Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"
рабочая программа по теме

Марченкова Ирина Михайловна

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

город Чудово  Новгородская область

Программа дополнительного образования детей

«Юный натуралист»

(экологическое воспитание детей с использованием произведений В. Бианки)

Возраст обучающихся 6 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года

Автор: Марченкова Ирина Михайловна,

учитель биологии МАОУ «СОШ» д. Трегубово

Программа лицензирована в 2010 году

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Информационная карта

Наименование номинации: «Экологическое образование в учреждении дополнительного образования\начальная школа»

Название программы: Программа дополнительного образования детей «Юный натуралист» (экологическое воспитание детей с использованием произведений В. Бианки»

Автор: Марченкова Ирина Михайловна

учитель биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» д. Трегубово

высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 32 года

дата рождения: 29 февраля 1960

Домашний адрес: 174203

Новгородская область

Чудовский район, д. Трегубово.

ул. Школьная д. 1, кв.12

Контактные телефоны: раб. 8 (81665) 43 -233

                                        Моб.89210227038

Участники программы: учащиеся начальных классов

Срок выполнения программы: 4 года

Актуальность: Актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 20 века – воспитание экологической культуры.

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом  образовании», который ставит своей задачей создание системы  непрерывного экологического образования, является основанием  для разработки эффективных средств  экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно  стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Опыт реализации: В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный натуралист».

Краткое описание программы: Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать.  В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.

 Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на те изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются  методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.

Предлагаемый курс  включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их  объединение в практике детей.

Программа состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 504 часа.

1-ый год обучения: Организация внеурочной игровой деятельности (72 ч.).

2-ой год обучения:  Природа вокруг нас (144 ч.).

3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе (144 ч.).

4-ый год обучения: Организация проектной деятельности с учащимися по  наблюдениям в природе (144 ч.).    

ПРОГРАММА

Пояснительная записка.

Актуальность

Актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 20 века – воспитание экологической культуры.

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом  образовании», который ставит своей задачей создание системы  непрерывного экологического образования, является основанием  для разработки эффективных средств  экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно  стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

      Первое знакомство с окружающим миром происходит через детские книжки, очень часто в детской библиотечке можно увидеть красочные книжки Виталия Бианки. Актуальность этой программы заключается ещё и в том, что много произведений о природе Виталий Бианки написал в нашей Новгородской области. В своих произведениях он очень ярко и точно описал природу Новгородского края. Удивительные «сказки – не сказки» могут оказать неоценимую помощь в проведении практических занятий в природе, они способствуют  развитию умений наблюдать в природе, записывать увиденное.

   В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Главной задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный натуралист».

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

ПРОГРАММА «Юный натуралист» ставит перед собой следующие задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

5. Развитие способности формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных  с экологией.

6.Развитие альтернативного мышления  в выборе способов  решения экологических задач и проблем.

7.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

8.Развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.

9.Развитие потребности в ведении здорового образа жизни и стремления к активной практической  природоохранной деятельности.

Основные принципы содержания программы «Юный натуралист»:

1.Принцип научности и доступности.

2.Принцип наглядности и практической направленности.

3. Принцип системности и целостности.

4.Принцип личностной ориентации.

5.Принцип краеведческий.

6.Принцип единства сознания и деятельности.    

 В 2010 году при переходе к Образовательным стандартам второго поколения с 1 класса, возникла необходимость создания новой программы «Юный натуралист»  для организации внеурочной игровой  деятельности с учащимися 1 класса, рассчитанной на 72 часа в год (66 ч + 6 ч резервных).

Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать.  В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.

 Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на те изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются  методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.

Предлагаемый курс  включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их  объединение в практике детей.

Представленная программа разработана для учащихся 1-4 классов, состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 504 часа.

1-ый год обучения: Организация внеурочной игровой деятельности (72 ч.).

2-ой год обучения:  Природа вокруг нас (144 ч.).

3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе (144 ч.).

4-ый год обучения: Организация проектной деятельности с учащимися по  наблюдениям в природе (144 ч.).    

В настоящее время в школах особо уделяется внимание методам и технологиям проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые направлены на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

   Классификация проектов по ведущему методу деятельности:

  1. информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
  2. исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
  3. практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Метод проектов - условие развития творческой личности.  

Новизна. Содержание программы отличается от имеющихся  программ и курсов с экологической направленностью использованием в работе художественных произведений конкретного автора, в нашем случае произведений Виталия Бианки, личностной ориентацией. Программа опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

- Земля - единая экосистема.

- Человек – часть экологической  системы.

- Природные существа и их уникальность вне зависимости от формы проявления.

Программа учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.

Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

Практическая направленность курса  осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, индивидуальная.

    Одним из основных методов обучения являются регулярные и систематические фенологические наблюдения в природе (календарь природы, ведение дневников наблюдений).

Средствами эффективного усвоения программы являются игры (ролевые, тематические, имитационные, дидактические), изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, конкурсы экологических знаков, опыты и практические работы, изготовление гербариев, коллекций и т.д. Предполагаются различные формы привлечения семьи: участие в практических заданиях, в проведении общешкольных  и кружковых мероприятий.

   Занятия проводятся в доброжелательной и  творческой атмосфере, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Результативность:

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:  в конце каждого  учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей по изучению удовлетворённости; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов выступают ежегодные Недели биологии и экологии, традиционные экологические праздники и мероприятия («День синиц», «День птиц», «День Земли»),  традиционные акции («Покормите птиц зимой», Первоцветы»).

Методики отслеживания результативности.

  1. Диагностика мотивации познавательной деятельности методом анкетирования.

Отметь свой вариант ответа:

Посещаю объединение «Юный натуралист» потому что

- на занятиях интересно

- родители заставляют

- хочу подготовиться к будущей профессии

- Незнайкой быть нельзя

- нравиться узнавать новое

- люблю наблюдать, исследовать

Результаты анализа анкет можно выразить в таблице:

Мотивы

Кружковцы (%)

Познавательный интерес

Мотивация благополучия

Широкие социальные мотивы

Эта методика предложена в журнале «Экология в школе» № 4 – 2009 год с. 12, статья Яковлевой З. И. «Формирование экологической культуры младших школьников как фактора саморазвития личности»

  1. Можно использовать диагностику воспитанности учащегося детского объединения из опыта работы Центра внешкольной работы Северного учебного округа Москвы. Она представлена в «Практическом пособии для педагога дополнительного образования» З. А. Каргиной с. 70, Москва, Школьная Пресса, 2007 год.
  2. В пособии «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» (сост. Панченко Н. А.) Волгоград, «Учитель», 2006, представлены диагностические методики по изучению личности и коллектива подростков, которые помогут педагогу грамотно проследить личностный рост воспитанников.
  3. Методики для изучения эффективности процесса развития детей, определения степени удовлетворённости учащихся и родителей жизнедеятельностью и результатами процесса воспитания в объединении можно использовать из пособия «Пе6дагогический контроль в процессе воспитания» под ред. Е. Н. Степанова , Москва, Творческий центр «Сфера», Москва, 2006 год.

        Ожидаемый результат в конце изучения программы:

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце-источник жизни на Земле;

-  живое и неживое в природе;

- основные группы растений и животных и их приспособленность к среде обитания;  

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;

- многообразие живых организмов;

- основные виды экосистем;

- организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;

- человек-существо природное и социальное, его разносторонние связи с природой ;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения  окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология наука о доме;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;

- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами  и явлениями природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.

Учебно  - тематическое планирование.

1-ый год обучения. 72 ч.

Номер раздела

Номер занятия

Тема

Теория (количество часов)

Практика

 (количество часов)

                     Раздел 1. Введение.

  1.

Что такое природа и как люди её используют.

        1

  2.

Что такое экология?

        1

Раздел 2.

Наступила осень.

  3-4.

Краски осени. Я умею наблюдать. Используем страницы «Лесной газеты» В.Бианки».

Экскурсия в природу.

   2  

  5.

Дары осени.

Что приносит осень? Я умею рисовать.

         

Работа с раскрасками.

   1

 6-7.

Поделки из природного материала. Что я умею делать.

Участие в конкурсе

«Чудо – юдо овощи»

 Поделки из природного

материала».

      2

 

  8-9.

Поделки из природного материала. Что я умею делать.

Участие в конкурсе

«Осенний букет».

       2.

   10.

Мир животных. Животные рядом с нами.

     

Участие в выставке животных

«4 октября – День защиты

животных».

 11-12.

Животные рядом с нами.

Конкурс фотографий

«Животные рядом с нами».

        2

   13-14

Осенние наблюдения за птицами. Я умею наблюдать. Использовать для проведения экскурсии рассказы В.Бианки «Чей домик лучше», «Кто чем поёт», «Чьи это ноги».

Экскурсия в природу

«Почему улетают птицы?».

        2

15-16.

Птицы в жизни человека.

Роль человека в охране и защите птиц.

   1

Работа с бумагой

«Оригами. Птицы».

        1

 

 17-18.

День синиц.

Синицы нашего края. Используем  книгу В. Бианки «Синичкин календарь».

11 ноября День синиц

по народному календарю.

 Информационно – литературная

 композиция.

           2

19 – 20.

Сделаем кормушки для птиц своими руками. Что я умею делать.

Практическое занятие

с учащимися.

            2

 

  РАЗДЕЛ 3.

Вот и пришла зима.

21.

Зимующие птицы. Я умею наблюдать. Используем страницы «Лесной газеты» В.Бианки.

Экскурсия в природу

«Птицы рядом с нами».

             1

22 – 23.

Зимующие птицы. Я умею рисовать.

Работа с раскрасками

 «Узнаём птиц».

              2

24 – 25.

Скоро, скоро Новый год! Что я умею делать.

Конкурс рисунков и поделок

 «Животное – символ года».

              2

 

26 – 27.

Покормите птиц зимой.

Используем страницы «Лесной газеты» В. Бианки.

Акция «Чем кормить птиц зимой?».

              2

28 – 29.

Изучаем комнатные растения.

Экскурсия в школе

«Комнатные растения».

               2

 30- 31.

Комнатные растения. Какие растения и почему  полезно выращивать в помещениях? Я хочу научиться.

Правила ухода за комнатными  

растениями.

              2

               

   

   32.

Комнатные растения. Я умею рисовать.

Конкурс рисунков

«Мой любимый цветок ».

             1

33 – 34.

Читаем книги о природе.

Я умею читать и слушать.

Работа с текстами книг В. Бианки

 («Сказки», «Лесные домишки»,

 «Лесные происшествия»,

«Тайны ночного леса» и другие.

           2

35 – 36.

Читаем книги о природе. Моя любимая книжка. Я умею рисовать.

Конкурс рисунков

«По страницам книг

Виталия Бианки».

             2

37 – 38.

Мир животных.

«Я хочу научиться!»

 Практическое занятие

«Фигурки животных из

пластилина».

            2                                                      

39 - 40.

Мир животных.

«Чему я научился?».

Выставка – конкурс

творческих работ детей

«Фигурки животных

из пластилина».

            2

     

РАЗДЕЛ 4.

Приметы весны.

41 – 42.

Весна идёт! Весне дорогу!

Используем страницы «Лесной газеты» В.Бианки.

Народные приметы о весне.

       2

43-44.

Приметы весны. Проверим народные приметы.

Экскурсия в природу

по экологической тропе

«Приметы весны».

              2

45 – 46.

Весна. Я умею рисовать.

Работа с книжками – раскрасками

 «Весна».

              2

47 – 48.

Птицы прилетели. Я умею наблюдать.

 Сороки» - экскурсия в природу.

         2

       

49 – 50.

 Международный День птиц.

Литературно – музыкальная

 композиция.

         2

51 – 52.

День здоровья.

 Принять участие в школьном

празднике «День здоровья»

(игры, конкурсы).

         2

53 – 54.

Берегите первоцветы. Я умею наблюдать.

 Экскурсия в природу

по экологической тропе

 «Первоцветы».

          2

55 – 56.

День Земли.

Участие в школьном

мероприятии «День Земли»

(фестиваль экологической песни,

конкурс рисунков, плакатов).

            2

           

57 – 58.

Анкетирование учащихся.

Ответить на вопросы анкеты

«Что узнал(а) и чему научился

(ась)  на занятиях

 «Юный натуралист».

         2

59 – 60.

Анкетирование родителей.

Ответить на вопросы анкеты

по удовлетворённости

деятельностью объединения

 «Юный натуралист».

          2

61 – 66.

Поездка на экскурсию.

