Творческий проект "Достояние Республики"
методическая разработка (11 класс) по теме

Курганская Людмила Михайловна

"Честный и по - своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом. выше плохого генерала" В.Г.Белинский

Проект направлен на решение проблемы социально - трудовой адаптации детей с ОВЗ через включение их в индивидуальную трудовую деятельность по валянию изделий из шерсти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Достояние Республики».

«Лучшая помощь – это помочь человеку не нуждаться в помощи».

                                                                                                             Афоризм.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Организация образовательного процесса по формированию устойчивой потребности в трудовой деятельности детей с особыми возможностями здоровья для успешной социально – трудовой адаптации и социализации их в общество через включение в индивидуальную трудовую деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Овладение современными технологиями валяния изделий из шерсти. 2.Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных познавательных возможностей (воображение, память, мышление) и состояния  эмоционально – волевой сферы.

3.Формирование элементарных экономических знаний, предприимчивости, умения зарабатывать деньги.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Воспитание готовности к трудовой деятельности, понимания роли труда и научных знаний в жизни общества.

2.Приобщение подрастающего поколения к культуре своего народа, народным промыслам, ремеслам и традициям, к общечеловеческим ценностям, как важнейшего условия жизни в открытом гражданском обществе.

3.Формирование осознанной потребности в труде, активности, ответственности, самостоятельности, профессиональной мобильности, творческого подхода к обучению и дальнейшей трудовой деятельности.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Коррекция познавательной деятельности: внимания, мышления, профессиональной речи, творческого воображения.

2.Коррекция эмоционально – волевой сферы, направленной на формирование готовности включения в трудовую деятельность.

3.Коррекция двигательных навыков: мелкой моторики, точности и тонкости различения цвета и формы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

1. Создание условий для качественного обучения новым технологиям. 2.Создание условий для творчества, возрождения и популяризации национальных ремесел с учетом специфики региона.

3.Создание условий для коррекции физического развития с опорой на сохранные функции.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2011 год

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Ориентация на индивидуальную трудовую деятельность.

2.Овладение различными технологиями по валянию изделий из шерсти.

3.Возможность зарабатывать деньги самостоятельно, реализуя эксклюзивные изделия ручной работы.

4.Конкурентноспособность на рынке труда.

5.Создание рабочих мест.

ИДЕЯ ПРОЕКТА.

С каждым годом все большее число детей в коррекционных школах имеют значительно сниженный интеллект, а также грубые нарушения всех сторон психики, они нуждаются в специальной помощи. Переход к рыночной экономике предъявляет повышенные требования к уровню квалификации. Особенно важными становятся такие качества, как  предприимчивость, коммуникабельность, профессиональная мобильность. Анализ трудоустройства выпускников показал, что общество не готово создавать щадящие условия для социализации детей с ОВЗ.

Приоритетным направлением проекта является не собственно трудовая деятельность,  а переориентация учащихся  на индивидуальную трудовую деятельность по специальностям, которые не только востребованы в нашем регионе, но и имеют перспективу на долгое время. Тува издревле была животноводческой республикой, с особым климатом Севера и Сибири. Войлок тысячи лет был предметом кочевого образа жизни тувинцев, поэтому мы обратились к почти забытому ремеслу – валянию.

«Честный и по – своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала».

 В.Г.Белинский.

Творческие способности, данные от природы, явление редкое, особенно у детей со сниженным интеллектом. Детям с ограниченными возможностями в творчестве доступен уровень ремесленника, делать хорошо то, что уже придумали другие, нужно стать мастером своего дела – это реальное решение проблемы жизнеобеспечения и интеграции в социум.  

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

I. Обучение технологии валяния.

II.Экономические расчеты.

III. Реализация и перспектива на индивидуальную трудовую деятельность.

Оборудование и сырье: шлифовальная машинка, полиэтиленовая пленка с «пузырьками», пульверизатор для воды, полотенце махровое, мыло и шерсть (непряденая). Все это нужно для изготовления современных изделий ручной работы - тканей, шарфов, пледов, тапочек, игрушек.

 Валять просто войлок можно имея только шерсть и воду. Обучение начинаем с посещения этнографического музея, выставки изделий из войлока, участия в мастер – классах, а также ищем новинки в интернете.

I. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВАЛЯНИЯ.

А) В классической технике валяния изготавливаем самые простые изделия – это коврики и сиденья.  Для создания валяного полотна в домашних условиях необходимо просторное удобное рабочее место – э то стол, на нем раскладываем воздушно – пузырчатую пленку пузырьками вверх. Главное условие качества – это укладывание шерсти только сухими руками, в разных направлениях, ровными прядями, чтобы толщина готового полотна была ровной. Намачиваем полотно обильно мыльным раствором из пульверизатора. Можно использовать готовое жидкое мыло, а можно приготовить мыльный раствор из стружки хозяйственного мыла, за час или два до начала работы. Мы не используем при валянии москитную сетку, а сразу приваливаем полотно шлифовальной машинкой.  На подошве машинки закреплена пузырчатая пленка пузырьками вверх. Прижимаем машинку и, не двигая, удерживаем ее несколько секунд на одном месте. Когда шерсть немного свалялась полотно можно переворачивать и валять по очереди - то на лицевой стороне, то на изнаночной. Проверить готовность можно потянув  шерсть пальчиками вверх, если тянутся отдельные волоски, а не пряди, значит готово. В этой технике валяют: пледы, одеяла, ткань для раскроя, шарфы.

Б) Технология валяния с использованием готовых ниток или пряжи.  Выбираем  изделие и  соответствующие цвета пряжи и рисунок. Определяем размер изделия (шарфа), прокладывая ограничительные линии из ниток. На пленке выкладываем из ниток контур рисунка, потом выкладываем рисунок в цвете, по модели.  Готовый рисунок закрываем 2-мя, 3-мя перпендикулярно уложенными, слоями шерсти основного цвета. Обильно смачиваем мыльным раствором и валяем с использованием шлифовальной машинки, без сетки по предыдущей технологии. Красиво выглядят даже нити из распущенных изделий. Можно копировать рисунки обоев, тканей, платков. Работая методом аналогии или копирования, приходит с опытом и собственное творчество.

В) Изготовление изделий или ткани в технике «нуно - войлок». Это способ валяния по ткани, если ткань однотонная, то к выбору  рисунка и цветовой гаммы требуется творческий подход. Если ткань цветная, то можно воспользоваться рисунком ткани. Шерсть укладывают не по всему изделию, а выделяют рисунок, укладывая волокна  шерсти в разных направлениях. Шерсть дает усадку по длине волокна и получается  очень эффектная сжатая буфами ткань или смятая складочками. Так же применяем шлифовальную машинку. Из валяной ткани в технике «нуно - войлок» можно шить любые изделия: юбки, блузки, куртки, платья. Ткань для этой работы используют шелковую или шерстяную, а так же сетку. Для отделки валяных изделий применяют кружева, вискозу или оборки , выполненные из шерсти (волокна укладывают в одном направлении, после усадки растягивают волан шлифовальной машиной). Технологии валяния простые и обучить можно не только детей, но и их родителей. Искусство валяния изделий из шерсти -  доступный вид  творчества, с перспективой на   организацию семейного  бизнеса. (см. Приложение

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ.

Расчет расхода материалов для изготовления шарфа в технике мокрого валяния.

п/п

Наименование используемых материалов.

Цена (руб)

Расход материалов на изделие.

Затраты материалов.

1

Шерсть (ровница)

100 рублей

За 100 грамм

70 – 100 гр.

70 – 100 руб.

2

Мыло хозяйственное

20 руб.

¼ куска

5 руб.

3

Пленка

20руб.за 1м.

50см.

10 руб.

Итого:

85 – 115 руб.

Расчет расхода материалов для изготовления шарфа в технике «нуно - войлок»

п/п

Наименование используемых материалов.

Цена (руб)

Расход материалов на изделие.

Затраты материалов.

1

Шерсть (ровница)

100 рублей

За 100 грамм

40-50 гр.

40-50 руб.

2

Мыло хозяйственное

20 руб.

¼ куска

5 руб.

3

Пленка

20руб.за 1м

50см.

10 руб.

4

Ткань

200руб.х1м.

1.50 см:2изд

150 руб.

Итого:

205 -215 руб.

Материальные затраты на валяные изделия не значительны по сравнению с потребительской стоимостью или ценой изделия. Используя местную шерсть, которая дешевле раз в пять, затраты будут еще меньше.  Потребности рынка шерстяных валяных изделий ручной работы не ограничен, особенно длинной морозной зимой. Рыночная стоимость одного шарфа от  500 рублей до 1500 рублей, если каждый рабочий день выпускать по одному изделию, то за 22 рабочих дня можно заработать  до 25 тысяч рублей.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Постоянно совершенствуя свое мастерство, изучая новые технологии по валянию изделий из шерсти, расширяя ассортимент, просматривая новинки в интернете и используя их в своей работе, можно овладеть этим ремеслом в совершенстве. Новизна изделий и хорошее качество, использование новых материалов и технологий позволят стать изделиям ручной работы эксклюзивными. Для реализации таких изделий не нужно специального торгового места, их можно сдавать в магазины, торгующие сувенирами и подарками. Участие в выставках принесет известность и появится возможность расширения деятельности – развитие малого бизнеса, создание новых рабочих мест и дополнительный доход через обучение, и проведение мастер – классов. Включение в трудовую деятельность  решает проблему жизнеобеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прикосновение к миру искусства и истории возрождения традиционных видов ремесел, а тем более длительная, систематическая, целенаправленная работа заключает в себе неограниченные возможности для развития эмоций, интеллекта и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями.

Приложение 1

Актуальность проекта

Широкий ассортимент изделий из шерсти

Большие возможности для творчества

Сырьё  (дешевое)

Оборудование (дешевое)

Технология (доступная)

Индивидуальная трудовая деятельность

Широкий рынок сбыта

Низкая себестоимость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пою мою Республику" - внеклассное мероприятие посвященное Дню Республики Башкортостан

«Пою мою Республику»Сценарий, посвященный Дню РеспубликиВступление:Родина.… Как вы представляете её? Это место, где вы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был ваш дом, по...

Участие в проекте "Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше"

Материалы участия в республиканской деловой игре «Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше!» среди учащихся старших классов средних общеобразовательных школ Республики Мордовия...

Участие в проекте "Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше" Агитационный плакат.

Агитационный плакат, подготовленный командой старшекласников. Тема плаката -  "Стремимся будущее Мордовии определять, Республику процветающую создавать".Для создания плаката использовалаась прогр...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готов...

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценностей на тему: «История моей семьи в истории моей страны».

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценносте...