Как воспитать лидера
статья по теме

Карасёва Ирина Геннадьевна

Рекомендации по воспитанию лидера среди детей среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karaseva_irina_gennadevna.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Карасева Ирина Геннадьевна

 педагог дополнительного образования

 школы № 334 Санкт-Петербурга

Как воспитать лидера

Мать держит на руках новорожденного ребенка… Кем он вырастет: выберет свою дорогу или будет следовать проложенными путями? Придумает что-то новое или станет подражать другим? Поведет за собой или предпочтет быть ведомым? Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.

Лидером может стать тот, кто умеет повести за собой. А для этого надо обладать авторитетом среди окружающих. Еще на детской площадке можно заметить: есть дети инертные, не проявляющие инициативы, а есть и иные - они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей.

Есть лидеры формальные и неформальные. Формальный - это тот, кого, как правило, назначают. Например, староста класса. Его положение зачастую не из легких: приходится думать, как сохранить отношения с одноклассниками, и в то же время выполнять свои обязанности, не потеряв доверие учителя. Позиция такого формального лидера зачастую неблагодарная, но очень полезная для будущей карьеры. Умение находить баланс между коллективом и вышестоящими людьми - это одно из основных качеств формального лидера.

Но все-таки более значимый лидер в коллективе - неформальный. И неважно, какого он возраста, чем занимается, главное - это человек, за которым коллектив готов следовать. Конечно, нет гарантии, что однажды позиции неформального и формального лидеров могут совпасть, но то, что у неформального всегда будет поддержка коллектива, - это совершенно точно. Итак, что нужно для того, чтобы стать лидером?

Я уникален! А почему бы и нет?

Прежде всего, наверное, следует не считать себя одним из множества винтиков в механизме, именуемом «общество». Осознать собственную неповторимость – вот первый шаг к лидерству. Кроме того, не может стать лидером человек, не уверенный в себе.Если человек не уверен в себе, вряд ли можно ожидать, что он поведет за собой других. А вести за собой - это одно из основных качеств лидера: ведь невозможно быть таковым наедине с собой. Стоит заметить, что и самоуверенность - тоже плохой помощник в завоевании лидерский позиций. Золотая середина - адекватное и обязательно позитивное отношение к себе. Позитивное отношение к себе - это ключевой момент уверенности в себе. Следует адекватно оценивать свои ошибки. Конечно, неудачи и ошибки случаются у каждого человека. Но нужно воспринимать их как часть учебного процесса под названием "жизнь".Очень важно оставаться честным перед собой и не пытаться свалить вину за собственные промахи на кого-то другого - только так можно свести их количество к минимуму и, используя накопленный опыт, повысить количество успехов.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Еще одно отличительное качество лидера в том, что на него всегда можно положиться. Он должен ответственно относиться к собственным действиям и поддерживать окружающих. Не важно, где человек занимает лидирующую позицию: в классе или в собственной компании, главное – подходить со всей ответственностью к тому, что делаешь, и верить в это. Только в таком случае люди будут тебе доверять.

Можно объединить людей для выполнения какого-либо совместного дела, организовать, например, музыкальную группу. Но если человек, претендующий на главенствующую роль, будет постоянно опаздывать или переносить занятия – это не прибавит ему популярности, а любое новое начинание будет встречено с недоверием и непониманием.

Слушать, говорить, увлекать

Способность увлечь идеей напрямую связана с умением говорить. Как можно увлечь кого-то за собой, если ты не в состоянии внятно объяснить людям, чего ты хочешь добиться от них? Современный язык засорен сленгом, словами-паразитами. Нужно обратить внимание на свою речь, постараться устранить лишние слова, не несущие никакой информации. Но кроме правильно построенных фраз должно быть еще кое-что. Те, к кому обращены слова, должны быть уверены в искренности говорящего.

Не важно, на что ты вдохновляешь людей: провести субботник на территории школы, сходить всей компанией на рок-концерт или составить план подготовки к экзаменам. Люди верят искренним словам и легко улавливают фальшь, даже когда дело касается каких-то мелочей.

И еще. Лидеру не следует забывать, что у людей может быть другое мнение. Очень важно уметь внимательно выслушать и, возможно, принять к сведению. Это является одним из признаков уважения собеседника.

Независимость суждений

Умение составить свое мнение – это, безусловно, плюс для человека, претендующего на лидирующие позиции. В самом деле, как можно чего-либо добиться, если полностью зависишь от мнения окружающих? Для того чтобы уметь составлять собственное мнение, надо научиться собирать информацию, расширять свой кругозор. Конечно, ребенок, не всегда в состоянии, даже при наличии информации, сделать какие-то выводы, составить собственное мнение просто в силу малого жизненного опыта. Возможно, он не уверен, что его мнение будет воспринято серьезно. В этом случае можно предложить советоваться с родителями или с теми взрослыми, кому он доверяет. Однако это никак не означает, что ребенок должен принять их точку зрения как единственно верную.

Личный авторитет

Если у ребенка хватит сил и терпения пройти все перечисленные выше этапы, он приобретет самое главное: личный авторитет. Он появится, если люди будут видеть в нем надежного, целеустремленного человека. Если ребенок держит слово, хорошо разбирается в том, о чем говорит, быстро ориентируется в любой ситуации и не боится брать на себя ответственность и за себя, и за других, то окружающие будут верить такому человеку независимо от возраста.

Обращение к родителям

Родителям ребенка-лидера нужно уделять особое внимание воспитанию ценностных ориентиров и представлений о морали и нравственности у ребенка. У вас растет личность, способная повести за собой других. И очень важно, куда именно. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как воспитать лидера в семье".

"Лидер по жизни!" - говорим мы об успешных людях. Как же воспитать личность и развить в ней задатки лидера? Данный тренинг поможет родителям поэтапно сформировать лидерские качества у детей разного во...

КАК ВОСПИТАТЬ БУДУЩЕГО ЛИДЕРА. ЛИДЕР – ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО?

Лидерами в  полном смысле этого слова становятся далеко не все, что, согласитесь, не так уж и плохо. Но в нашем случае, научить ребенка быть самостоятельным возможно через формрование у него навы...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным - воспитать человека" (продолжение)

Продолжение беседы для родителей по профилактике жестокого обращения с животными...

Как воспитать лидера

В публикация направлена на родителей. Как нужно общаться с ребенком, чтобы не подавлять его характер. В какое русло можно отправить энергимю гиперактивного ребенка....

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...

Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.

Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....