Выездная экскурсия

 (музей, оранжерея –

по договорённости).

          6

67- 72.

Резервное время (экскурсии, походы, игры на природе).

Это время можно

 использовать для походов,

экскурсий, для занятий в летнем

 детском оздоровительном лагере

(приметы лета, экскурсии

по экологической тропе,

конкурсы и выставки). 6

    ИТОГО:

       4

       62

Резервное время:

        6

Ожидаемый результат:

1 год обучения:

Учащиеся должны знать:

- природа – наш дом;

- я – часть природы;

- живое и неживое в природе

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила поведения в природе;

- ухаживать за домашними растениями и животными;

- использовать народные приметы в наблюдениях за природой;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- использовать материалы  детских книг Виталия Бианки для наблюдений в природе.

Для отслеживания результатов уровня эффективности 1 года обучения целесообразно использовать анкету для учащихся и родителей по изучению удовлетворённости деятельностью объединения «Юный натуралист», проводить выставки – конкурсы творческих работ и достижений учащихся, привлекать родителей учащихся к участию в выставках и конкурсах.

 

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 -ой год обучения. 144 ч.

Номер

раздела    

Номер

занятия

Тема                  

Теория

(кол-во часов)

Практика

(количество часов)

1.

Введение.

2

-

1-2

Что такое экология?

2.

Осень в природе.

12

30

3-4

«Разнообразие растений. Жизненные формы растений». Экскурсия в природу.

2

5-6

Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты». Успенская ярмарка.

2

7-8

Сбор семян однолетних культурных растений. Оформление коллекции семян.

2

9-10

«Лесные происшествия». Знакомство со страницами «Лесной газеты» В.Бианки (стр.183-188).

2

11-12

Практическое занятие на пришкольном участке «Культурные растения».

2

13-           14

«Что лучше сажать?». Знакомство с древесными породами, рекомендуемыми  для посадки в нашей области (стр.189-190 «Лесная газета»).

2

15-16

«Семена и плоды». Экскурсия в природу.

2

17-18

«Месяц стай. Осенние наблюдения за птицами (для Всероссийских наблюдений за птицами). Экскурсия.

2

19-20

Оформление материалов экскурсий в природу.

2

21-22

Занятия людей осенью («Колхозный календарь» стр.193-195 «Лесная газета»).

2

23-24

Давайте поиграем (кроссворды, ребусы, загадки о природе).

2

25-26

Игровое занятие «Тир» (стр.205 «Лесная газета»).

2

27-28

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями в кабинете биологии.

2

29-30

Просмотр видеофильма по произведениям В.Бианки «Тропой бескорыстной любви».

2

31-32

Экскурсия в природу «Осенние явления в природе»

2

33-34

Праздник в школе «День синиц».

2

35-36

Названия осенних месяцев по народному календарю (сентябрь, октябрь, ноябрь).

2

37-38

Природа в городе («Городские новости» стр.217-224 «Лесная газета»).

2

39-40

«Лесные происшествия» (по стр.  «Лесной газеты» стр.283-289).

2

41-42

Конкурс кормушек для птиц (стр. 293-295 «Лесная газета»).

2

43-44

«Чем можно птиц кормить зимой?» (стр.351 «Лесная газета»).

2

3.

45-46

Природа зимой.

Конкурс рисунков

«Зимующие птицы».

15

2

26

47-48

День сойки по народному календарю. День информации.

2

49-50

Подвижные экологические игры.

3

51-52

Состязание «Тир» (стр.277 «Лесная газета»).

2

53-54

Экскурсия в природу «Снежная книга» (используем книгу В.Бианки «Снежная книга», «Лесная газета» стр.339-341 «Остроглаз», «Книга зимы» стр.309-311).

2

55-56

Определение комнатных растений в кабинетах школы. Работа с определителями и со словарями.

2

57-58

Уход за комнатными растениями в кабинете биологии.

2

59-60

Конкурс поделок, рисунков, фотографий «Символ года».

2

61-62

63-64

Акция «Покормите птиц зимой» (Экскурсия, практическое занятие, «Месяц лютого голода» стр.342-345 «Лесная газета»).

4

65-66

Практическое занятие «Остроглаз» по книге В.Бианки «Лесная газета» (стр.365).

