино./ В.А. Володин. -М.,: Аванта+, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"

программа  художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста....

Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »

В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...

Интегрированная образовательная программа обучения декоративным видам творчества «Кладовая радости»

Направленность: Художественно-эстетическаяВозраст детей: 8-14 летСрок реализации 4 года...

Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».

Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить ...