Проект « Путь к успеху»
методическая разработка по теме

Сухарь  Ирина  Львовна

 

Организация учебно-исследовательской деятельности в школе - бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_uchebno.docxsuhar_i.l._v_chernogorsk.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сухарь Ирина Львовна, учитель биологии и химии

 МБОУ Кировская СОШ

Алтайский район, Хакасия

Руководитель научного общества «Гиппократ»

Проект « Путь к успеху»

Организация учебно-исследовательской деятельности в школе - бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия, предназначенные для педагогов, занимающихся исследовательской работой с детьми. Публикуются работы по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся. Стало очевидным, что образовательное пространство школы функционирует наилучшим образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности.

  

 Цели проекта по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  

          1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.

          2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

          3. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.

  

Задачи

      1. Формирование научных взглядов.

          2. Пропаганда знаний об окружающем мире.

      3. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.

          4. Участие в проводимых в рамках деятельностишколы, района, республики олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

  

          Координирующие функции по организации исследовательской деятельности учащихся в нашей  возложены на НОУ «Гиппократ» МБОУ Кировская СОШ. Система занятий исследовательской деятельностью представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа. 

         При оргaнизации занятий исследовательской деятельностью на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности. 

     Подготовительный этап исследовательской деятельности учащихся начинается уже в среднем звене, в 5-м классе или даже в 4. В течение года проводятся следующие мероприятия: - знакомство с понятием научная организация труда «НОТ»; - преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда); - расширение и углубление понятия «Алгоритм»; - введение понятия об алгоритмизации обучения; - углубление и уточнение представления о плане углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.). В 6-м классе проводится экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования: - обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект); - формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.

    Следующий, 2-ой уровень, исследовательской деятельности строится на работе по выполнению методологической функции. Он реализуется в 7-8-ых классах, когда осуществляется переход к осуществлению следующей функции исследовательской деятельности, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой. Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе исследовательской деятельности, учащихся, который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.      Таким образом, оба этапа: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация исследовательской деятельности). В старшем звене обучения исследовательская деятельность проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция исследовательской деятельности - управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью.           

     Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в 10- 11-м классе. Ученики САМИ - выбирают и формулируют тему; - определяют зоны исследования; - планируют и реализуют методы исследования; - описывают ход работы; - делают выводы; - вырабатывают рекомендации. При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

          Учебно-исследовательская деятельность учащихся в МБОУ Кировская СОШ организуется в нескольких направлениях:

          I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

     а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

          б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

         II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

     III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференциишколы, районных и республиканских мероприятиях.

  

Технология организации исследовательской работы

  

          Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, целесообразно выделить 6 этапов.

          1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Научном обществе учащихся. Ведущая роль здесь отводится психологу школы и учителю-предметнику. По результатам анкетирования и рекомендациям психолога учитель-предметник в процессе индивидуальной работы с учеником призван, не только поддерживать «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

 2 этап.После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности. Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в школе) будет курировать работу. Мы практикуем и работу одного ученика с несколькими научными руководителями. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

 3 этап. Представление собранного материала на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы. Подобные секционные заседания проводятся не реже 1 раз в четверть. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

 4этап . По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета ( учителя секций). Рецензенты и оппоненты из числа учащихся и учителей дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. В случае необходимости, работа может рассматриваться на заседании Совета научного общества учащихся ( учителя и ученики)несколько раз. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва Совета, к участию в Ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся школы.

     5 этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях научного общества учащихся, проводимых в рамках Ученических чтений. К участию в чтениях привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы признанные лучшими в каждой из секций выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

         6 этап. Итогом исследовательской работы является, проводимая в конце каждого учебного года конференция учащихся. В качестве почётных гостей в конференции участвуют выпускники прошлых лет, родители учеников, что имеет немалое воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ Совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почётными дипломами. В заключение конференции слово предоставляется гостям, родителям, выпускникам школы. Работа в научном обществе учащихся имеет для учащихся  нашей школы практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность представить свои работы для участия в районных и республиканских конференциях и семинарах. Проекты и материалы, представленные в ходе Ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы, с ними можно познакомиться в школьном музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Содружество семьи и школы- путь к успеху"

Новизна нашего проекта заключается в том, что в изучении семьи мы исходим из дифференциации их по периодам развития,  уровню духовно-нравственной культуры и семейных правовых норм (ценносте...

Проект "профильная школа - путь к успеху"

Профильное обучение  в современной школе определяет суть дальнейшего развития системы образования. Данный проект направлен на совершенствование образовательной среды для того, чтобы дать возможно...

Проект "Путь к успеху"

Проект "Путь к успеху"...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Социальный Проект «МЫ+ТЫ: ТВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ»

Социальный Проект "Мы + Ты: твой путь к успеху" направлен на формирование социально-культурной среды обеспечивающей социализацию, социальную адаптацию и успешность наших детей и молодеж...

Проект "Путь к успеху каждого ребенка"

Проект "Путь к успеху каждого ребенка"...