2

67-68

Труд людей зимой. Лесные происшествия (стр.313-317 «Лесная газета»).

2

69-70

«Клуб Колумбов». Знакомство с приложением к книге «Лесная газета» (стр.413-468).

2

71-72

Клуб Колумбов на материалах Новгородской области.

2

73-74

Неделя «Читаем книги В.Бианки о природе». Биолого-литературный марафон.

5

5

75-76

Конкурс рисунков по произведениям В.Бианки.

2

4.

77-78

Вот и пришла весна.

Первые телеграммы из леса (стр.9-13 «Лесная газета»).

14

2

36

79-80

Скоро весна. Месяц пробуждения, Названия весенних месяцев по народному календарю.

2

81-82

Состязания «Тир», «Остроглаз» (стр.38-39 «Лесная газета»).

2

83-84

Ботаническое лото «Знаешь ли ты растения».

2

85-86

Городские новости «Весна в природе» (стр.13-15).

2

87-88

Занятия людей весной.

2

89-90

Мои наблюдения в природе. Оформление материалов наблюдений.

2

91-92

Сороки. Праздник по народному календарю. Какие птицы прилетели?

2

93-94

Экскурсия в природу «Весна идёт!». Первые приметы весны.

3

95-96

День птиц (голоса птиц в природе, конкурс рисунков, фотографий).

2

97-98

Сбор макулатуры «За охрану лесов». Конкурс между классами школы.

4

99-100

Лесные происшествия (стр.45-49 «Лесная газета»).

2

101-102

Практическое занятие «О правильном питании».

2

103-104

День Земли. Конкурс плакатов, рисунков, фотографий, фестиваль экологической песни.

2

105-106

Бытовой мусор – глобальная проблема.

2

107-110

Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше» (уборка территории школы и деревни от бытового мусора).

6

111-114

Оформление цветочного отдела пришкольного участка.

6

115-116

Экскурсия по экологической тропе «Первоцветы».

3

117-118

Тестирование, анкетирование учащихся по итогам учебного года.

2

ИТОГО:

43

92

РЕЗЕРВ:

9 (организация поездки, экскурсии).

Ожидаемый результат

2-ой год обучения.

Должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце – источник жизни на Земле;

- живое и неживое  в природе;

Должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;

- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;

- заботиться о здоровом образе жизни, практика режима дня, личной гигиены;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;

Для отслеживания результатов  уровня эффективности 2 года обучения целесообразно использовать анкету «Мой режим дня», провести игру по станциям «В гостях у Мойдодыра», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», анкета для родителей «Режим дня в нашей семье».

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3-ий год обучения. 144 ч.

Номер

раздела

Номер

занятия

Тема

Теория

(кол-во часов)

Практика

(количество часов)

1.

Введение.

1

2

1-2

Что изучает экология? Конкурс поделок из природного материала «Успенская ярмарка».

1

2

2.

Взаимосвязи в живой и неживой природе.

38

94

3-4

Что такое окружающая природа и окружающая среда?

2

5-6

Организм и окружающая среда.

2

7-8

Экскурсия в природу «Многообразие организмов и окружающая среда. Распространение плодов и семян».

2

9-10

Оформление материалов экскурсии.

2

11-12

Место человека в мире природы

2

13-14

Экскурсия в природу «Изучаем грибы. Съедобные и несъедобные грибы».

3

15-16

Осенние наблюдения за птицами в природе.  Месяц стай («Лесная газета» стр.181-196).

3

17-18

Оформление материалов наблюдения.

2

19-20

Первые уроки экологической этики.

2

21-22

Неживая природа. Экологические факторы неживой природы.

2

23-24

Солнце – источник тепла и света.

2

25-26

Вода, её признаки и свойства. Берегите воду.

2

27-28

Почва и её свойства. Как сохранить почву?

2

29-30

Погода. Климат. Прогноз погоды.

2

31-32

Народные приметы. «Осенний бал».

4

33-34

Что такое кислотные дожди?

2

35-36

День Синиц – Афанасьев День. Синицы Новгородской области.

3

37-38

Времена года в неживой природе.

2

39-40

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

2

41-42

Экологические связи неживой и живой природы.

2

43-44

Экскурсия в осенний лес. Изменения в природе.

3

45-46

Воздух и жизнь. Охрана воздуха.

2

47-48

Игра «Угадай экологический знак». Конкурс рисунков на лучший экологический знак.

3

49-50

Комнатные растения и их польза.

2

51-52

Размножение комнатных растений.

3

53-54

Экологические группы растений.

2

55-56

Месяц полных кладовых.

2

57-58

Состязания «Тир. Остроглаз».

2

59-60

Конкурс рисунков, поделок «Символ года».

3

61-62

Акция «Покормите птиц зимой».

2

63-64

А знаете ли вы культурные растения?

2

65-66

Игра «В стране овощей».

2

67-68

Что вы знаете о лекарственных растениях?

2

69-72

Неделя Виталия Бианки. Литературный марафон «Природа в книгах В. Бианки».

10

73-74

Времена года в народном календаре.  Фенологические наблюдения в природе.

2

75-76

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «Зима в природе. Птицы рядом с нами».

4

77-78

Народные приметы весны.

Март – протальник.

2

79-80

Работа с карточками – определителями растений.

2

81-82

Состязание «Тир. Остроглаз» (по книге «Лесная газета»).

2

83-84

Практическое занятие «Работа с микроскопом».

2

85-86

Приготовление микропрепаратов растительных и животных клеток.

2

87-88

Первые признаки весны. Экскурсия.

2

89-90

Как растения и животные реагируют на изменения погоды.

2

91-92

Праздник в школе «Сороки». Прилёт птиц (стр.9-24 «Лесная газета»).

2

93-94

Уроки экологической этики.

2

95-96

Праздник в школе «День птиц».

2

97-98

Экскурсия на экологической тропе «Весна идёт».

2

99-100

Сбор макулатуры «За сохранение лесов».

2

101-102

Конкурс на лучший экологический знак и экологическую листовку.

2

103-104

Праздник в школе «День Земли» (листовки плакаты, рисунки, фотографии). Фестиваль экологической песни.

2

105-110

Участие во Всероссийском субботнике. Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше».

4

111-112

Практическая работа на пришкольном участке.

2

113-114

Экскурсия в природу по экологической тропе «Первоцветы».

2

115-116

Оформление материалов экскурсии.

2

117-120

Итоговое тестирование учащихся, родителей по итогам года.

2

121-122

Приметы лета. Летние задания по фенологическим наблюдениям в природе.

3

Итого:

Резерв:

39

96

9 (экскурсия, поездка или поход)

Ожидаемый результат

3-ий год обучения.

Должны знать:

- основные группы растений, животных и их приспособленность к среде обитания;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;

- многообразие живых организмов;

Должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;

Для отслеживания результатов  уровня эффективности 2 года обучения целесообразно использовать мини – практикум «Определение растений и животных» с использованием атласов – определителей для начальных классов, мини – сочинения по темам экскурсий и мероприятий, альбом рисунков «Я знаю живые организмы», совместное мероприятие с родителями на экологическую тему.

     

4-ой год обучения. Организация проектной деятельности учащихся (144 ч.)

1-2

Вводное занятие.

2

3-4

Традиционная выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты. Успенская ярмарка».

2

5-6

Экскурсия в природу «Распространение плодов и семян в природе».

2

Работа над проектом «Распространение плодов и семян в природе» (Задание получает группа учащихся из 3-4 человек).

7-8

Экскурсия в природу «Изучаем листья растений».

2

Работа над проектом «Листья простые и сложные» (задание получают группа учащихся из 2-3 человек).

9-10

Экскурсия в природу «Изучаем деревья нашей местности».

2

Работа над проектом «Наши деревья» (задание получают учащиеся в группе из 2-3 человек).

11-12

Читаем книги Виталия Бианки об осени в природе («Синичкин календарь», «Лесная газета», «Лесные происшествия» и др.).

2

13-14

Практическое занятие на пришкольном участке «Собираем семена однолетних культур».

2

15-16

Осенние наблюдения за птицами. Экскурсия в природу.

2

17-18

Всё о птицах по книгам В. Бианки («Кто чем поёт», «Чей домик лучше», «Чьи это ноги» и др.).

2

Работа над проектом «Птицы нашего края» (используются рисунки, фотографии, материалы наблюдений и т.д.).

19-20

Конкурс на лучший осенний букет.

2

21-22

Состязания «Тир. Остроглаз» (по книге  В. Бианки «Лесная газета»)

2

23-24

Практическое занятие на пришкольном участке «Осенняя обработка почвы».

2

25-26

Осенние явления в природе.

Народные приметы осени.

2

27-28

Работа с гербарными экземплярами растений.

2

29-30

Работа с коллекциями и муляжами животных.

2

31-32

Праздник в школе «День синиц».

2

33-34

Читаем книги В.Бианки о синичках («Синичкин календарь», «Лесная газета» и др.).

2

35-36

Экскурсия в природу «Синицы у дома» (наблюдения в природе).

2

Работа над проектом «Синицы нашего края» (рисунки, фотографии, материалы наблюдений).

37-38

Международный День борьбы со СПИДом (рисунки, плакаты, День информации).

2

39-40

Конкурс зимнего букета.

2

41-42

Знакомство с исследовательской работой «Помогите ёлкам».

2

43-44

Зима в природе. Народные приметы. Зима по стр.книг В. Бианки («Синичкин календарь», «Лесная газета»).

2

45-46

Экскурсия в природу «Ждём зиму».

2

47-48

Оформление материалов экскурсии (рисунки, фотографии, материалы наблюдений).

2

49-50

Состязания «Тир. Остроглаз» (по книге В. Бианки «Лесная газета»).

2

50-51

Конкурс поделок, рисунков, плакатов «Символ года».

2

Смотр, защита проектных работ по итогам 1-го полугодия.

52-53

Акция «покормите птиц зимой». Экскурсия в природу «Зимующие птицы».

2

54-55

Фенологические наблюдения зимой. Народные приметы.

2

56-57

Времена года на Земле.

2

58-59

Сообщества. Изменения в сообществах.

2

60-61

Пищевые цепочки и связи.

Участие в «Зелёной планете».

2

62-63

Практическое занятие по составлению пищевых цепочек и связей.

2

64-65

Что такое парниковый эффект?

Причины и последствия.

2

66-67

Игра «Поле чудес».

2

68-69

Просмотр видеофильмов о родной природе.

2

70-71

Скоро весна. Приметы весны. Народные приметы.

2

72-73

Красная книга Новгородской области. Работа с видеопособием.

2

74-75

Почему нужно защищать природу? Что должен знать и уметь юный защитник природы? (просмотр диафильма).

2

76-77

Жизнь животных в природе (использую  отрывки из произведений В. Бианки).

2

Проектное задание  «Промысловые животные Чудовского района». Создание презентации.

3

Создание презентаций по теме «Редкие и исчезающие виды растений и животных Новгородской области».

3

78-79

Экскурсия в природу «Птицы прилетели».

2

80-81

Праздник в школе  «День птиц».Информация о птицах года.

2

82-83

Голоса птиц в природе. Экскурсия в природу.

2

Работа над проектным заданием «Перелётные птицы нашей области» (рисунки, фотографии, материалы экскурсии).

84-85

Конкурс на лучший экологический знак.

2

86-87

Праздник в школе «День Земли» (рисунки, фотографии, плакаты). Выпуск листовок для населения на экологическую тему («Береги первоцветы», «Береги Землю от пожара»).

3

88-102

Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». Участие во  Всероссийском субботнике.

10

103-104

Сбор макулатуры «Сохраним наши леса».

4

105-106

Операция «Чистый берег» (уборка прибрежной зоны реки Полисть).

3

107-108

Экскурсия по экологической тропе «Изучаем первоцветы».

2

Работа над проектом «Первоцветы Новгородской области» (рисунки, фотографии, материалы наблюдений).

109-110

Отчёт и защита проектов по итогам 2-го полугодия.

2

111-112

Итоговое анкетирование учащихся, родителей.

4

113-120

Участие в районном экологическом лагере «Муравей». Лето в природе.

16

Итого:

24

112

Резерв:

8 (для экскурсий, поездок, походов)

Ожидаемый результат

4-ый год обучения.

Должны знать:

- основные виды экосистем;

- организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;

- человек – существо природное и социальное, его разносторонние связи с природой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

- различие съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология – наука о доме;

- правила поведения в природе.

Должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения и вовлекать в природоохранную деятельность.

Для отслеживания результатов уровня эффективности 4 – го года обучения целесообразно использовать методики диагностики комфортности, культуры общения, «Карта экоинтересов», Особо значимы практические акции с привлечением социума: «Экологический трудовой десант», «Экологическая тропа», «Покормите птиц зимой», «Чистый берег», сбор макулатуры, посадка деревьев, выпуск газет, листовок, обращений, работа со СМИ. Трансляция приобретённого опыта в школе через презентации, видеоролики, оформление фотоальбомов, организация экологических праздников и мероприятий.

Методическое обеспечение.

1. .Александрова Ю.Н, Ласкина Л.Д. «Юный эколог», Волгоград, «Учитель»,2010.

2. Бочкарёва Н.Ф. «Система экологического образования и воспитания учащихся, Калуга, 1996.

3. Вдовиченко В.М.. «Хрестоматия юного натуралиста», Минск, ООО «Юнипресс», 2001

4. Грибов «Как П.Д. человек исследует, изучает, использует природу», Волгоград, «Учитель», 2002.

5. Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе «Свирель» (подписка с 1998 года).

6.  Касаткина Н.А. «Внеклассная работа по биологии», Волгоград, «Учитель»,2001.

7. .Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников»,

     Москва, ООО «5 за знание», 2005.

8. Малашенков А.С. «Предметная неделя биологии в школе», Волгоград, ИТД «Корифей», 2006.

9..Научно -  методический журнал «Экология в школе» (подписка с 2009 года).

10Петунин О.В. «Изучение экологии в школе», Ярославль, «Академия развития»,2007.

11. Рянжин С.В. «Экологический букварь», Санкт – Петербург, Пит – Тал, 1996.

12. Сорокоумова Е.А. «Уроки экологии в начальной школе», Москва «Аркти», 2008.

13. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития, 2006.

14. Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде», Санкт – Петербург,ИД «Литера», 2006.

15 Фадеева. Г.А. «Международные экологические акции в школе», Волгоград, «Учитель», 2005.                                                                                                                                                      16. Фадеева Г.А. «Неделя экологии в школе», Волгоград, «Учитель», 2006.

17. И.П. Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.

18. Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2005.

19.. Е.А.Якушина, Т.Г.Попова «Биология. Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2009

Электронное оборудование

Серия CD – дисков о природе.

Серия аудиокассет «Голоса птиц и животных в природе».

1.DVD – диски:

- «Солнце»                          

- «Луна»

- «Планета – Земля»                    

- «Лекарственные растения»      

- мультфильмы по произведениям В. Бианки («Как Муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Теремок», «Хвосты» и другие), и фильмы(«Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу» и другие)          

2.Видеокассеты:  фильмы о животных, по природным зонам,

3.Электронное приложение к учебнику «Живой организм. 6 класс»                                            

4.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы»    

5.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 7 класс «Животные»  

6.Электронное  приложение к учебнику «Разнообразие живых организмов. 7 класс»                  

7.Электронное приложение к учебнику «Человек. Культура здоровья. 8 класс»                      

8.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс «Человек и его здоровье»                                      

9.Уроки биологии Кирилла и Мефодия                      

10.DVD–диски по биологии («Мир растений», «Эволюция растений», «Моря жизни», «Кошки», «Медведи», «Млекопитающие», «Глазами животных», «Человек  Прогулки в прошлое

11. Компьютерные диски («Грибы», «Ягоды»,изд. «Учитель»)                                    

        Оборудование        

  1. Музыкальный центр
  2. Компьютерный класс
  3. Мультимедийное оборудование
  4. Видеомагнитофон
  5. DVD –плеер
  6. Микроскопы    

Наглядные пособия

1.Микропрепараты « Строение  клетки».

2.Гербарные экземпляры растений  

3.Коллекция «Почвы»  

4. Таблицы по ботанике          

5.Таблицы по зоологии для средней школы                                      

6.Влажные препараты (лягушка, ящерица, крыса, моллюск, червь дождевой, гадюка)                    

7.Скелеты голубя, лягушки, рыбы

8.Набор таблиц «Гигиена и здоровье»                                            

9.  Коллекция голосеменных

10.Динамическая модель размножения мхов                          

11.Коллекция «Образцы коры и древесины»                                      

12.Пособие «Классификация растений и животных»                    

13.Коллекция семян и плодов    

14. Рельефные таблицы по зоологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...